560000-01-2023-000508-28
№ 3а-752/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2023 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Елизарове А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца Бурсаковой М.С.,
представителя административного ответчика ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» Прихненко Л.В.,
представителя заинтересованного лица администрации г. Оренбурга Ереминой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Варнавской Е.С. к публично-правовой компании «Роскадастр», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Правительству Оренбургской области об оспаривании решения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной,
установил:
Варнавская Е.С. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является долевым сособственником объекта недвижимости с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, (адрес).
Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 318 162 043,88 рублей, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 162 706 000 рублей по состоянию на 17 апреля 2023 года.
Решением ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 18 июля 2023 года отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании представленного отчета ООО «ОренЛайт» № от 17 апреля 2023 года.
Административный истец просил суд признать незаконным решение ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 18 июля 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости; установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 апреля 2023 года в размере 162 706 000 рублей.
Представитель административного истца Бурсакова М.С. в судебном заседании просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, определенном судебной экспертизой.
Представитель административного ответчика ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» Прихненко Л.В. в судебном заседании полагала, что требования в части оспаривания решения ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» удовлетворению не подлежат. Разрешение требований по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Оренбурга Еремина Е.Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований в части оспаривания решения ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной, определенной судебным экспертом.
Административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Варнавская Е.С. является долевым сособственником нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: (адрес) с 20 ноября 2015 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17 марта 2023 года кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 318 162 043,88 рублей.
Учитывая, что установленная кадастровая стоимость применяется, в том числе для целей налогообложения, административный истец обладает правом на оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Порядок определения результатов кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон № 237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ, постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2022 года № 1514-пп «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к применению на территории Оренбургской области положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, дата перехода -1 января 2023 года.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2016 года № 683-п государственные полномочия в сфере государственной кадастровой оценки возложены на государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», в том числе по определению кадастровой стоимости, оказанию услуг по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (часть 1).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2).
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя (часть 5).
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7).
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости (часть 11).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 16 ноября 2021 года № 1053-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2021 года. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** определена в размере 318 162 043,88 рублей.
21 июня 2023 года Варнавская Е.С. в соответствии с частями 3 и 5 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ обратилась в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости, предоставив отчет ООО «ОренЛайт» № 170423/1416 от 17 апреля 2023 года, в котором рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 17 апреля 2023 года определена в размере 162 706 000 рублей.
Решением ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 18 июля 2023 года отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании представленного отчета ООО «ОренЛайт».
Согласно решению ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» отчет не соответствует общим требованиям к содержанию отчета об оценке объекта оценки, установленным в статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункту 12 ФСО III, пункту 1 пункта 3 ФСО VI, пунктам 8, 22 ФСО №7, подпункту 2 пункта 10 ФСО V.
В ходе рассмотрения дела определением Оренбургского областного суда от 11 сентября 2023 года была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено частнопрактикующему эксперту С.Б.В
На разрешение эксперта поставлены вопросы о соответствии отчета об оценке ООО «***» № от 17 апреля 2023 года требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, правильности определения в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости и об определении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 17 апреля 2023 года.
Согласно заключению частнопрактикующего эксперта С.Б.В № от 7 ноября 2023 года отчет ООО «***» № от 17 апреля 2023 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. В отчете об оценке выявлены отступления от требований федерального законодательства и федеральных стандартов оценки, приведшие к искажению итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, в результате чего она была определена неправильно. Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 17 апреля 2023 года составляет 198 422 000 рублей.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.
Заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта соответствует требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положениями законодательства об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью допущенные оценщиком в отчете об оценке нарушения законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, повлиявшие на итоговую стоимость объекта оценки, а также размер рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным решения ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 18 июля 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поскольку судебным экспертом установлено, что в отчете об оценке содержатся нарушения требований законодательства в области оценочной деятельности.
Таким образом, при рассмотрении заявления административного истца у ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» имелись предусмотренные законом основания для отказа в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определённой отчётом оценщика.
Поскольку оспариваемое решение ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» соответствует нормативным правовым актам, прав и законных интересов административного истца не нарушает, оснований для признания его незаконным не имеется.
В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Учитывая, что доказательств, опровергающих приведённую в заключении эксперта величину рыночной стоимости объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 апреля 2023 года в размере 198 422 000 рублей, определенной в заключении эксперта, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Поскольку административный истец обратился в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 21 июня 2023 года, датой подачи заявления следует считать 21 июня 2023 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░), ░░░░░░░░ 11 469,8 ░░.░., ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 198 422 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 21 ░░░░ 2023 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 40 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░