Дело № 2а-337/2023
68RS0№-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2023 года р.п. Ржакса Тамбовской области
Ржаксинский районный суд Тамбовской области в составе
председательствующего судьи Желтовой Н.А.,
при секретаре Нечаевой М.В.,
с участием заместителя Ржаксинского прокурора Болдыревой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ржаксинского района Тамбовской области, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать проведение работ по благоустройству пешеходного перехода на участке автомобильной дороги, расположенной в р.п. Ржакса между зданием МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г.А.Пономарева» и стадионом (<адрес>, р.<адрес>),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ржаксинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, на основании ст. 39 КАС РФ, обратился в Ржаксинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать проведение работ по благоустройству пешеходного перехода на участке автомобильной дороги, расположенной в р.п. Ржакса между зданием МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г.А.Пономарева» и стадионом (<адрес>, р.<адрес>).
В обоснование заявленного требования указал, что прокуратурой Ржаксинского района проведена проверка соблюдения законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что участок автомобильной дороги, расположенной в р.п.Ржакса между зданием МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарева» и стадионом (<адрес>, р.<адрес>) не оборудован пешеходным переходом, искусственными неровностями и знаками ограничения скоростного режима, несмотря на тот факт, что на указанном участке автомобильной дороги имеется интенсивное движение пешеходов, в том числе, несовершеннолетних учащихся МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарева».
По факту выявленного нарушения, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства РФ о безопасности дорожного движения, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем содержании автомобильной дороги и могли привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда здоровью и жизни граждан, включая несовершеннолетних детей, что недопустимо.
В судебном заседании прокурор уточнила свои требования, указав, что административным ответчиком был заключен договор по разработке организации дорожного движения и в настоящее время уже разработан проект, следовательно поссовет принял меры к выполнению выданному им предписания, в связи с чем просит возложить на административного ответчика обязанность организовать проведение работ по благоустройству пешеходного перехода на участке автомобильной дороги, расположенной в р.п. Ржакса между зданием МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г.А.Пономарева» и стадионом (<адрес>, р.<адрес>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика - глава администрации Ржаксинского поссовета в судебное заседание не явился. В поданном в суд заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ТОГКУ "Тамбовавтодор", действующий по доверенности, Попов А.Г. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что между ТОГКУ "Тамбовавтодор" и Администрацией Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области был заключен договор по разработке организации дорожного движения. Во исполнение условий договора ТОГКУ "Тамбовавтодор" разработал проект организации дорожного движения, который был получен заказчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России "Уваровский" в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица МБОУ "Ржаксинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарева" в судебное заседание не явился. В поданном в суд заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, заслушав свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует права каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно п.6 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 3 данного Закона дорожная деятельность — это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021, с изм. от 27.10.2022) «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ-196) задачами ФЗ-196 являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожнотранспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 ФЗ-196, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ч.1 ст. 12 ФЗ № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее ГОСТ Р 52766-2007), настоящий стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 4.5.2 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м.
Согласно п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). На дорогах с шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности по п. 4.2.5 ГОСТ Р 52766-2007.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Как следует из представленных документов ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Ржаксинского района Кошкевич Э.П. была проведена проверка соблюдения законодательства по обеспечению безопасности детей в каникулярный период 2023 года.
В ходе проверки установлено, что участок автомобильной дороги, расположенной в р.п.Ржакса между зданием МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарева» и стадионом (<адрес>, р.<адрес>) не оборудован пешеходным переходом, искусственными неровностями и знаками ограничения скоростного режима, несмотря на тот факт, что на указанном участке автомобильной дороги имеется интенсивное движение пешеходов, в том числе, несовершеннолетних учащихся МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарева».
По факту выявленного нарушения, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства РФ о безопасности дорожного движения, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно сообщению главы администрации поссовета Савинова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ администрацией поссовета была отправлена заявка в ТОГКУ «Тамбовавтодор» на изготовление проекта организации дорожного движения по <адрес> в р.<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Ржаксинского района Кошкевич Э.П. была вновь проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что по <адрес> в районе МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г.А.Пономарева» отсутствует пешеходный переход.
В ходе судебного заседания суду был представлен договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ТОГКУ "Тамбовавтодор" и Администрацией Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области, на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения. Условия данного договора были исполнены, проект организации дорожного движения изготовлен и передан представителю администрации Ржаксинского поссовета ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании свидетель ЖВГ – заместитель главы поссовета пояснил, что действительно между администрацией Ржаксинского поссовета и ТОГКУ "Тамбовавтодор" ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор, в настоящее время проект организации дорожного движения ими получен, сейчас проходит согласование данного проекта с соответствующими органами. Для проведения работ по обустройству пешеходного перехода потребуется финансирование в размере около 250 000 рублей. Кроме того, основные работы по обустройству пешеходного перехода, должны быть проведены при устойчивой плюсовой температуре воздуха.
Свидетель ЛГА – главный бухгалтер администрации Ржаксинского поссовета, в судебном заседании показала, что на 2023 год в бюджете отсутствует лимит денежных средств по статье расходов – содержание и ремонт дорог. Проект формирования бюджета в связи с реорганизацией сельсоветов, на следующий год в настоящее время не составлялся.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем содержании автомобильной дороги и могли привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда здоровью и жизни граждан, включая несовершеннолетних детей, что недопустимо.
С учетом изложенного, суд находит уточненные требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, а так же исходя из характера тех действий, к совершению которых обязывается администрация Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области, суд считает целесообразным и разумным установить срок их совершения до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.04.2024 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░ №2 ░░. ░.░.░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░>, ░.<░░░░░>).
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.10.2023
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░