УИД 66RS0035-01-2024-000830-52 производство № 2а-1-713/2024 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноуфимск |
13 июня 2024 года |
Красноуфимский районный суд в составе:
председательствующего судьи Четиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Копорушкиной И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Свердловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Масленниковой Т. Е., Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Комитет по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ (далее – Комитет) обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 28 ноября 2023 года на Комитет возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Красноуфимский территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, с последующей регистрацией права муниципальной собственности и включением в реестр муниципальной собственности указанного объекта. Судебным приставом-исполнителем Специализированного отделения судебных приставов по Свердловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Масленниковой Т.Е. в рамках возбужденного 27 марта 2024 года исполнительного производства № 75903/24/98066-ИП установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено 3 апреля 2024 года. Требования исполнительного документа исполнены 1 апреля 2024 года, объект учтен в качестве бесхозяйного объекта недвижимости. 5 апреля 2024 года в адрес Отделения судебных приставов направлено уведомление об исполнении решения суда. Вместе с тем, 15 апреля 2024 года судебным приставов-исполнителем Масленниковой Т.Е. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Однако административный истец указывает, что решение Красноуфимского районного суда от 28 ноября 2023 года исполнено, Комитетом приняты все меры для его надлежащего исполнения, умысла и вины по несвоевременному решению суда не было.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по Свердловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Масленникова Т.Е., Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов, в качестве заинтересованного лица привлечен Красноуфимский межрайонный прокурор. Из числа лиц, участвующих в деле, исключена администрация муниципального образования Красноуфимский округ.
Представители административного истца, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по Свердловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Масленникова Т.Е., представители административного ответчика Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, заинтересованное лицо Красноуфимский межрайонный прокурор в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 360 КАС РФ, статьи 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), действия (бездействие), решения (постановления) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что на основании решения Красноуфимского районного суда Свердловской области от 28 ноября 2023 года, вступившего в законную силу 10 января 2024 года, по административному делу № 2а-1-937/2023 выдан исполнительный лист ФС № 043580841, во исполнение которого 27 марта 2024 года возбуждено исполнительное производство № 75903/24/98066-ИП. Предмет исполнения: «Возложить на администрацию муниципального образования Красноуфимский округ и Комитет по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность обратиться в Красноуфимский территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, с последующей регистрацией права муниципальной собственности и включением в реестр муниципальной собственности указанного объекта». В день возбуждения исполнительного производства согласно выписке постановление направлено должнику почтой и получено Комитетом 3 апреля 2024 года.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
В ходе исполнительного производства 15 апреля 2024 года судебным приставом-исполнителем Масленниковой Т.Е. вынесено постановление о взыскании с Комитета исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое направлено в адрес Комитета в этом же день через систему электронного документооборота в личный кабинет ЕПГУ, уведомление прочтено Комитетом 16 апреля 2024 года.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, в ответ на необходимость предоставления сведений об исполнении решения суда Комитетом письмом от 3 апреля 2024 года направлены сведения об исполнении решения Красноуфимского районного суда по делу № 2а-1-937/2024 с приложением копий подтверждающих документов – выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62330094011072, в котором направлялись указанные документы, отправление направлено 5 апреля 2024 года и получено судебным приставом-исполнителем 9 апреля 2024 года.
Таким образом, из представленных документов усматривается, что требования исполнительного документа исполнены Комитетом в срок, установленный для их добровольного исполнения. Все истребуемые сведения и подтверждающие документы направлены судебному приставу-исполнителю в установленный срок и получены им.
Кроме того, постановлением судебного пристава-исполнителя Масленниковой Т.Е. от 19 апреля 2024 года исполнительное производство № 75903/24/98066-ИП окончено в связи с исполнением требования исполнительного документа в полном объеме.
При таких обстоятельствах, у судебного пристава-исполнителя Масленниковой Т.Е. не имелось оснований к наложению на Комитет 15 апреля 2024 года санкции штрафного характера в виде исполнительского сбора.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора и удовлетворения административных исковых требований.
При этом, в просительной части административного искового заявления административным истцом ошибочно указано на освобождение его от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 15 апреля 2019 года в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 7593/24/98066-ИП от 27 марта 2024 года, возбужденного на основании исполнительного листа ФС 022823521 от 7 марта 2018 года, выданного Красноуфимским городским судом Свердловской области по делу № 2-1-32/2018 года, что суд расценивает как описку, поскольку непосредственно по существу административного искового заявления Комитет ссылается на вынесение судебным приставом-исполнителем постановления 15 апреля 2024 года по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного документа, выданного Красноуфимским районным судом по решению от 28 ноября 2024 года по делу № 2а-1-937/2024. О направленности доводов административного истца на необходимость освобождения от исполнительного сбора именно по данному постановлению судебного пристава-исполнителя от 15 апреля 2024 года, вынесенного в рамках исполнительного производства, возбужденного именно на основании исполнительного документа, выданного Красноуфимским районным судом по решению от 28 ноября 2024 года по делу № 2а-1-937/2024, свидетельствуют и приложенные к административному иску документы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ 15 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 75903/24/98066-░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░.░.