Д-№ 2а-386/2019
Решение Именем Российской Федерации21 ноября 2019 г. г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в составе: судьи Ефремова Д.А., при секретаре судебного заседания Евсюкове С.В., с участием административного истца Васильева А. А., представителя ответчика - Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управления жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ ЗРУЖО МО РФ) – Беркутовой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Васильева А.А. об оспаривании решения ФГКУ ЗРУЖО МО РФ об отказе в принятии истца и членов его семьи, на жилищный учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства г. Санкт-Петербург,
Установил:
Васильев А.А. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным решение ФГКУ ЗРУЖО МО РФ от 24 сентября 2019 г. № 03-39/075 об отказе включить истца и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений и обязать ФГКУ ЗРУЖО МО РФ повторно рассмотреть вопрос принятия истца и членов его семьи на жилищный учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербург.
В судебном заседании истец требования поддержал, пояснив, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части № <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу воинской части: г.Санкт-Петербург, <адрес>. Жена и дочь истца зарегистрированы по месту жительства по адресу: Ленинградская область, <адрес>. Данное жилье принадлежит на праве собственности отцу истца - А. В личном деле истца записаны члены его семьи: жена - О. <данные изъяты> г.р. и дочь - М. – <данные изъяты> г.р.
В июне 2019 года, Васильев А.А. обратился в ФГКУ ЗРУЖО МО РФ заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по избранному месту службы в городе Санкт- Петербург.
Решением ФГКУ ЗРУЖО МО РФ от 24 сентября 2019 года № 03-39/075 о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях истцу было отказано, поскольку его жена и дочь зарегистрированы по месту жительства и имеют право распоряжается жилой площадью в квартире родителей истца, при этом сам Васильев А.А., снявшись с регистрационного учета по месту жительства, умышленно ухудшил свои жилищные условия, зарегистрировавшись по адресу воинской части.
Васильев А.А. пояснил, что с решением ответчика не согласен, поскольку он имеет выслугу более 20 лет, в приватизации не участвовал, в собственности жилого помещения ни он, ни члены его семьи не имеют.
Члены семьи истца зарегистрированы по месту жительства у его родителей и проживают совместно. К членам семьи собственника определенным ст.69 ЖК РФ, не относятся.
По мнению истца, принимая решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении его и членов его семьи, ФГКУ ЗРУЖО МО РФ не учло требования ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», и неверно истолковало ЖК РФ, поскольку ранее Васильев А.А. от государства жильем не обеспечивался. По указанным основаниям истец просил суд иск удовлетворить.
Представитель ФГКУ ЗРУЖО МО РФ полагал оспариваемое решение законным и обоснованным, пояснив, что порядок обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями установлен ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих».
При этом военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
В соответствие со справкой формы 9 от 25.06.2019 г., Васильев А.А. был зарегистрирован постоянно по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: Ленинградская область, <адрес> с 13 ноября 2008 г. и снят с регистрации по запросу 10 августа 2015 г., в связи с перерегистрацией по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес> (в/ч № <данные изъяты>). В соответствии со справкой, супруга военнослужащего и его дочь зарегистрированы в указанной выше квартире, принадлежащей на праве собственности отцу Васильева А.А., по месту жительства бессрочно с 13 ноября 2008 г. по настоящее время.
Согласно п.п.2 п. 1, ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу п. 2 Правил, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона, у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Как указал в оспариваемом решении ответчик, учетная норма предоставления жилой площади в г. Санкт-Петербурге по договору социального найма в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в г. Санкт-Петербурге» от 19.07.2005 г. № 407-65 составляет 9 кв.м., в связи с чем, на каждого из зарегистрированных лиц приходится 15,8 кв.м. (63,2/4), что больше учетной нормы жилья по Санкт-Петербург.
В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в предела Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, местом жительства жены и дочери военнослужащего является жилое помещение по адресу: Ленинградская область, <адрес>. Кроме того, представитель ответчика подтвердил в суде, что согласно АИС ГЖС, ГЖС серии В <данные изъяты> № № <данные изъяты> был выдан в период прохождения военной службы отцу истца А., 21 июня 2002 г. на состав семьи 4 человека, в том числе и истца Васильева А.А.
По указанным основаниям ответчик просил суд в удовлетворении иска отказать.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Согласно выписке из послужного списка Васильев А.А. окончил Высшее военное училище в 1997 г., после чего проходил военную службу на различных воинских должностях.
В марте 2007 г. истец был уволен досрочно с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Согласно справке формы 9 от 25 июня 2019 г. Васильев А.А. был зарегистрирован постоянно по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: Ленинградская область, <адрес>, с 13 ноября 2008 г.
13 июля 2015 г. Васильев А.А. поступил из запаса на военную службу по контракту в в/ч № <данные изъяты>.
10 августа 2015 г., согласно справке формы 9, истец был снят с регистрации месту жительства по запросу и зарегистрирован по адресу воинской части № <данные изъяты> (г. Санкт-Петербург, <адрес>).
Из пояснений истца следует, что в настоящее время он и члены его семьи проживают по адресу: <адрес>, с 13 ноября 2008 г. в квартире принадлежащей его отцу на праве собственности.
Согласно выписке из приказа командующего 6 общевойсковой армией от 18 ноября 2019 г. Васильев А.А. был уволен с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями с датой исключения из списков личного состава части – 1 декабря 2019 г.
Как видно из пояснений Васильева А.А., копии скриншота АИС ГЖС, копии ГЖС серии В <данные изъяты> № № <данные изъяты>, выданного 21 июня 2002 г. отцу истца А., указанный сертификат был выдан отцу Васильева на состав семьи 4 человека, в том числе и истца Васильева А.А.
Из материалов дела следует, что на сертификат отцом истца была приобретена квартира в г. Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью 44,1 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 17 октября 2019 г. в соответствие с которой, 8 января 2003 г. было зарегистрировано право общей долевой собственности, при этом доля собственности истца составляла 1/4. Дата государственной регистрации права, согласно выписке из ЕГРП, прекращена 23 января 2003 г., в связи с продажей указанного жилья.
Согласно пояснениям истца, после продажи указанного жилья отцом Васильева А.А. была приобретена квартира по адресу: Ленинградская область, <адрес>, в которой в настоящее время проживает истец и члены его семьи.
Оценивая данные обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Порядок признания военнослужащих министерства обороны Российской Федерации определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. № 1280, утвердившего Инструкцию о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
При этом, закрепляя за военнослужащими право на обеспечение жильем, государство гарантирует им его предоставление на определенных условиях, предусматривая при этом основания для отказа в предоставлении жилья военнослужащим или членам их семей в случае, если они утратили право на его получение от федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу или если имеются иные основания для отказа в реализации данного права. Данный вывод суда вытекает из Конституции Российской Федерации, которая предусматривает право граждан на жилище, но при этом не гарантирует кому бы то ни было предоставление сверхнормативной площади.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичная норма изложена в п. 4 приказа МО РФ № 1280, согласно которой военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Из содержания статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, названный закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) обязанность по обеспечению военнослужащих жильем, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное ему жилое помещение.
Как установлено в судебном заседании в 2003 г., проходя военную службу по контракту, Васильев А.А. был обеспечен жильем в составе семьи его отца –военнослужащего, получившего и реализовавшего государственный жилищный сертификат, на который им было приобретено жилое помещение в г. Санкт-Петербург по адресу: <адрес>, общей площадью 44,1 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 17 октября 2019 г. в соответствие с которой, 8 января 2003 г. было зарегистрировано право общей долевой собственности, при этом доля истца составляла 1/4.
Государственная регистрация права, согласно выписке из ЕГРП, прекращена 23 января 2003 г., в связи с продажей указанного жилья. Данные обстоятельства подтвердил в суде и сам истец. Таким образом, суд считает установленным, что истец в период прохождения военной службы по контракту, реализуя имеющиеся у него жилищные права, дал согласие на обеспечение его жильем в составе семьи его отца - военнослужащего, в связи с чем, он был обеспечен жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам в г.Санкт-Петербург, т.е. по месту прохождения им военной службы на момент увольнения. При этом в 2003 г. жилье приобретенное от Министерства обороны РФ было продано.
Указанные действия истца, равно как и действия связанные с регистрацией истца по адресу воинской части, суд расценивает, как совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. К этому выводу суд приходит, учитывая, что, как пояснил в суде истец, он в настоящее время совместно с членами его семьи проживает по адресу: Ленинградская область, <адрес>, в квартире принадлежащей его отцу, где он был зарегистрирован с семьей до поступления на военную службу.
Очевидно, что при таких обстоятельствах, после повторного поступление истца на военную службу в июле 2015 г. в войсковую часть 31807 и снятия с 13 ноября 2008 г. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, где Васильев А.А. проживал в качестве члена семьи собственника, (и проживает в настоящее время) у жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации до истечения пятилетнего срока, установленного законом, отсутствовала обязанность по принятию истца на жилищный учет с целью последующего обеспечения его жильем.
Что касается членов семьи Васильева А.А., то их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и они, в случае отсутствия у военнослужащего правовых оснований для получения жилья в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", не могут быть приняты на жилищный учет в Министерстве обороны Российской Федерации, при этом они не ограничены в возможности быть обеспеченными жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного Васильеву А.А. в удовлетворении иска надлежит отказать за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 227 КАС РФ, военный суд
Решил:
░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░ 24 ░░░░░░░░ 2019 ░. № 03-39/075 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 1-░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░