Производство № 2а-91/2023
УИД 28RS0012-01-2023-000125-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2023 года п. Магдагачи
Амурская область
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шаталовой О. Ю.,
при секретаре Барковой Я.В.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Амурской области А.Г. Чимитдоржиева,
представителя административного истца - главы администрации Дактуйского сельсовета Магдагачинского района Амурской области ФИО1, действующего в силу занимаемой должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования Дактуйского сельсовета к отделению судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Магдагачинскому району Маклагиной Н.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация муниципального образования Дактуйского сельсовета обратилась в Магдагачинский районный суд с административным исковым заявлением к отделению судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Административное исковое заявление обосновано следующим.
Решением Магдагачинского районного суда по гражданскому делу № 2-199/2022 по иску прокурора Магдагачинского района на администрацию Дактуйского сельсовета возложена обязанность обеспечить устранение нарушений Правил противопожарного режима в Российской Федерации на территории села Дактуй.
Судебным приставом-исполнителем внесено требование об исполнении решения суда и предупреждение о наступлении уголовной ответственности в случае неисполнения.
В настоящее время противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров выполнить в зимнее время не представляется возможным, работы запланированы на март-апрель 2023 года.
Административный истец просит суд освободить администрацию муниципального образования Дактуйского сельсовета Магдагачинского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 19.08.2022 № 28011/22/1137372.
Представитель административного истца глава администрации Дактуйского сельсовета Магдагачинского района Амурской области ФИО1 в судебном заседании административное исковое требование поддержал в полном объеме, суду пояснил, что администрацией предпринимаются все необходимые меры к исполнению решения суда, заключен договор на поставку сирены в целях обеспечения населенного пункта Дактуй звуковой сигнализацией, осуществлена оплата её стоимости по договору. Работы по обновлению противопожарных минерализованных полос необходимой ширины в настоящее время осуществить невозможно ввиду погодных условий.
Представитель административного ответчика ОСП по Магдагачинскому району УФССП России по Амурской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Магдагачинскому району Маклагина Н. В. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены, причина неявки неизвестна.
Заинтересованное лицо помощник прокурора Магдагачинского района А.Г. Чимитдоржиев в судебном заседании не возражает против удовлетворения заявленного требования.
Согласно ч.2 ст.358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
Руководствуясь положениями ст. 358 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 11, ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе взыскивать исполнительский сбор.
Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно положениям ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, решением Магдагачинского районного суда от 20 июня 2022 года по гражданскому делу № 2-199/2022 на администрацию Дактуйского сельсовета возложена обязанность обеспечить устранение нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации: обеспечить территорию населённого пункта Дактуй Магдагачинского района Амурской области звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре; в населенном пункте Апрельский Магдагачинского района Амурской области обновить противопожарные минерализованные полосы, шириной не менее 10 метров; в населенном пункте Пионер Магдагачинского района Амурской области обновить противопожарные минерализованные полосы, шириной не менее 10 метров; в населенном пункте ж/д станция Тымерсоль Магдагачинского района Амурской области обновить противопожарные минерализованные полосы, шириной не менее 10 метров.
На основании исполнительного листа серии ФС № 022459002, выданного 01 августа 2022 года, судебным приставом-исполнителем ОСП по Магдагачинскому району 10 августа 2022 года возбуждено исполнительное производство № 228886/22/28011-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не исполнен, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 19.08.2022 с должника администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
В подтверждение доводов административного искового заявления, административным истцом представлены договор № 11 от 03.02.2023, заключенный между администрацией Дактуйского сельсовета и ИП Сергеевым А.В. на поставку звуковой сигнализации, платежные документы об оплате её стоимости от 22.02.2023.
Оснований относиться с сомнением к указанным документам у суда не имеется.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
В судебном заседании установлено, что у административного истца отсутствовала объективная возможность своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 19 августа 2022 года по исполнительному производству № 228886/22/28011-ИП.
Согласно ч.8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 228886/22/28011-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.03.2023