производство № 2а-270/2023
УИД 75RS0014-01-2023-000371-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2023 года с.Красный Чикой
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Рязанова А.И.,
при секретаре Добкевич Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главы Администрации муниципального района «Красночикойский район» Е.А.Гостева к Красночикойскому районному отделу судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительного сбора по постановлению от 08.12.2021г. к исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Глава Администрации муниципального района «Красночикойский район» Е.А.Гостев обратился в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что 16 сентября 2020 года Красночикойским районным судом Забайкальского края было вынесено решение по делу № по иску Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального района «Красночикойский район» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района «Красночикойский район», выраженное в неисполнении обязанности по организации специального питомника (приюта) или иного пункта временного содержания безнадзорных животных, об обязании администрации муниципального района «Красночикойский район» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать специальный питомник (приют) или иной пункт временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Красночикойский район».
Определением Красночикойского районного суда от 06 декабря 2022 года разъяснено решение в части обязания организовать специальный питомник (приют) или иной пункт временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Красночикойский район», как обязанность по осуществлению следующих действий: организация на территории Красночикойского района питомника или иного пункта временного содержания, как силами органов местного самоуправления, так и путем привлечения сторонних организаций, или обеспечение деятельности и функций питомника или иного пункта временного содержания, расположенных вне Красночикойского района Забайкальского края, на территории муниципального района «<адрес>» как силами органов местного самоуправления, так и путем привлечения сторонних организаций.
Постановлением судебного пристава от 16.07.2021г. возбуждено исполнительное производство № по делу №
08.12.2021 года по исполнительному производству №-ИП административным ответчиком было вынесено постановление, о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в связи с неисполнением административным истцом в установленный срок исполнительного документа.
Муниципальному району «Красночикойский район» из бюджета Забайкальского края на 2021 год на организацию содержания безнадзорных животных были доведены лимиты в размере 459 тысяч 700 рублей, на администрирование данных полномочии, включая заработную плату специалисту, фонды и закупки товаров работ и услуг 95 тысяч 700 рублей; на 2022 год на организацию содержания безнадзорных животных - 464 тысяч 300 рублей, на администрирование полномочии, включая заработную плату специалисту, фонды и закупки товаров работ и услуг 95 тысяч 900 рублей;
Согласно части 3 статьи 5 Закона края расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, производится на основании методики согласно приложению 1 к Закону края.
Согласно формулам расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, для осуществления переданных полномочий, предусматриваются средства на отлов, транспортировку и содержание, умерщвление, утилизацию бездомных животных, а также администрирование данных полномочий, и не включают в себя норматив финансовых затрат на строительство зданий (сооружений) для организации приюта. А согласно части 6 статьи 5 Закона края финансовые средства, предоставленные на осуществление государственного полномочия, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования финансовых средств, предоставленных из бюджета края, не по целевому назначению Правительство Забайкальского края вправе осуществлять взыскание указанных средств в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Таким образом, финансовые средства, выделяемые из бюджета Забайкальского края, не могут быть направлены на строительство приюта (питомника), так как Методикой расчета нормативов данные виды расходов не предусмотрены, также не предусмотрены и ставки (штатные единицы) для осуществления деятельности по отлову, содержанию бездомных животных.
Кроме того, в муниципальном районе «Красночикойский район» нет специализированного здания (помещения) для организации приюта для безнадзорных животных, как и нет специализированных организаций, занимающихся отловом, содержанием животных без хозяев.
Так как, государственные полномочия по организации проведения мероприятий по содержанию безнадзорных животных переданы на уровень муниципального района, администрация муниципального района «Красночикойский район» может исполнять данные полномочия только в рамках выделенных финансовых средств.
В связи, с чем своевременное исполнение решения суда было невозможно без дополнительного финансирования передаваемых государственных полномочий из бюджета Забайкальского края в объеме, достаточном для полного их выполнения.
Администрацией муниципального района «Красночикойский район» до 2020 года неоднократно объявлялись аукционы на исполнение передаваемых полномочий, однако, при тех условиях, и том финансировании, которые устанавливаются на уровне субъекта, желающих участвовать в данных закупках не было.
В связи, с чем информация о недостаточности финансовых средств на исполнение передаваемых полномочий, а также сметные расчеты на строительство приюта в размере 9 359 500 рублей, администрацией муниципального района «Красночикойский район» неоднократно направлялась в адрес руководителя Государственной ветеринарной службы Забайкальского края А.А. Лим, Губернатора Забайкальского края А.М. Осипова, Министра финансов Забайкальского края В.А. Антроповой, Министра сельского хозяйства Забайкальского края Д.Ю. Бочкарева, исполнительного директора Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» В.П. Буянова.
От заместителя Министра финансов Забайкальского края О.В. Сидуновой получен ответ о том, что проектом Закона о бюджете края на 2022 год предусмотрены средства на реализацию мероприятий по созданию и обустройству приютов для содержания животных без владельцев в сумме 18 006,2 тыс. рублей. Предоставление данных средств запланировано в форме грантов юридическим лицам. В настоящий момент Госветслужбой края ведется работа по разработке и утверждению порядка предоставления грантов.
Так, в рамках переданных полномочий и соответствующего финансирования администрацией муниципального района «Красночикойский район» исполнены свои обязательства надлежащим образом путем заключения муниципальных контрактов на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района Красночикойский район», о чем свидетельствуют заключенные между администрацией муниципального района «Красночикойский район» и ООО «Жада» муниципальные контракты на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Красночикойский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, акты выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, платёжные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Деятельность ООО «ЖАДА» по обращению с животными без владельцев соответствует требованиям Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и основывается на принципах гуманного обращения к животным и соблюдения норм общественной нравственности, осуществляется посредством применения метода отлова, вакцинации, стерилизации (кастрации) и возврата не проявляющих немотивированной агрессивности вакцинированных и стерилизованных животных без владельцев в прежние места их обитания.
Таким образом, решение суда исполнено истцом путем обеспечения деятельности и функций питомника или иного пункта временного содержания, расположенного вне Красночикойского района Забайкальского края, на территории муниципального района «Красночикойский район» путем привлечения сторонней организации.
Учитывая своевременно принятые все возможные и необходимые меры, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока, частичное исполнение решения суда и требований исполнительного документа, руководствуясь ст. 112, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 124 - 126, 218 - 220, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 08.12.2021 года к и/п №-ИП.
Представитель Административного истца Муниципального района «Красночикойски район» И.В. Никифорова в судебном заседании подтвердила обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, полагает, что имеются основания для освобождения Администрации МР «Красночикойский район» от исполнительского сбора.
Административные ответчики: заместитель старшего судебного пристава Красночикойского РО СП УФССП России по Забайкальскому краю Малецкая О.Н.; Красночикойское РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неучастия в судебном заседании не сообщили, возражений не представили.
Старший помощник прокурора Красночикойского Стрелков Е.Н. не возражал против освобождения административного истца от исполнительского сбора.
В соответствии с ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Частями 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Согласно пункту 74 названного постановления, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что решением Красночикойского районного суда от 16.09.2020г. по гражданскому делу № 2а-235/2020, с учетом апелляционного определения Забайкальского краевого суда от 09.12.2020г. постановлено: обязать Администрацию муниципального района «Красночикойский район» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать специальный питомник (приют) или иной пункт временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Красночикойский район».
Решение вступило в законную силу 09.12.2020г.
29.12.2020г. на основании исполнительного листа ФС №, выданным Красночикойским районным судом 11.01.2021г. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
08.12.2021 года начальник отделения-заместитель старшего судебного пристава Красночикойское РО СП УФССП России по Забайкальскому краю О.Н.Малецкая, установив, что по исполнительному производству №-ИП, возбужденному в отношении МР «Красночикойский район», исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, вынесла в отношении должника постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с которым с административного истца надлежит взыскать исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, установив должнику новый срок для исполнения до 20.01.2022.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о взыскании исполнительского сбора от 08.12.2022 №-ИП, сторонами по делу не оспаривается.
Определением Красночикойского районного суда от 06.12.2022г. разъяснено решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 16 сентября 2020 года по гражданскому делу № 2а-235/2020 в части обязания организовать специальный питомник (приют) или иной пункт временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Красночикойский район, как обязанность по осуществлению следующих действий: организация на территории Красночикойского района питомника или иного пункта временного содержания, как силами органов местного самоуправления, так и путем привлечения сторонних организаций, или обеспечение деятельности и функций питомника или иного пункта временного содержания, расположенных вне Красночикойского района Забайкальского края, на территории муниципального района «Красночикойский район» как силами органов местного самоуправления, так и путем привлечения сторонних организаций.
Согласно материалам дела, Администрация МР «Красночикойский район» неоднократно обращалась в адрес руководителя Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, Губернатора Забайкальского края А.М., Министра финансов Забайкальского края, Министра сельского хозяйства Забайкальского края, исполнительного директора Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» для организации финансирования.
В соответствии с муниципальными контрактами №г. от 16.02.2022г. № от 22.06.2022г., № от 24.01.2023Администрация МР «Красночикойский район» и ООО «Жада» договорились об осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Красночикойский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выполнение указанной деятельности подтверждается актами выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, платёжными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 02.06.2023г.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, о том, что Администрацией МР «Красночикойский район» выполнены требования исполнительного листа ФС №, выданным Красночикойским районным судом, по решению Красночикойского районного суда от 16.09.2020 года по административному делу 2а-235/2020, и как следствие, об отсутствии вины административного истца в неисполнении требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного их исполнения.
Таким образом, административные исковые требования Администрации муниципального района «Красночикойский район» об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 179 - 180, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 08.12.2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░