УИД /номер/
Дело № 2а-2267/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2023 г. г. Клин, Московская область
Клинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Кручининой К.П., при секретаре Пироговой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2267/2023 по административному исковому заявлению Королева С. А. к Администрации городского округа Клин Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», обязании повторно рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Королев С.А. обратился в Клинский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Клин в котором просит признать решение администрации г.о. Клин Московской области от /дата/ № /номер/ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» незаконным; обязать рассмотреть повторно заявление административного истца о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Административные исковые требования обоснованы тем, что Административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером /номер/, общей площадью /данные изъяты/ кв.м., категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), расположенный по адресу: /адрес/.
Административным истцом, в том числе, в целях соблюдения условий договора аренды, на арендуемом земельном участке возведен жилой дом, назначение: жилое, общей площадью /данные изъяты/ кв.м., кадастровый номер /номер/, расположенный по адресу: /адрес/. Право собственности Административного истца на жилой дом зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В целях реализации исключительного права на приобретение земельного участка, на котором расположен, объект недвижимого имущества, принадлежащий административному истцу на праве собственности, административный истец обратился в Администрацию юродского округа Клин (Административный ответчик) с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Администрацией городского округа Клин принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от /дата/ № /номер/. в связи со следующим:
1. Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В разъяснении причин отказа указано, что предоставление в собственность земельного участка возможно под зданием, сооружением, отвечающим признакам объекта недвижимого имущества. На земельном участке расположен объект вспомогательного назначения.
2. Расположение на испрашиваемом земельном участке некапитального строения, сооружения.
В разъяснении причин отказа указано, что у строения отсутствует электроснабжение входная группа, оно не пригодно для круглогодичного проживания.
3. Не достижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду.
В разъяснении причин отказа указано, что земельный участок был предоставлен на праве аренды для строительства индивидуального жилого дома. Не достижение указанных в договоре аренды целей является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
4. Площадь территории застроенной индивидуальным жилым домом, принадлежащим Заявителю, расположенным на земельном участке с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства, приобретенным на торгах, составляет менее 5 процентов общей площади земельного участка.
В разъяснении причин отказа указано, что площадь строения, расположенного на земельном участке, составляет менее 5% от площади испрашиваемого земельного участка является несоразмерной.
Административный истец считает решение Администрации городского округа Клин незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца и лишающим его исключительного права на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка под существующим объектом недвижимости.
Выводы Административного ответчика о расположении на земельном участке объекте вспомогательного назначения, является неправомерным.
Согласно выписке из ЕГРН, содержащей сведения о характеристиках объекта и сведения о зарегистрированных правах, за Административным истцом зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером /номер/, площадью /данные изъяты/ кв.м., расположенный по адресу: /адрес/.
Указанная запись в ЕГРН в судебном порядке недействительной не признана. Таким образом, на момент обращения Административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка его право собственности на расположенный на земельном участке индивидуальный жилой дом было зарегистрировано, в ЕГРН содержатся.
Жилой дом отвечает признакам объекта капитального строения, имеет прочную связь с землей, а его конструктивные характеристики не позволяют осуществить перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку жилого дома без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик; так же обладает признаками жилого дома.
При этом, жилой дом, принадлежащий Административному истцу пригоден для круглогодичного проживания, в том числе имеет входную группу и электроснабжение, что подтверждается договором электроснабжения индивидуального жилого дома (домовладения), заключенного Административным истцом с АО «Мосэнергосбыт», а также актами о выполнении технических условий от /дата/, об осуществлении технологического присоединения от /дата/, допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от /дата/.
Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным на территории городского округа Клин, земельный участок с кадастровым номером /номер/, принадлежащий Административному истцу на праве аренде, входит в состав территориальной зоны Ж-2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно Градостроительному регламенту для жилых зон, зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов, при этом максимальный процент застройки земельного участка, в том числе в зависимости от количества надземных этажей установлен в размере 40% от общей площади земельного участка, минимальный процент застройки земельного участка не установлен.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца на основании доверенности Шумский Г.М. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель административного ответчика – администрации г.о. Клин Московской области в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. Представлен отзыв (л.д. 38-41).
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебном заседании отсутствовал. Ходатайств об отложении рассмотрения административного дела не представил.
В силу ст.ст. 14, 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав участников процесса, суд приходит в следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ задачами административного судопроизводства является в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что между администрацией г.о. Клин Московской области и Королевым С.А. /дата/ заключен договор аренды земельного участка /номер/.
В соответствии с п. 1.1 указанного договора, арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок площадью /данные изъяты/ кв.м., с кадастровым номером /номер/, категория земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: /адрес/
Настоящий договор заключен на срок 13 лет 2 месяца с /дата/ по /дата/.
Административным истцом, на вышеуказанном земельном участке возведен жилой дом.
Данный жилой дом поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера /номер/, право собственности на него в установленном законом порядке зарегистрировано за Королевым С.А. (л.д. 11-13)
Королев С.А. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в связи с возведением на нем объекта капитального строительства - жилого дома.
Решением администрации г.о. Клин Московской области от /дата/ истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов по следующим основаниям: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; расположение на испрашиваемом земельном участке некапитального строения, сооружения; недостижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду; площадь территории застроенной индивидуальным жилым домом, принадлежащим Заявителю, расположенным на земельном участке с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства, приобретенным на торгах, составляет менее 5 процентов общей площади земельного участка.
Пунктом 5 части 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное положение является реализацией основополагающего принципа земельного законодательства, закрепленного подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в силу которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
Согласно договору аренды от /дата/ земельный участок предоставлен истцу для строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от /дата/ такой объект Королевым С.А. на земельном участке возведен, право собственности на жилой дом зарегистрировано за ним в установленном законом порядке.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим федеральным законом сведений.
По смыслу положений частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН, содержащая сведения о характеристиках объекта и сведения о зарегистрированных правах, из которой следует, что /дата/ за Королевым С.А. зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером /номер/ площадью /данные изъяты/ кв. м, расположенный по адресу: /адрес/.
Указанная запись в ЕГРН в судебном порядке не оспорена, недействительной не признана.
Таким образом, на момент обращения Королева С.А. с заявлением о предоставлении земельного участка его право собственности на расположенный на этом участке индивидуальный жилой дом было зарегистрировано, в ЕГРН содержались сведения о нахождении указанного объекта индивидуального жилищного строительства на испрашиваемом земельном участке, что в силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации обусловливает исключительное право административного истца на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов.
При этом указание в оспариваемом решении на то, что возведенный объект недвижимости является объектом вспомогательного назначения, опровергается выпиской из ЕГРН на указанный объект в которой указано наименование объекта: жилой дом.
Также в материалы дела представлен акт об осуществлении технологического присоединения к строению, принадлежащему административному истцу, составленный ПАО «Россети Московской области» от /дата/ (л.д. 20-21), акт о выполнении технических условий от /дата/ (л.д. 22), акт о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от /дата/ (л.д. 23-24).
Таким образом, административным истцом доказано выполнение действий по подключению жилого дома к электроэнергии.
Административным ответчиком заявлено о пропуске срока оспаривания решения органа.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине) является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Исходя из положений ст. 219 КАС РФ, срок оспаривания решения администрации г.о. Клин Московской области от /дата/ истек /дата/.
С административным иском административный истец обратился /дата/ (л.д. 29).
Согласно Приказу ООО «Венера» о направлении работника в командировку /номер/ от /дата/, Королев С.А. в период с /дата/ по /дата/ находился в командировке в Р. /адрес/.
Трудовые отношения Королева С.А. с ООО «Венера» подтверждаются трудовым договором от /дата/.
Соответственно, административное исковое заявление направлено в суд в пределах установленного законом трехмесячного срока с момента, когда административному истцу стало известно о нарушении своих прав.
Таким образом, довод представителя административного ответчика о пропуске срока для обращения в суд, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что основания, по которым административному истцу отказано в предоставлении Государственной услуги не основано на законе и не может являться законным и обоснованным, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что решение Администрации городского округа Клин от /дата/ № /номер/ подлежит признанию незаконным, а административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ /░░░░/ № /░░░░░/ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» № № /░░░░░/ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░