Дело № 2а-230/2023
УИД22RS0068-01-2023-003366-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2023 года с. Калманка
Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Рудь Т.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркосян Т.А.,
с участием посредством видеоконференц-связи представителя административного истца Сидорова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ветеринарии Алтайского края к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю Дударевой О. С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Управление ветеринарии Алтайского края обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является должником по исполнительному производству, возбужденному 26 апреля 2023 года на основании исполнительного документа, выданного во исполнение решения Калманского районного суда Алтайского края от 03 декабря 2021 года по гражданскому делу № 2-17/2023, которым на Управление ветеринарии Алтайского края возложена обязанность по приведению в соответствие требованиям Ветеринарно-санитарных правил- скотомогильника, расположенного в <адрес>. Поскольку скотомогильник ликвидирован, имеются объективные и неустранимые обстоятельства, делающие невозможным принудительное исполнение требований исполнительного документа. Ссылаясь на отсутствие вины в неисполнении в срок требований исполнительного документа, административный истец просит освободить его от взыскания исполнительского сбора.
Представитель административного истца Сидоров Н.А., участвующий в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что на основании определения Калманского районного суда Алтайского края, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о прекращении исполнительного производства, однако вопрос относительно исполнительного сбора в соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не разрешен.
Административные ответчики- Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю Дударева О.С., а также заинтересованные лица –Правительство Алтайского края, Прокуратура Калманского района Алтайского края, межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств в судебное заседание своих представителей не направили, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, в том числе материалы исполнительного производства, а также гражданское дело № 2а-286/2021, суд приходит к следующим выводам.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему законом права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
В силу ч. 2 ст. 112 названной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Таким образом основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременно наличие двух условий: невыполнение должником требования исполнительного документа в срок, установлены судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Калманского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, с учетом его изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом определения от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, на Управление ветеринарии <адрес> возложена обязанность в срок не позднее четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести скотомогильник, расположенный примерно в 1,5 км на северо-восток от ориентира: <адрес> в <адрес> в состояние, обеспечивающее изоляцию биологических отходов от почвы, воды, исключающие доступ посторонних лиц и животных в соответствии с пунктом 5.6, пунктом 5.8 в части возведения навеса Ветеринарно-санитарных правил сбора, Минсельхозпрода Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №.
Определением Калманского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Управления ветеринарии <адрес>, заявителю предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ ( с учетом апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ), до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Дударевой О.С. на основании исполнительного листа, выданного Калманским районным судом <адрес> ( ФС №) возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Управления ветеринарии <адрес>, должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Дударевой О.С. вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Дударевой О.С. вынесено постановление о прекращении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП.
Данное постановление вынесено должностным лицом на основании определения Калманского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу по заявлению Управления ветеринарии <адрес> о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
При принятии указанного судебного акта, имеющего в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, преюдициальное значение для разрешения настоящего дела, судом установлено, что на основании приказа №-П от ДД.ММ.ГГГГ Управления ветеринарии <адрес>, скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения <адрес>-в 1000 метрах северо-восточнее поселка Алтай-включен в Перечень скотомогильников, подлежащих ликвидации в период 2021-2025 годов, его ликвидация запланирована на 2022 год.
Согласно акта № ликвидация неиспользуемого скотомогильника от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в составе специалиста отдела государственного надзора управления ветеринарии <адрес> Эленшлегер С.А., начальника КГБУ УВ по <адрес> Смолина Д.А., начальника отдела развития сельского хозяйства администрации <адрес> Платыцина Н.П. в соответствии с порядком ликвидации на территории <адрес> неиспользуемых скотомогильников, на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, подтвердила факт осуществления мероприятий по ликвидации неиспользуемого скотомогильника, расположенного в юго-восточном направлении 1000 метров от <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 22:16:020013:1108. С момента подписания настоящего акта скотомогильник считается ликвидированным и снимается с ветеринарного учета.
Из письма начальника управления ветеринарии <адрес> в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации №/П/10507 от ДД.ММ.ГГГГ, из сообщения начальника управления ветеринарии <адрес> в Управление имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что скотомогильник (биометрическая яма) с кадастровым номером 22:16:020013:1108, местоположение: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <адрес>, участок находится примерно в 1100 м от ориентира по направлению на юго-восток, исключен из регионального реестра скотомогильников и подлежит снятию с учета.
Таким образом, судом установлено, что фактически Управление ветеринарии Алтайского края произвело действия по полной ликвидации указанного в решении неиспользуемого скотомогильника.
При этом суд признал, что хотя ответчиком и совершены иные действия в отношении указанного в решении объекта, нежели предписанные решением суда, однако эти действия совершены в соответствии с действующим законодательством, в интересах неопределенного круга лиц, в данном случае действия Управления ветеринарии по Алтайскому краю следует признать как направленные на исполнение решение суда.
В связи с фактической ликвидацией скотомогильника утрачена необходимость и возможность исполнения Управлением ветеринарии Алтайского края требований исполнительного документа, что в свою очередь является основанием для прекращения исполнительного производства на основании п.2 ч.1 ст.43 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Учитывая установленные обстоятельства, подтверждающие факт ликвидации спорного скотомогильника ДД.ММ.ГГГГ, и отсутствие в связи с этим у должника объективной возможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника Управления ветеринарии <адрес> в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, что является основанием для освобождения его от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2221012336) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░