Дело №2а-348/2024
44RS0006-01-2024-000421-68
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Антропово «08» июля 2024 года
Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.
при секретаре Моревой М.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Антроповского района Груздева С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Антроповского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Антроповского муниципального района Костромской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Антроповского района Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Антроповского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в срок не позднее 01.10.2024г. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по координатам 58021.039 с.ш., 042058.930 в.д. (вдоль автомобильной дороги в сторону д. Шигорино Антроповского района от автомобильной дороги Антропово-Палкино-Кадый).
В обоснование своих требований истец указал следующее. Прокуратурой Антроповского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, земельного законодательства в деятельности администрации Антроповского муниципального района Костромской области. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, собственность на который не разграничена, расположенном за границами п. Антропово, по координатам 58021.039 с.ш., 042058.930 в.д. (вдоль автомобильной дороги в сторону д. Шигорино Антроповского района от автомобильной дороги Антропово-Палкино-Кадый) образовалась несанкционированная свалка крупногабаритных отходов, строительного и бытового мусора. Принятыми мерами прокурорского реагирования от 17.04.2024г. названные нарушения действующего законодательства не устранены до настоящего времени.
Со ссылкой на требования ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 КАС РФ, ст.ст. 51, 55 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.7, 42 Земельного кодекса РФ прокурор просил суд обязать администрацию Антроповского муниципального района в срок не позднее 1 октября 2024 года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по координатам 58021.039 с.ш., 042058.930 в.д. (вдоль автомобильной дороги в сторону д. Шигорино Антроповского района от автомобильной дороги Антропово-Палкино-Кадый).
В судебном заседании помощник прокурора Антроповского района Костромской области Груздев С.Н. административное исковое заявление прокурора поддержал и просил суд об его удовлетворении по основаниям, изложенным в нём.
Представитель административного ответчика – администрации Антроповского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Глава администрации Громова Е.Л. ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика, с заявленными административными исковыми требованиями прокурора согласилась частично. Просила увеличить срок для исполнения заявленных требований о ликвидации несанкционированной свалки до 01.12.2024г., в связи с тем, что в настоящее время запланировано проведение процедур преобразования муниципального района в муниципальный округ, что в свою очередь может повлиять на сроки выполнения работ.
Административное дело рассмотрено без участия представителя администрации Антроповского муниципального района Костромской области.
Суд, выслушав представителя административного истца – помощника прокурора Антроповского района Костромской области Груздева С.Н., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
На основании с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
На основании ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В судебном заседании установлено, что на территории Антроповского муниципального района Костромской области на земельном участке находящимся за границами п. Антропово по координатам 58021.039 с.ш., 042058.930 в.д. (вдоль автомобильной дороги в сторону д. Шигорино Антроповского района от автомобильной дороги Антропово-Палкино-Кадый), государственная собственность на который не разграничена, образовалась несанкционированная свалка крупногабаритных отходов, строительного и бытового мусора.
Указанное обстоятельство подтверждено актом проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления, земельного законодательства от 12.04.2024г. с приложенными фотографиями (л.д.6-9), фотографиями от 05.06.2024г., представлением прокурора в адрес главы администрации муниципального района от 17.04.2024г. и ответом на него от 14.05.2024г., представителем административного ответчика администрации Антроповского муниципального района не оспорено.
Прокурором Антроповского района 17.04.2024г. в адрес главы администрации Антроповского муниципального района вносилось представление об устранении нарушений названного законодательства, однако оно осталось неисполненным до настоящего времени.
При таких обстоятельствах, в силу того, что неисполнение данных требований законодательства создает угрозу возникновения и распространения инфекционных, в том числе эпидемиологических заболеваний среди людей, а также животных и птиц, влечет загрязнение и заражение почвы в местах размещения несанкционированных свалок, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, на администрацию Антроповского муниципального района должна быть возложена обязанность по ликвидации указанной несанкционированной свалки в срок до 1 декабря 2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ 58021.039 ░.░., 042058.930 ░.░. (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░-░░░░░) ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░. ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
«10» ░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░________░.░. ░░░░░░░░░░