Дело № 2а- 1366/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 августа 2024 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Ершовой Н.Г., при ведении протокола помощником судьи Бекмагамбетовой Д.Ж.,
с участием истца Садыкова Т.С., представителя ответчика Комаровой А.В., представителя заинтересованного лица Бойченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Садыкова Т.С. к прокурору г. Новотроицка Оренбургской области Хабибуллину А.Д., старшему помощнику прокурора г. Новотроицка Коробкину А.Н., Прокуратуре Оренбургской области, Генеральной прокуратуре РФ о признании незаконными результатов проверки,
У С Т А Н О В И Л:
Садыков Т.С. обратился в суд с административным иском к ответчику, в котором указал, что не согласен с результатами проверки по его жалобе поданной в прокуратуру г. Новотроицка относительно привлечения его к ответственности в виде выговора от 29 января 2024 года. Просит обязать прокурора города устранить допущенные нарушения, путем проведения объективной проверки по его жалобе, с принятием решения в виде отмены незаконного постановления начальника УФИЦ № 3 от 29 января 2024 года о применении к нему взыскания в виде выговора
В иске указал, что 24 мая 2024 года он получил ответ за подписью прокурора г. Новотроицка Хабибуллина А.Д. на его обращение по жалобе на незаконные действия сотрудников УФИЦ ФКУ ИК-3 от 29 января 2024 года.
С данным решением прокурора истец не согласен, поскольку считает, что его незаконно привлекли к дисциплинарной ответственности в виде выговора. 29 января 2024 года он выходил по заявлению на прием к врачу в поликлинику ГАУЗ «БСМП г. Новотроицка», после посещения врача и открытия больничного листа сразу же вернулся в УФИЦ, но опоздал на 50 минут. По прибытию в учреждение ему сразу предложили написать письменное объяснение, вечером он показал данные с сайта Госуслуг об открытии больничного листа, начальник ИУ сказал, что последствий никаких не будет. Но через несколько дней его ознакомили с постановлением начальника УФИЦ № 3 от 29.01.2024 он, не читая расписался в нем. Считает, что в данном случае у него были уважительные причины, по которым он не смог вернуться в отведенное время к 15.00 часов. При этом прокурор не провел проверку по всем доводам его жалобы. Не вызывал его для получения письменных объяснений, не проверял личное дело осужденного.
Определением суда от 14 июня 2024 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен прокурор г. Новотроицка Хабибуллин А.Д. и прокуратура Оренбургской области.
Протокольным определением суда от 9 июля 2024 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечен помощник прокурора г. Коробкин А.Н. и Генеральная прокуратура РФ.
Ответчики прокурор г. Новотроицка Хабибуллин А.Д. и помощник прокурора Коробкин А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом.
Представитель Генеральной прокуратуры РФ в суд также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом.
В судебном заседании Садыков Т.С. свои требования поддержал, просил признать незаконными результаты проверки прокурора г. Новотроицка от 26 апреля 2024 года, считает, что прокурор не проверил в полном объеме его жалобу, не вызывал его для получения письменных объяснений, не проверял дело в полном объеме. Считает, что прокурором были нарушены его права и законные интересы, поскольку при наличии у него выговора он не может реализовать свое право на удовлетворение ходатайства о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Представитель административного ответчика прокуратура Оренбургской области Комарова А.В. в заседании просила в иске отказать, бездействий со стороны прокурора и помощника прокурора города не допущено, жалоба Садыкова Т.С, была принята в работу, проверка проведена в установленные сроки, оснований для признания постановления начальника УФИЦ № 3 от 29.01.2024 года незаконным не имеется. Доводы истца считает не состоятельными, факт допущенного нарушения правил и распорядка дня подтверждается документами, письменными объяснениями осужденного, взыскание применено в соответствии с нормами УИК РФ. Мер для прокурорского реагирования в настоящем случае нет, права и законные интересы истца не нарушены.
Представитель заинтересованного лица УФИЦ ФКУ ИК-3 Бойченко О.В. возражала против доводов истца, просила в иске отказать, поскольку привлечен осужденный был за допущенное нарушение правил, об уважительных причинах невозможности явки в УФИЦ не позднее 15.00 часов 29 января 2024 года своевременно не сообщил, с постановлением лично ознакомлен, оснований для признания результатов проверки прокуратуры незаконными нет.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы личного дела осужденного, а также надзорное дело по жалобе Садыкова Т.С., суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
На основании части 15 статьи 21 Закона о прокуратуре действия (бездействие) и решения прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
Статьей 10 Федерального закона N 59-ФЗ регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции, положениями которой, в частности, предусмотрено, что по обращению, поступившему в органы прокуратуры, может быть принято решение о передаче обращения на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры (абзац четвертый пункта 3.1); обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя (абзац первый пункта 3.2).
При этом пунктом 3.7 Инструкции установлен запрет на направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, чьи решение или действие (бездействие) обжалуются.
Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27 и 28 Закона о прокуратуре, принятие мер прокурорского реагирования является исключительным правомочием прокурора, соответственно, решение о применении, либо неприменении данных мер принимается прокурором по своему внутреннему убеждению, основанному на исследовании доводов обращения заявителя и материалах проверки.
В судебном заседании установлено, что Садыкова Т.С. отбывает наказание в виде лишения свободы сроком 2 года на основании приговора Адамовского районного суда Оренбургской области от 23 июня 2023 года. На основании ст. 53.1, ст. 70 УК РФ наказание в виде лишения заменено на 2 года принудительных работ в исправительном центре с удержанием 15 % из заработной платы в доход государства, с лишением права заниматься деятельностью связанной с управлением ТС на 5 лет 3 месяца и 3дня.
27 июля 2023 года Садыков Т.С. приступил к отбыванию наказания в ИУ ФИЦ ФКУ ИК-3. Из справки о поощрениях и взысканиях осужденного следует, что он имеет одно взыскание в виде выговора от 29 января 2024 года.
Из материалов личного дела следует, что 29 января 2024 года на основании поданного заявления на имя начальника УФИЦ он вышел за пределы общежития ИУ УФИЦ № 3 в период времени с 12.00 часов до 15.00 часов, для посещения Поликлиники ГАУЗ «БСМП г.Новотрицка, в связи с обследованием на госпитализацию, в связи с заболеванием. При этом из личного дела осужденного следует, что вернулся он в общежитие УФИЦ № 3 только в 15.52 часов, что зафиксировано на камерах видеонаблюдения. Из письменных объяснений Садыкова Т.С. следует, что не явился вовремя в общежитие УФИЦ, поскольку медработники поликлиники являются некомпетентными сотрудниками, не знали как поступить в его случае, гоняли его из кабинета в кабинет. Из сведений представленных в суд по запросу следует, что Садыков Т.С. находился на амбулаторном лечении в ГАУЗ «БСМП г.Новотроицка» с 29.01.2024 по 05.02.2024 с диагнозом <данные изъяты>. Данных о наличии у осужденного Садыкова Т.С. выявленных серьезных хронических заболеваний, о необходимости помещения его в стационар для прохождения лечения не представлено.
Применено в отношении Садыкова Т.С. взыскание в виде выговора, вынесено единолично постановление начальника ИУ ФИЦ № 3 от 29.01.2024 года, с которым осужденный лично ознакомлен, имеется его подпись в постановлении.
Факт отсутствия осужденного в общежитии УФИЦ № 3 в период времени с 15.00 часов до 15.52 часов подтверждается материалами личного дела осужденного. Достоверных доказательств его отсутствия, в связи с наличием действительно уважительных причин прокурору не представлено, также не представлено в суд. Доводы истца о наличии у него серьезного заболевания своего подтверждения не нашли.
Согласно части 1 статьи 1, части 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации одной из целей уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление осужденных, под которым понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
В соответствии с ч.1-2 ст. 60.16 УИК РФ Решение о применении к осужденным к принудительным работам предусмотренных статьями 60.13 и 60.14 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания выносится в письменной форме.
При применении мер взыскания к осужденному к принудительным работам, предусмотренных статьей 60.14 настоящего Кодекса, учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру совершенного нарушения. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением производилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее 30 суток со дня совершения нарушения.
Правом применения предусмотренных статьями 60.13 и 60.14 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания пользуется в полном объеме начальник исправительного центра или лицо, его замещающее.
В соответствии с пунктом 8 Правил внутреннего распорядка исправительных центров УИС, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ № 110 от 04.07.2022 осужденные должны выполнять требования законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, соблюдать распорядок дня осужденных к принудительным работам и правила проживания в ИЦ, установленные для осужденных к принудительным работам настоящими Правилами, своевременно возвращаться после выезда за пределы ИЦ;
Согласно пункта 69 Правил внутреннего распорядка исправительных центров УИС, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ № 110 от 04.07.2022 с разрешения администрации ИЦ осужденные к принудительным работам могут в соответствии с установленным распорядком дня посещать при возвращении с работы организации розничной торговли, медицинские организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, учреждения культуры в пределах муниципального образования, на территории которого расположен ИЦ.
За несвоевременное возвращение осужденного к принудительным работам в ИЦ или самовольный выход с территории ИЦ к нему применяются меры взыскания (пункт 70 Правил № 110).
При рассмотрении обращения Садыкова Т.С. от 29 марта 2024 год соблюдены требования правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания принятия решений по результатам рассмотрения обращения, сроки направления ответа. Какие-либо права и свободы истца в результате действий сотрудников прокуратуры не нарушены, препятствий к их осуществлению не создано, истец зная о наличии вынесенного постановления не был лишен возможности обращения в суд исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 2202-1) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона N 2202-1 установлено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В соответствии с положениями подпункта 1, 3 пункта 1.9 Инструкции обращение - изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство; заявление - просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
В силу пункта 6.1 Инструкции обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.
Согласно пункту 5.1 Инструкции обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации.
Обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям. Ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме (пункт 6.1 Инструкции).
Исходя из положений пункта 7.8 Инструкции, на письменные обращения граждан дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Анализ приведенных норм свидетельствует, что, каждое обращение должно получить своевременное, объективное решение, обеспечивающее защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина, укрепляя законность и правопорядок государства (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 2202-1).
На основании статьи 27 Федерального закона N 2202-1 органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным, поскольку согласно пункту 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора.
В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке. Предметом настоящего административного иска является несогласие административного истца с действиями и ответом на его обращение, данным административным ответчиком Хабибуллиным А.Д.
Однако проверка процедуры наложения на административных истцов дисциплинарных взысканий должностными лицами УФИЦ ФКУ ИК-3, предметом настоящего спора по административному делу не является.
Таким образом, суд не находит оснований для признания незаконными действий работников прокуратуры г. Новотроицка, поскольку жалоба осужденного от 29 марта 2024 года принята и рассмотрена в соответствующие сроки, письменный ответ на его обращение направлен 25 апреля 2024 года, каких-либо нарушений прав осужденного прокурором не установлено, нарушений положения УИК РФ также не допущено, в связи суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░