Дело № 2а-57/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Тиличики Камчатского края 21 сентября 2020 года
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Олюторского районного суда Камчатского края Коваленко А.И.,
при помощнике судьи Сивак А.В.,
с участием:
административного истца Буранкова Д.В.;
административного ответчика председателя Комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района Кручининой М.В., действующей на основании протокола заседания Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района от 31 августа – 11 сентября 2020 года № 2;
заинтересованного лица председателя Совета депутатов Олюторского муниципального района Дмитриева А.Г., действующего на основании решения Совета депутатов Олюторского муниципального района от 23 августа 2017 года № 72,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Буранкова Дмитрия Викторовича к Комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района о признании незаконным решения, возложении обязанности.
установил:
Буранков Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы Олюторского муниципального района и возложении обязанности на комиссию допустить к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района. В обоснование своих требований указал, что в соответствии с решением Совета депутатов Олюторского муниципального района от 5 июня 2020 года № 118 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района» назначен соответствующий конкурс. 28 августа 2020 года административным истцом конкурсной комиссии представлено заявление об участии в конкурсе и полный пакет документов для участия в нем. Вместе с пакетом документов им также были представлены сведения о регистрации или отсутствии регистрации в качестве учредителя юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на месяц подачи документов, которые были получены на официальном сайте ФНС России посредством online-сервиса «Обратился в ФНС России». 14 августа 2020 года МИФНС России № 3 по Камчатскому краю направила на его электронный адрес письмо № 073ГО 2320@, содержащее сведения о регистрации или отсутствии регистрации в качестве учредителя юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на месяц подачи документов. 11 сентября 2020 года конкурсная комиссия не допустила административного истца к участию в конкурсе, поскольку признала письмо налогового органа не соответствующим требованиям, установленным Порядком проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района, утвержденного решением Советов депутатов Олюторского муниципального района от 5 июня 2020 года № 183. Считает, что отказ комиссии ущемляет его законные интересы на участие в конкурсе, так как Порядком проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района не установлены какие-либо требования к форме сведений, кроме того, в случае сомнения подлинности данных сведений конкурсная комиссия могла их запросить в налоговом органе. Также указывает, что ранее в феврале 2020 года он подавал аналогичную справку с официального сайта налоговой службы в Думу Быстринского муниципального района для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Быстринского муниципального района, где она была приобщена к его личному делу конкурсанта и признана соответствующей конкурсной документации. Просит суд признать незаконным решение комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района и обязать комиссию по проведению конкурса на должность Главы Олюторского муниципального района допустить Буранкова Д.В. к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района.
В судебном заседании административный истец заявленные требования уточнил, просил признать незаконным и отменить решение Комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района от 11 сентября 2020 года № 2, обязать Комиссию по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального рассмотреть вопрос о регистрации Буранкова Д.В. в качестве участника конкурса на должность Главы Олюторского муниципального района. Пояснил, что Комиссия по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района является муниципальным органом власти и оказывает муниципальные услуги, в связи с чем в силу положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжения Правительства РФ от 1 ноября 2016 года № 2326-р должна была самостоятельно проверить и запросить сведения, в том числе, сведения о регистрации или отсутствии регистрации в качестве учредителя юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) по состоянию на месяц подачи документов. Полагает, что предоставление сведений налоговым органом через официальный сайт является надлежащим образом оформленным документом, поскольку в решении о конкурсе конкретных требований к сведениям о регистрации или отсутствии регистрации в качестве учредителя юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) не предъявлено.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района Кручинина М.В., суду пояснила, что сведения из налогового органа о регистрации или отсутствии регистрации в качестве учредителя юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) административным истцом были представлены в виде копии, реквизитов, придающих юридическую силу, данный документ не содержал, в связи с чем был расценен Комиссией как копия документа, тогда как по решению от 5 июня 2020 года № 118 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района» надлежало предоставить оригинал. Учитывая, что претендентом на участие в конкурсе не были соблюдены положения указанного решения, Комиссия не допустила Буранкова Д.В. к участию в конкурсе.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Совета депутатов Олюторского муниципального района Дмитриев А.Г. суду пояснил, что Комиссия по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района к муниципальным органам не относится и в своей работе руководствуется решением от 5 июня 2020 года № 118 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района». В соответствии с ч. 3 ст. 1 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района основными принципами конкурса являются: создание равных условий для всех кандидатов, единство требований ко всем кандидатам, принимающим участие в конкурсе. Указал, что административный истец – не единственный претендент на должность кандидата, которому было отказано по документу из налогового органа. Отказано было и другим кандидатам, чьи справки из налогового органа из-за долгой доставки почтовой корреспонденции не подпадали под условия решения, а именно поступили не на месяц обращения с заявлением на участие в конкурсе, а позже, в связи с чем считал, что допуск административного истца к участию в конкурсе при условиях, что изначально сведения о регистрации или отсутствии регистрации в качестве учредителя юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) им не были поданы в оригинале, нарушит права других претендентов на участие в конкурсе, поскольку равенство участников гарантировано вышеуказанным решением.
Выслушав административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Как следует из ст. 4 Закона Камчатского края от 4 июня 2014 года № 463 «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае» глава муниципального района, городского округа (за исключением случая, указанного в части 4 настоящей статьи) избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования. Глава поселения (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи) избирается способом, предусмотренным уставом поселения в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Уставом Олюторского муниципального района в ст. 31 установлено, что Глава Олюторского муниципального района избирается Советом депутатов муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность Главы района, сроком на 4 года в соответствии с настоящим Уставом и порядком проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы района, устанавливаемым Советом депутатов муниципального района.
Согласно ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
В судебном заседании установлено, что Советом депутатов Олюторского муниципального района принято решение от 5 июня 2020 года № 118 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района» (далее - Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района).
Указанным Порядком в ч. 4 ст. 2 установлен перечень документов, необходимый для подачи кандидатом на участие в конкурсе, так в частности в п. 10 ч. 4 ст. 2 Порядка установлено, что кандидату необходимо предоставить сведения из налогового органа о регистрации или отсутствии регистрации в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), а также сведения о регистрации или отсутствии регистрации в качестве учредителя юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) по состоянию на месяц подачи документов.
Из ч. 7 ст. 2 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района следует, что кандидат вправе одновременно с подлинниками документов предоставить их копии. Копии документов предоставляются нотариально заверенные либо ксерокопии. В случае, если кандидат не представил копии документов, секретарь конкурсной комиссии, осуществляющий прием документов, изготавливает их с подлинников документов после сверки копий поданных документов с их подлинниками
Таким образом, из буквального толкования положений ч. 4 и ч. 7 ст. 2 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района следует, что лицом, претендующим на участие в конкурсе, комиссии должны быть предоставлены оригиналы документов, поименованных в ч. 4 ст. 2 указанного Порядка, и лишь с подлинников документов секретарь конкурсной комиссии изготавливает копии, в случае если конкурсант воспользовался своим правом не предоставлять такие копии.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что административный истец при обращении в комиссию за регистрацией, помимо прочих документов предоставил справку из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю от 14 августа 2020 года №073ГО2320@ о том, что Буранков Д.В. по состоянию на 14 августа 2020 года не является учредителем юридических лиц.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами регулируются Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Этим же законом в ст. 5 установлено, что видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись). Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая: получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи; позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ; позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания; создается с использованием средств электронной подписи. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам: ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом, согласно понятию электронной подписи, содержащемуся в ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Как пояснил административный истец, данная справка предоставлена налоговым органом в ответ на его обращение через службу online-сервиса «Обратился в ФНС России» путем направления на его электронный адрес, и возможности её подписания электронной подписью не предусматривает.
Исследуя данный документ, суд приходит к выводу, что он электронной подписью должностного лица подписан не был, так как сведения о формировании электронной подписи на представленном документе отсутствуют, в связи с чем распечатанная справка налогового органа с электронного почтового ящика административного истца является копией выполненной путем распечатывания с электронного носителя, а потому не может быть признана подлинником справки из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю от 14 августа 2020 года №073ГО2320@.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный истец подлинника документа из налогового органа о регистрации или отсутствии регистрации в качестве учредителя юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) по состоянию на момент подачи документов конкурсной комиссии не предоставил.
В соответствии с ч. 9 ст. 2 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района предоставление недостоверных сведений, подложных документов и/или неполного пакета документов, указанных в части 4 настоящей статьи, влечет отказ в допуске к участию в конкурсе на основании решения конкурсной комиссии, о чем кандидат информируется конкурсной комиссией с указанием причин отказа в течение трех рабочих дней со дня обнаружения указанных обстоятельств, в порядке, установленном частью 19 статьи 3 настоящего Решения.
Судом установлено, что по результатам заседания комиссии по вопросу определения кандидатур для допуска к участию в конкурсе решением Комиссии, оформленным протоколом заседания № 2 от 31 августа – 11 сентября 2020 года, Буранков Д.В. 11 сентября 2020 года не был допущен к участию в конкурсе на должность главы Олюторского муниципального района по причине не предоставления сведений о регистрации или отсутствии регистрации в качестве учредителя юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) по состоянию на месяц подачи документов в подлиннике.
Суд отклоняет довод административного истца о том, что Конкурсная комиссия была уполномочена самостоятельно истребовать все необходимые сведения, в том числе и налоговом органе, в силу того, что при проведении процедуры допуска граждан к участию в конкурсе Комиссией лишь проверяются документы, предоставленные кандидатом на соответствие положений ч. 4 ст. 2 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района (ч. 8 ст. 2, ч. 4 ст. 6), в то время как проверка документов осуществляется Комиссией на первом этапе конкурса, то есть в отношении лиц, допущенных к участию в конкурсе (ч. 6 ст. 4 Порядка).
Суд отклоняет довод административного истца о том, что извещение об отклонении его кандидатуры причин отклонения не содержало в силу следующего.
Решением Конкурсной комиссии от 11 сентября 2020 года, оформленным протоколом заседания Конкурсной комиссии № 2 от 31 августа – 11 сентября 2020 года, Буранкову Д.В. отказано в допуске к участию в первом этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района» по причине того, что письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю от 14 августа 2020 года №073ГО2320@ о том, что Буранков Д.В. по состоянию на 14 августа 2020 года не является учредителем юридических лиц, не признано подлинным документом.
Из письма председателя Конкурсной комиссии от 11 сентября 2020 года следует, что Буранков Д.В. извещен об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района на основании Решения конкурсной комиссии по проведению конкурса от 11 сентября 2020 года № 2, основание – неполное соответствие предоставленных им документов требованиям, установленным Порядком проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района.
Кроме того, из административного искового заявления следует, что административный истец знал истинную причину отказа допуска его к участию в конкурсе, а именно то, что причиной явилась справка из налогового органа, которая по его предположению была оригиналом, право административного истца на обращение в суд не нарушено, административный иск заявлен своевременно.
При таких обстоятельствах не указание в извещении, что подача именно копии справки налогового органа, а не его оригинала, не является безусловным основанием для отмены решения Комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района от 11 сентября 2020 года № 2.
Суд отклоняет ссылки административного истца на положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2016 года № 2326-р, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Так в силу положений ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Между тем, Конкурсная комиссия к органу местного самоуправления не относится, исполнительно-распорядительными полномочия не обладает, единственной целью комиссии является проведение отбора участников конкурса.
По аналогичным обстоятельствам на Конкурсную комиссию не распространяются положения распоряжения Правительства РФ от 1 ноября 2016 года № 2326-р.
Суд также отклоняет довод административного истца о том, что ранее им в Думу Быстринского района была предоставлена аналогичная справка налогового органа, направленная административному истцу аналогичным образом, которая была принята Конкурсной комиссией Быстринского района, поскольку соответствующих доказательств административным истцом тому не представлено, более того вопрос о принятии Конкурсной комиссией Быстринского района спорной справки, а равна дача оценки ее действиям в рамках настоящего дела обсуждению не подлежит.
С учетом положений действующего законодательства, обстоятельств дела суд не усматривает фактов, свидетельствующих о нарушении порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района. Отбор проведен в соответствии с требованиями федерального, краевого и муниципального законодательства.
Суд не принимает к сведению информацию, имеющуюся в письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Камчатского края от 9 сентября 2020 года, поскольку на этапе проверки правильности подачи документов желающими принять участие в конкурсе у Конкурсной комиссии правовых оснований для запроса таких сведений не имелось.
На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований Буранкова Д.В. к Комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Олюторского муниципального района о признании незаконным и отмене решения Комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района от 11 сентября 2020 года № 2, а также возложении на Комиссию по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Олюторского муниципального района обязанности по рассмотрению вопроса о регистрации Буранкова Д.В. в качестве участника конкурса на должность Главы Олюторского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 243-244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 2, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░