Дело № 2а-539/2024
УИД 22RS0009-01-2024-000346-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2024 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Кунанбаевой Е.С.,
при секретаре Шаршовой О.А.,
с участием представителя административного истца старшего помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Нефедкиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, в лице администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Змеиногорский межрайонный прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, в лице администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей, в обоснование исковых требований указывая, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, отходах производства и потребления, о похоронном деле, о землепользовании в деятельности администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края. Проведенной проверкой установлено, что на территории МО Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в с. Таловка расположен участок местности, с кадастровым номером № отведенный под расположение кладбища. На указанном кладбище органом местного самоуправления нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, не проводится очистка территории кладбища, а также деятельность на местах погребения осуществляется в разрез с экологическими, санитарными и иными требованиями. На территории кладбища отсутствует обваловка территории, контейнеры для сбора мусора. Выявленные нарушения нарушают права и законные интересы жителей и свидетельствуют о ненадлежащей работе органов местного самоуправления в данной сфере. Кроме того, нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды. Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению работ по обваловке кладбища в соответствии с п. 53 СанПин 2.1.3684-21, по оборудованию контейнерных площадок для накопления ТКО в соответствии с п. 3, 65 СанПин 2.1.3684-21, расположенных в <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); возложить обязанность на административного ответчика провести обваловку территории кладбища в соответствии с п. 53 СанПин 2.1.3684-21, оборудовать контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с п. 3, 65 СанПин 2.1.3684-21 в <адрес> (кадастровый номер земельного участка №) в течении 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 18.06.2024 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Змеиногорского района Алтайского края.
Представитель административного истца старший помощник Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Муниципального образования Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, в лице администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, представитель заинтересованного лица администрации Змеиногорского района Алтайского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ), общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами.
Соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее –СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п. 3 СанПин 2.1.3684-21, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Согласно п. 53 СанПин 2.1.3684-21, при устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.
В соответствии с п. 65 СанПин 2.1.3684-21, на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
Согласно решению Змеиногорского районного Совета депутатов от 11.12.2019 № 121 «Об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления Змеиногорского района Алтайского края и органами местного самоуправления сельских поселений Змеиногорского района» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в части организации содержания кладбищ (очистка территории от мусора, ремонт ограды и т.д.) отнесена к компетенции поселений Змеиногорского района.
В соответствии с Приложением № 6 (Соглашение о передаче осуществления части полномочий администрации Змеиногорского района Алтайского края администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края по решению вопросов местного значения от 20.12.2019) к соглашению, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в части организации содержания кладбищ (очистка территории от мусора, ремонт ограды и т.д.) переданы администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края.
Из материалов дела следует, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, отходах производства и потребления, о похоронном деле, о землепользовании в деятельности администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края.
Проведенной проверкой установлено, что на территории МО Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в с. Таловка расположен участок местности с кадастровым номером №, отведенный под расположение кладбища. На указанном кладбище органом местного самоуправления нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, не проводится очистка территории кладбища, а также деятельность на местах погребения осуществляется в разрез с экологическими, санитарными и иными требованиями. На территории кладбища отсутствует обваловка территории, контейнеры для сбора мусора не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно ответу администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 23.05.2024 № 155 на территории муниципального образования Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края расположено одно кладбище, которое является собственностью муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края. Месторасположение: Российская Федерация, <адрес>, примерно в 220 метрах на северо-запад от <адрес>, кадастровый №. На кладбище установлен контейнер для мусорных отходов, туалет с выгребной ямой, обваловка отсутствует и не требуется.
На дату рассмотрения дела судом выявленные нарушения не устранены, доказательства обратного суду не представлено.
Невыполнение указанных требований законодательства влечет создание неблагоприятной окружающей среды, нарушает права и законные интересы жителей и свидетельствуют о ненадлежащей работе органов местного самоуправления в данной сфере.
Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации – единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
В связи с вышеизложенным, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Следует признать незаконным бездействие администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению работ по обваловке кладбища в соответствии с п. 53 СанПин 2.1.3684-21, по оборудованию контейнерных площадок для накопления ТКО в соответствии с п. 3, 65 СанПин 2.1.3684-21, расположенного в <адрес> (кадастровый номер земельного участка №).Возложить обязанность на администрацию Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края провести обваловку территории кладбища в соответствии с п. 53 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, оборудовать контейнерные площадки для накопления ТКО, в соответствии с п. 3, 65 СанПин 2.1.3684-21, в <адрес> (кадастровый номер земельного участка №
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Согласно ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административный истец просил установить срок исполнения требований в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Указанный срок суд находит разумным, учитывая характер заявленных исковых требований.
Административный истец и административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 53 ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3, 65 ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №).
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 53 ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3, 65 ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №), ░ ░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.07.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░