Уникальный идентификатор дела
19RS0002-01-2023-003241-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Черногорск
18 декабря 2023 года Дело № 2а-2403/2023
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе судьи И.Р. Коголовского,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Запольскому С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия обратилось в суд с административным исковым заявлением к Запольскому С.В. о взыскании 94 583 руб.72 коп. штрафа на доходы от денежных взысканий, поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до ***, подлежащих зачислению в федеральный бюджет по нормативам действующим в 2019 году.
Административные исковые требования мотивированы тем, что в связи с неисполнением административным ответчиком в добровольном порядке выставленного налоговым органом требования, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, в выдаче которого было отказано в связи с пропуском установленного законом срока обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением. Управление ходатайствует о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, указывая, что неуплата налога установлена лишь в 2023 году.
Стороны в судебное заседание не явились. Административный истец надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Административный ответчик не обеспечил получение корреспонденции, направленной по адресу его регистрации, тогда как отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации корреспонденции является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия несет само лицо. Таким образом, суд признает административного ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка сторон не является препятствием к рассмотрению административного дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела и доказательства, суд считает, что требования управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия о взыскании с Запольского С.В. штрафа на доходы от денежных взысканий, поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до ***, подлежащих зачислению в федеральный бюджет по нормативам действующим в 2019 году не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу подпунктов 9, 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном данным Кодексом, а также предъявлять в суды общей юрисдикции иски о взыскании недоимки, пени.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления с взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 названной статьи).
В соответствии с пунктом 6 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении указываются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что в связи сЗапольскому С.В. выставлено требование *** со сроком для добровольного исполнения – до ***. Следовательно, срок для обращения в суд – до ***. С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье лишь в ноябре 2022 года. Определением мирового судьи от *** отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа. С настоящим административным исковым заявление налоговый орган обратился ***, то есть спустя более 11 месяцев после того, как налоговому органу отказано в выдаче судебного приказа. Следовательно, как с заявление о выдаче судебного приказа, так и с административным исковым заявлением, налоговый орган обратился с существенным нарушение установленного законом срока.
Доказательств того, что налоговый орган был лишен возможности своевременно обратиться в суд ввиду наличия объективных (не зависящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, административным истцом не представлено. Факт выявления неоплаты налога лишь в 2023 году таким доказательством не является.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от *** ***-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
С учетом изложенного, ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая, что принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, оснований для удовлетворения требований налогового органа у не имеется, в связи с чем суд отказывает управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ***, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2019 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 294.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 310 ░░░░░░░
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░