56RS0018-01-2019-002313-69
№ 2а-2870/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2019 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Халиулиной А.Р.,
с участием:
административного истца Фомина А.А.,
представителя административного ответчика Яковлевой К.Е.,
представителя административного ответчика Бикмухаметовой Ю.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фомина А.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №56 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействий),
установил:
Фомин А.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Оренбургской области о взыскании компенсации морального вреда, в обоснование которого указал, что в период времени с 22.12.2014 года по 02.04.2015 года он содержался в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», 02.04.2015 года этапирован в Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», где отбывал наказание по 07.08.2017 года, затем этапирован в Федеральное казенное учреждение №25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области».
В период нахождения в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» и Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» он содержался в бесчеловечных условиях, где, по его мнению, не выполнялись требования Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Утверждает, что в указанные периоды по причине отсутствия обеспечения в учреждениях надлежащих условий содержания (переполненность камер, антисанитарные условия содержания в них и отсутствие должного материально-бытового обеспечения, ненадлежащего освещения, медицинской и специализированной медицинской помощи, отсутствие условий приватности в туалетах, отсутствие приточной вентиляции, недостаточности естественного дневного освещения), которые были невыносимыми, унижающими достоинство, ему были причинены нравственные и физические страдания. Просил суд взыскать в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 1 600000 рублей по 50000 рублей за каждый месяц заключения в условиях бытовой пытки, унижающих человеческое достоинство и причинивших вред здоровью.
В судебном заседании административный истец Фомин А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» Яковлева К.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров, все камеры в период содержания истца в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» соответствовали установленной норме -не менее 4 кв.м. на 1 человека. Все камеры оборудованы искусственным освещением, одним светильником с лампочкой на 100 Ватт и одним светильником ночного освещения с лампочкой на 40 Ватт, естественное освещение в камерах позволяет читать и писать без ущерба для здоровья. Освещения в камерах соответствует нормам действующего законодательства, что подтверждается справкой начальника аккредитованной кустовой лаборатории по ООС Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области от 10.04.2019 года, все показатели светового режима в норме, согласно требований СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Довод истца о заболеваниях глаз в виду плохого освещения не находит своего подтверждения, поскольку согласно справке медицинской части Фомин А.А. не обращался с жалобами к окулисту. Постельные принадлежности Фомину А.А. не выдавались, поскольку согласно перечню личных вещей в 2017 году у истца были личные постельные принадлежности и посуда. Согласно справке старшего инспектора ОКБИиХО санитарные узлы оборудованы в соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции РФ №161ДСП от 28.05.2001 года «Свод правил по нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции РФ», в том числе, оборудованы деревянной дверью. Согласно п. 8.66 вышеуказанного приказа в камерных помещениях на 2 и более мест в санитарных кабинах устанавливаются напольные чаши, их следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 м. от пола уборной. Кроме того, все камеры изолятора оборудованы в соответствии с п.42 приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Также в каждой камере имеется кран с водопроводной водой, согласно справке главного энергетика следственного изолятора в оспариваемый период перебоев в водоснабжении не было. Согласно п.40 Приказа Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 г. № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой». Во время приема пищи истцу выдавались столовые приборы, при их выдаче по их качеству он претензий не предъявлял. Доводы истца о наличии в камерах духоты, сырости также не находят своего подтверждения, поскольку согласно справке начальника аккредитованной кустовой лаборатории по ООС Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области от 10.04.2019 г. все нормы температурно-влажностного режима соблюдались. Питание в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» организовано и контролируется в соответствии с Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно исполнительной системы», в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» перед раздачей пищи и закладкой продуктов в котел все продукты проверяются и осматриваются на предмет порчи, сотрудник медицинской службы проверяет своевременность приготовления пищи, доброкачественность продуктов, а также вкусовые качества путем взятия проб, о чем делает отметку в журнале, а дежурный помощник начальника Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» проверяет соответствие выдаваемой пищи меню раскладкам и дает разрешение на раздачу готовых блюд по камерам. Согласно п. 45 Приказа Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно исполнительной системы» не реже одно раза в неделю содержащиеся в СИЗО проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Помывочное отделение оборудовано душевыми рассеивателями и водоразборными смесителями, количество сантехнических приборов рассчитывалось на количество человек на 1 смену помывки. Согласно п.42 приказа Министерства юстиции РФ № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камеры оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей: зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией. Таким образом, все камеры, в которых содержался истец, оборудованы в соответствии с нормами действующего законодательства, при этом у следственного изолятора отсутствовала возможность оборудовать данные камеры холодильником и телевизором. Дератизация, дезинфекция и дезинсекция проводилась по договорам на выполнение работ по дератизации, дезинфекции и дезинсекции специализированной организацией, а также по необходимости обработка проводилась своими силами, что подтверждается договорами и актами выполненных работ. Согласно п.41 Приказа Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 г. № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» для общего пользования в камеры выдаются предметы для уборки камеры, данные предметы в виде тряпок, веников постоянно находятся в камерах для удобства спецконтингента, уборка проводится в порядке очередности лицами, содержащимися в камере, самостоятельно. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований Фомина А.А., в том числе, по причине пропуска срока подачи административного искового заявления без уважительных причин.
В судебном заседании представитель соответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 56 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» Бикмухаметова Ю.З., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в их удовлетворении по причине пропуска срока обращения с административным исковым заявлением, который истек 02.11.2017 года.
Представители ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По правилам ст.ст.151,1101Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
В силу ч.1 ст.150 Гражданского кодекса РФк нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ч.1 ст.17 КонституцииРФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст.1Федерального закона от30.03.1998№54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Статья 3 названной Конвенции гласит: «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».
Как неоднократно отмечал Европейский Суд, что страдания и унижение при нарушении ст.3 Конвенции в любом случае должны превосходить уровень страданий и унижений, неизбежно присутствующих в любом законном обращении или наказании. В соответствии с данным положением Договаривающееся Государство должно обеспечить содержание лица под стражей в таких условиях, в которых бы уважалось его человеческое достоинство, такими способами и методами, при которых лицо не терпит душевных страданий и лишений, превышающих неизбежный уровень страданий при заключении, а также должным образом заботится о здоровье и благополучии с учетом практических требований лишения свободы (Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу «Кудла против Польши» (Kudla v. Poland), жалоба №30210/96, §94, ECHR 2000-XI; Постановление Европейского Суда по делу «Калашников против Российской Федерации» (Kalashnikov v. Russia), жалоба №47095/99, ECHR 2002-VI).
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях №663 C (XXIV) от 31.07.1957 года и №2076 (LXII) от 13.05.1977 года, предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п.10). Каждому заключенному следует обеспечивать отдельную койку в соответствии с национальными или местными нормами (п.19).
В силу ст.23Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» заключенным создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, им предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч.1 ст.10 УИК РФ).
В соответствии со ст.99 УИК РФ материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы представляет собой определенные условия отбывания наказания, которые обеспечивают элементарные потребности в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании. Жилые помещения обеспечиваются столами, табуретками, тумбочками, бачками для питьевой воды и другим инвентарем по установленным нормам. Помещения должны отвечать правилам санитарии и гигиены, иметь отопление, достаточное естественное и искусственное (электрическое) освещение, быть радиофицированными, температура в них в холодное время должна поддерживаться не ниже 18 - 20°С. Для соблюдения осужденными чистоты и гигиены жилые помещения имеют необходимое санитарно-техническое оборудование, туалетные комнаты, раздевалки, места для курения, места для хранения продуктов питания и другие подсобные помещения. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место и постельные принадлежности. Осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются Министерством юстиции РФ.
В следственном изоляторе содержатся в основном лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, поэтому применяется наряду с УИК РФ и ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии с требованиями ст.17 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе,
получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
Согласно ст.22 названного Федерального закона, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Вместе с тем, в силу ст.99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005г. № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Согласно п.40 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
Согласно пункту 41 Правил для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются, в том числе, предметы для уборки камеры.
Согласно пункту 42 Правил камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Согласно пункту 43 Правил при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
В силу п.44 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Судом установлено, что административный истец Фомин А.А. в период с 22.12.2014 года по 30.12.2014 года, с 05.02.2015 года по 02.04.2015 года, с 02.08.2017 года по 05.08.2017 года содержался в учреждениях уголовно-исполнительной системы Оренбургской области.
В обоснование заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания, Фомин А.А. ссылается на переполненность камер, отсутствие горячей воды, недостаточности освещения, не проведение санитарной обработки камер от грызунов, не проведение санитарной обработки санузла, отсутствие ремонта в камерах, наличие не отвечающих установленным требованиям постельных принадлежностей, отсутствие обхода медперсонала.
Согласно камерной карточке Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» Фомин А.А. в период с 22.12.2014 г. по 30.12.2014 г. содержался в камере №...; с 05.02.2015 г. по 13.01.2015 г. в камере №...; с 13.02.2015 г. по 02.04.2015 г. в камере №...; с 02.08.2017 г. по 05.08.2017 г. в камере №....
Вопреки доводам Фомина А.А., согласно представленным книгам количественной проверки лиц, содержащихся в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», за спорный период нормы заполнения камер не нарушались.
Согласно справке от 10.04.2019 года в камерах следственного изолятора в 2014,2015,2017 г.г. проведены замеры температуры, влажности и освещенности, в результате которых нарушений СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы», «Нормы проектирования СИЗО и тюрем» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» не установлено.
Конструкция санузлов в камерах обеспечивает условия приватности: туалет отделен от камерного помещения сплошной кирпичной перегородкой, высотой 3 м, толщиной 130 мм; устройство помещений выполнено согласно СНиП 31-01-2003, здания жилые и СанПиН 2.1.2.1002-00, санитарные требования при устройстве санузла в жилых помещениях, в том числе, размеры помещений: ширина не менее 80 мм, глубина не менее1200мм; в дверном проеме стандартных размеров 2000мм высота Х750мм ширина, установлены деревянные двери шириной 600-700мм, открываются наружу, санузел оборудован чашей «...», конструкцией изделия предусмотрен слив воды через запорный кран, что подтверждается справкой от 10.04.2019 года
В период нахождения Фомина А.А. в следственном изоляторе ежемесячно проводилась санитарная обработка камер, что подтверждается графиками обработки; дезинсекционные и дератизационные мероприятия, что подтверждается государственным контрактом и актами выполненных работ.
Доводы Фомина А.А. о выдаче ему постельных принадлежностей и посуды, не отвечающих установленным требованиям, опровергаются сведениями из камерной карточки, из которых следует, что у Фомина А.А. при поступлении в следственный изолятор имелись собственные простынь и наволочка, а также посуда.
Вопреки доводам истца о том, что постельные принадлежности не старилась, опровергаются представленными в материалы дела актами выполненных работ по стирке белья.
Кроме того, в материалы дела представлены сведения о наличии в следственном изоляторе нового постельного белья, однако, доказательств того, что истец обращался с заявлением на выдачу нового белья, и ему в этом было отказано, истцом не представлено.
В опровержение доводов истца о некачественном питании в изоляторе ответчиком представлена книга учета контроля за качеством приготовления пищи, из которой следует, что в меню входит, в том числе, горячая пища и хлеб, на отсутствие которого ссылался административный истец.
При этом, истцом не представлено доказательств обращения с жалобами к руководству учреждения на некачественное питание.
Таким образом, с учетом представленных доказательств, суд не находит оснований для признания незаконными действий ответчика Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» по несоблюдению требований действующего законодательства по содержанию и обеспечению Фомина А.А. в период его нахождения в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области».
Отсутствуют и основания для признания незаконными действий ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области».
Так, судом установлено, что Фомин А.А. прибыл в Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» 02.04.2015 года, где содержался до 07.08.2017 года, в отряде №....
При этом отряд №... располагался в здании общежития №... на первом этаже жилой площадью ... кв.м., помещение отряда обеспечено 4 единицами чаш «...», 6 умывальниками, одной душевой кабиной, естественным и искусственным освещением, наличием вентиляционных колодцев и открывающимися частями оконных проемов, горячим и холодным централизованным водоснабжением и отоплением.
Помещение отряда не реже одного раза в год подвергается косметическому ремонту, ежегодной дезинсекции и дезинфекции.
23.03.2015, 10.06.2015, 14.09.2016, 15.02.2017, 27.06.2017 г.г. произведены замеры освещенности, температуры и влажности в жилых помещениях Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», нарушений СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы», «Нормы проектирования СИЗО и тюрем» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» не установлено.
Согласно журналам учета движения осужденных и регистрации личных дел лимит наполнения в период с 2015 по 2017 годы не превышался.
Претензий по качеству пищи от Фомина А.А. в период его нахождения в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» не поступало, к руководству колонии он не обращался.
Не нашли своего подтверждения и доводы Фомина А.А. об отсутствии медицинской помощи со стороны Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 56 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», поскольку согласно поступившему на запрос суда ответу, Фомин А.А. получал необходимое лечение в связи с имеющимися у него заболеваниями, при этом жалоб на ухудшение зрения от последнего не поступало.
С учетом установленных по делу обстоятельств, в виду того, что указанные с исковом заявлении факты не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела по существу, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, поскольку необходимым основанием для удовлетворения требований о компенсации морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями (бездействием) государственных органов и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Доказательств нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями (бездействием) государственных органов и наступившими неблагоприятными последствиями Фоминым А.А. представлено не было.
Кроме того, в соответствии с положениями ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Факты нарушения условий содержания в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» стали известны истцу с 22 декабря 2014 года; в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» с 02.04.2015 года.
Вместе с тем, с административным исковым заявлением истец обратился в суд только 25 марта 2019 года, т.е. с пропуском установленного срока, доказательств уважительности пропуска срока не представил.
Таким образом, административным истцом Фоминым А.А. пропущен срок подачи административного искового заявления к административным ответчикам, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в силу положения ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №9 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ №56 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), -░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:
░░░░░░░░░: