В окончательной форме решение суда принято 06 июля 2023 года
Дело № 2а-3340/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 05 июля 2023 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием: представителя истца – Шубниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Святой Таисии Максимовны к Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованного лица, - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании постановления незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Святая Т.М. обратилась суд с административным иском к Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным постановления от 28 июля 2022 года № 3197-п «Об отказе Святой Т.М. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 48 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав», возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 26.06.2018 года и принять решение о передаче земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав.
Исковые требования мотивированы тем, что 19 августа 2015 года и повторно 26 июня 2018 года она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта с заявлением о предоставлении ей в собственность указанного земельного участка в порядке завершения оформления прав. В 2015 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №<номер>, однако в связи с длительным не рассмотрением ее заявления, в 2020 году он был снят с кадастрового учета в связи с истечением временного характера сведений. В 2021 году, на основании ее обращения, земельный участок был вновь поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №<номер>. Вместе с тем, постановлением Администрации города Ялта от 28 июля 2022 года ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка со старым кадастровым номером, в связи с его снятием с кадастрового учета. Считает решение ответчика незаконным, поскольку Закон № 38-ЗРК содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, и такое основание, которым обосновано оспариваемое постановление не входит в указанный перечень. Кроме того, земельный участок состоит на кадастровом учете.
Истец, надлежащим образом извещенная о дне и времени судебного заседания, в суд не явилась, обеспечила явку своего представителя, которая в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Ответчик Администрации города Ялта, заинтересованное лицо Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта надлежащим образом извещенные о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей ответчика и заинтересованного лица.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что решением 34-й сессии 6-го созыва Гурзуфского поселкового Совета № 11 от 18 мая 2012 года Святой Т.М. было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,0048 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес>, для предоставления в пользование и передачи в собственность на землях Гурзуфского поселкового совета (п. 1.11).
Решением 64-й сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового Совета № 17 от 27 декабря 2013 года, в связи с технической ошибкой, в решение 34-й сессии 6-го созыва Гурзуфского поселкового Совета № 11 от 18 мая 2012 года внесены изменения в части указания адреса и адресом нахождения земельного участка, в отношении которого Святой Т.М. было дано разрешение на составление проекта отвода указан адрес: <адрес>.
18 июня 2015 года сведения о вышеуказанном земельном участке были внесены в государственный реестр недвижимости с присвоением ему кад. номера №<номер>.
19 августа 2015 года и повторно 26 июня 2018 года истец обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ей в собственность, в порядке завершения оформления прав земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>., кадастровый №<номер>.
Постановлением Администрации города Ялта от 28 июля 2022 года № 3197-п Святой Т.М. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 48 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером №<номер> (снят с государственного кадастрового учета).
Согласно документов, предоставленных по запросу суда Государственным комитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым, земельный участок с кадастровым номером №<номер> был снят с кадастрового учета 04.02.2020 года в связи с корректировкой сведений.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч. 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган:
- в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым;
- в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка № 313.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 313, а также ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 02 октября 2020 г. N 3180-п был утвержден административный регламент Администрации города Ялта Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: "Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
В соответствии с пунктом 13.4 Административного Регламента, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части завершения оформления прав на земельные участки являются:
1) отзыв заявителем своего заявления;
2) решения и постановления судебных органов о запрете предоставлять муниципальную услугу в отношении конкретного земельного участка;
3) смерть заявителя либо признание его безвестно отсутствующим;
4) отсутствие у Органа полномочий распоряжаться указанным в заявлении земельным участком;
5) предоставление заявителем решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, предусмотренного частью 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК, утратившего силу по состоянию на 18.03.2014;
6) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
7) несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21.03.2014, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
8) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Вместе с тем, оспариваемое истцом постановление Администрации города Ялта не содержит ссылки ни на одно из вышеперечисленных оснований для отказа в предоставлении заявителю в собственность земельного участка, установленных Законом Республики Крым № 38-ЗРК или Административным регламентом.
Более того, в соответствии с пунктом 12.1 Постановления Совета Министров Республики Крым № 313 от 2 сентября 2014, в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка и получения положительных заключений от органов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения последнего заключения обеспечивает подачу в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка (если кадастровый учет такого земельного участка ранее не был осуществлен) и (или) государственной регистрации права собственности Республики Крым или муниципального образования по месту расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 13.2 Административного Регламента, отсутствие сведений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на испрашиваемый земельный участок на одиннадцатый рабочий день с даты приема исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, указанных в пункте 12.1 Порядка N 313 является основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги в части завершения оформления прав на земельные участки.
Таким образом, отсутствие в ЕГРН сведений о кадастровом учете испрашиваемого заявителем земельного участка может являться основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги, но не отказа в ее предоставлении. При этом приостановление предоставления муниципальной услуги возможно лишь при условии выполнения уполномоченным органом его обязанности по подаче в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка. В данном случае данная обязанность Администрацией города Ялта выполнена не была.
Более того, пунктом 7.1 Административного Регламента установлен общий срок предоставления муниципальной услуги - 65 календарных дней со дня представления в Орган документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Как установлено судом, заявителем при обращении 26 июня 2018 года были представлены в Департамент имущественных и земельных отношений все документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, в том числе кадастровый паспорт земельного участка, без необходимости уточнения границ.
Вместе с тем, заявление истца в срок, установленный Административным регламентом, рассмотрено не было, сведения и заключения в порядке межведомственного взаимодействия не истребованы, то есть вообще никаких мер в течение 65 дней, направленных на рассмотрение по существу заявления истца, ответчиком не предпринято.
Как установлено судом, заявление истца от 26 июня 2018 года рассмотрено Администрацией города Ялта через 4 года 2 месяц после ее обращения и после снятия 04 февраля 2020 года земельного участка с кадастрового учета в связи с истечением временного характера его сведений.
При этом надлежащее выполнение Администрацией своих обязанностей по своевременному рассмотрению заявления позволило бы избежать снятия с кадастрового учета испрашиваемого истцом земельного участка с кадастровым номером №<номер>.
Кроме этого, как следует из представленных Государственным комитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым документов, после снятия земельного участка с кадастровым номером №<номер>, указанный земельный участок 19 августа 2021 года по заявлению представителя Администрации города Ялта был вновь поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №<номер>.
До настоящего времени сведения о кадастровом учете испрашиваемого истцом земельного участка с кадастровым номером №<номер>, являются актуальными.
Таким образом, суд считает, что вынесенное Администрацией города Ялта постановление является незаконным и необоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Учитывая, что суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого истцом решения, суд считает, что с целью восстановления ее законных прав и интересов, на Администрацию города Ялта следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав.
При этом суд отклоняет требование истца о возложении на ответчика обязательства принять решение о передаче ей в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, поскольку в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой государственные и муниципальные органы, в компетенцию которых входит принятие соответствующих решений.
С учетом изложенного, исковое заявление подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ № 3197-░ ░░ 28.07.2022 ░░░░ «░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 48 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 26.06.2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 48 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №<░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░