№ №
Решение
именем Российской Федерации
17 мая 2023 г. г. Рязань
Рязанский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Лужина К.Н., при секретаре судебного заседания Зиневич С.В., с участием: административного истца – Подорожного, представителя административных ответчиков – начальника Училища и Училища по доверенности – Аббасовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении гарнизонного военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Училища, звание Подорожного об оспаривании бездействия должностного лица - начальника Училища, связанного с не проведением мероприятий по заключению контракта о прохождении военной службы и не заключением контракта,
установил:
Подорожный обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил бездействие должностного лица – начальника Училища - связанное с не проведением мероприятий, направленных на заключение с ним нового контракта.
В обоснование административного иска изложил следующие доводы.
Подорожный проходит военную службу по контракту в Училища в должности (должность) в звании звание
Приказом <данные изъяты> № и приказом начальника Училища № Подорожный переведен для дальнейшего прохождения военной службы по контракту в распоряжение <данные изъяты>, назначен на равнозначную должность. Срок прибытия в войсковую часть 00000 – до ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного разбирательства в рамках административного дела об оспаривании вышеназванных приказов Подорожному стало известно о нарушении порядка (процедуры), направленного на заключение нового контракта, установленного п. 28 приказа Министра обороны РФ от 30.10.2015 г. «О мерах по реализации правовых актов по вопросам прохождения военной службы по контракту в ВС РФ».
ДД.ММ.ГГГГ Подорожный как военнослужащий, не достигший предельного возраста пребывания на военной службе и у которого заканчивается срок действующего контракта, более чем за четыре месяца подал по команде вышеперечисленные рапорты непосредственному командиру (начальнику). В решении вопроса по вышеуказанным рапортам ему было отказано при отсутствии условий объективно исключающих возможность заключения нового контракта.
ДД.ММ.ГГГГ Подорожный был вызван в отдел кадров Училища, где ему был предоставлен для подписи новый контракт, сроком на один год, который последний подписал.
Однако, подтвердить факт существования нового контракта Подорожный не имеет возможности ввиду отсутствия рапорта с резолюцией непосредственного командира, поскольку оригинал рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается в своем ответе помощник военного прокурора Рязанского гарнизона ФИО1, как на документ, на основании которого с Подорожным был подписан новый контракт, находится у него и в делопроизводство Училища не принимался.
Кроме того, указывает, что начальник отдела кадров Училища ФИО2 в ответе военному прокурору Рязанского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ сообщает о заочном рассмотрении на заседании аттестационной комиссии Училища Подорожного по вопросу заключения с последним нового контракта сроком на один год с ДД.ММ.ГГГГ, где было принято решение, ходатайствовать о заключении нового контракта, и был изготовлен бланк контракта, который подписан Подорожным
Ссылаясь на нормы права, указывает, что предусмотренные федеральным законодательством для военнослужащего гарантии реализации права на свободный труд посредством прохождения военной службы, заключаются в возможности военнослужащего обратиться с соответствующим рапортом в пределах предусмотренного законом срока при том, что на командование возложен ряд обязанностей по надлежащему и своевременному рассмотрению такого обращения, отказ в удовлетворении которого не может носить характера произвольного усмотрения и возможен лишь в исчерпывающем перечне случаев, определенных законодательно. Бездействие начальника Училища привело к нарушению его прав и законных интересов, выразившихся в не проведении мероприятий, которые ориентированы на заключение с Подорожным нового контракта о прохождении военной службы, что не соответствует нормам материального права и является незаконным, нарушающим права и законные интересы, гарантируемые Конституцией Российской Федерации, Законом о статусе военнослужащих, приказом Министра обороны Российской Федерации «О мерах по реализации правовых актов по вопросам прохождения военной службы по контракту в ВС РФ».
На основании изложенного, просил суд признать незаконным бездействие начальника Училища по не проведению мероприятий, направленных на заключение с Подорожным нового контракта, возложив на воинское должностное лицо обязанность, провести с ним мероприятия, ориентированные на заключение нового контракта о прохождении военной службы в соответствии с нормами материального права, выдать вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ экземпляр контракта с приобщением второго экземпляра контракта к личному делу, предоставить единовременную денежную выплату в размере 195000 рублей, возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Административный истец Подорожный на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении. При этом пояснил, что заблаговременно обращался к командованию Училища с рапортами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы, получив отказы в письменной форме на каждом из рапортов. После чего, с ним все же был подписан контракт о прохождении военной службы, однако, он считает, что контракт с ним не заключен, так как мероприятия не были проведены в том объеме и в те сроки, которые поставлены законодательством, а также указал на то обстоятельство, что должностные лица указывали на заключение с ним контракта на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ., который в отдел делопроизводства не поступал, оригинал указанного рапорта находится у Подорожного
Представитель административных ответчиков – начальника Училища и Училища – по доверенности Аббасова А.А. требования Подорожного не признала, просила отказать в их удовлетворении, приведя в обоснование доводы, изложенные в письменных возражениях. При этом пояснила, что основанием для заключения контракта с Подорожным является рапорт от ДД.ММ.ГГГГ с резолюцией начальника Училища. Все мероприятия проведены в полном объеме: поданный Подорожным рапорт от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован установленным порядком, имеет все резолюции соответствующих должностных лиц, подготовлен бланк контракта, однако о вступлении в силу указанного контракта приказом начальника Училища объявлено не было.
Изучив административное исковое заявление, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1-3 ст. 32 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта, которые включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока.
В соответствии с п. 4 ст. 32 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
Порядок заключения контракта определен в «Положении о порядке прохождения военной службы», утвержденном Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (далее – Положение).
Согласно п.4 ст. 4 Положения в контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, а также условия контракта. В контракте также указываются:
а) воинское звание, фамилия, имя и отчество гражданина (иностранного гражданина), заключающего контракт, число, месяц и год его рождения;
б) наименование федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, заключающего контракт от имени Российской Федерации, должность, воинское звание, фамилия и инициалы подписывающего контракт должностного лица этого органа;
в) Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования или органы, воинские подразделения федеральной противопожарной службы, где гражданин (иностранный гражданин) будет проходить военную службу;
г) даты подписания контракта гражданином (иностранным гражданином) и должностным лицом федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, заключающего контракт от имени Российской Федерации.
После подписей гражданина (иностранного гражданина) и должностного лица указываются:
а) дата и номер приказа соответствующего должностного лица, в котором объявлено о вступлении контракта в силу;
б) дата и основание прекращения действия контракта.
Согласно п.п.7,8 ст. 4 Положения контракт составляется в двух экземплярах, каждый подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части. Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, а второй экземпляр выдается военнослужащему. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным настоящим Положением, о чем издается соответствующий приказ. Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу.
В соответствии со п.п. «а» п.1 ст. 9 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт при окончании срока предыдущего контракта.
В соответствии со п.п. «а» п.7 ст. 9 Положения должностными лицами, указанными в пункте 6 настоящей статьи, новый контракт подписывается с военнослужащим, у которого заканчивается срок предыдущего контракта - в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.
Согласно п.9 ст. 9 Положения для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, не менее чем за четыре месяца до истечения его срока подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт. Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке. Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответствующий кадровый орган или орган комплектования воинской части.
ДД.ММ.ГГГГ между Подорожным и Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Училища добровольно заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ
До истечения срока контракта о прохождении военной службы Подорожный подал по команде рапорт о заключении с ним контракта от ДД.ММ.ГГГГ
Из копии рапорта Подорожного от ДД.ММ.ГГГГ исследованного в судебном заседании, видно, что Подорожный просит о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы сроком на 1 год с ДД.ММ.ГГГГ Указанный рапорт имеет соответствующие резолюции должностных лиц о ходатайстве по существу рапорта.
В судебном заседании Подорожный подтвердил, что подавал рапорт от ДД.ММ.ГГГГ о заключении с ним нового контракта и подписал бланк контракта на основании указанного рапорта.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания аттестационной комиссии Училища, по результатам рассмотрения вопроса о заключении с военнослужащим Подорожным нового контракта было вынесено заключение аттестационной комиссии об отсутствии оснований, препятствующих заключению новых контрактов, и решено ходатайствовать о заключении нового контракта.
По результатам заседания аттестационной комиссии рапорт Подорожного от ДД.ММ.ГГГГ был согласован ДД.ММ.ГГГГ начальником Училища.
После чего в целях реализации рапорта Подорожного от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен бланк контракта о прохождении военной службы между Подорожным и Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Училища сроком на один год с ДД.ММ.ГГГГ
Из исследованного бланка контракта о прохождении военной службы между Подорожным и Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Училища с указанием срока в один год с ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нем содержится информация, предусмотренная п.п. «а», «б», «в» п.4 ст. 4 Положения.
Информации о дате подписания контракта гражданином (иностранным гражданином) и должностным лицом федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, заключающего контракт от имени Российской Федерации, а также указание на дату и номер приказа соответствующего должностного лица, в котором объявлено о вступлении контракта в силу – исследованный бланк контракта не содержит.
Приказом <данные изъяты> Подорожный освобожден от занимаемой воинской должности и назначен на равную вакантную воинскую должность по служебной необходимости - (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание «звание» и <данные изъяты> разряд.
Приказом начальника Училища Подорожный переведен для дальнейшего прохождения военной службы по контракту в распоряжение (должность).
На основании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ Подорожный должен убыть ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть 00000 для дальнейшего прохождения службы.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Аббасова А.А. пояснила, что контракт подписывается на следующий день после окончания предыдущего, то есть должен был быть подписан начальником Училища ДД.ММ.ГГГГ, но Подорожный к указанной дате уже был исключен из списков личного состава Училища. Кроме того, указала, что в соответствии с указом Президента Российской Федерации «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» Подорожный является военнослужащим по контракту, его личное дело направлено в <адрес>, где с ним и будет подписан контракт.
Таким образом, суд полагает, что административным ответчиком в полной мере были выполнены мероприятия и подготовлены все необходимые документы для заключения с административным истцом контракта о прохождении военной службы, а именно: отобран рапорт от Подорожного., проведена аттестация, подготовлен бланк контракта, собраны и наложены все необходимые резолюции на рапорт военнослужащего, в том числе начальника училища, осуществилось подписание начальником Училища указанного бланка.
Вместе с тем, контракт о прохождении военной службы не вступил в законную силу, по независящим от командования Училища объективным причинам, так как в период действия ранее заключенного контракта приказом <данные изъяты> был назначен на равнозначную должность в иную воинскую часть.
Кроме того, суд отмечает, что Указом Президента РФ от 21.09.2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ) в Российской Федерации с 21.09.2022 года объявлена частичная мобилизация.
В соответствии с положениями названного нормативного акта контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, установленным настоящим Указом.
Следовательно, контракт о прохождении военной службы, заключенный Подорожным с ДД.ММ.ГГГГ продолжает свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что мероприятия по заключению нового контракта с Подорожным по истечении предыдущего контракта о прохождении военнослужащим военной службы проведены должностными лицами Училища в соответствии с требованиями действующего законодательства, уполномоченными должностными лицами и в установленном порядке и прав административного истца не нарушают.
Доводы административного истца о наличии рапортов от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ о заключении с последним нового контракта о прохождении военной службы по истечении предыдущего контракта и о принятых по ним решениям - правового значения в рамках рассматриваемого дела не имеют и к предмету спора не относятся, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что основанием для принятия решения о заключении нового контракта о прохождении военной службы по истечении срока предыдущего контракта является рапорт Подорожного от ДД.ММ.ГГГГ
Утверждение Подорожного о том, что в ранее проводимых судебных разбирательствах по иным административным делам, ему стало известно о нарушении порядка (процедуры), направленного на заключение нового контракта, установленного п. 28 приказа Министра обороны РФ от 30.10.2015 г. «О мерах по реализации правовых актов по вопросам прохождения военной службы по контракту в ВС РФ», суд считает несостоятельным, поскольку п. 28 Приказа Министра обороны РФ от 30.10.2015 г. № 660 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» определяет порядок работы по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих.
Требование Подорожного о выдаче ему вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ экземпляра контракта с приобщением второго экземпляра к личному делу суд находит не подлежащим удовлетворению, так как согласно п.п.7,8 ст. 4 Положения, перед указанными действиями контракт должен вступить в силу, но при вышеприведенных обстоятельствах это не произошло.
Что касается довода административного истца о выплате ему денежных средств, в размере 195000 рублей, суд находит его необоснованным в связи с отсутствием законных оснований для таковой выплаты, содержащихся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 г. № 2278 «Об утверждении правил осуществления единовременной денежной выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации».
На основании изложенного, так как нарушений прав Подорожного не установлено, требования, изложенные в административном исковом заявлении Подорожного, удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме, оснований для возмещения административному истцу судебных расходов, с учетом положений части 1 статьи 111 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░