Дело № 2а-2-605/2021
УИД 18RS0011-01-2021-000730-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос.Яр УР 19 марта 2021 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кротовой Е.В.,
при секретаре Веретенниковой Н.В.,
с участием заместителя прокурора Ярского района УР Фефилова К. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ярского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Поздееву П.В. о возложении обязанности по прохождению профилактического медицинского осмотра на предмет наличия признаков заболевания туберкулезом,
установил:
Прокурор Ярского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Поздееву П.В. о возложении обязанности по прохождению профилактического медицинского осмотра на предмет наличия признаков заболевания туберкулезом, обосновывая свои требования тем, что по результатам проверки исполнения законодательства о предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации выявлены лица, которые уклоняются от обязательного для них обследования в целях выявления туберкулеза. В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанной нормы Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза (далее – Порядок). В соответствии с п.9 Порядка сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящему Порядку и срокам. Согласно Приложению к Порядку лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей проходят профилактический осмотр 2 раза в год в течение первых двух лет после освобождения. Согласно информации <данные изъяты> УР» Поздеев П. В. после освобождения ДД.ММ.ГГГГ из мест лишения свободы профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза не проходил, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по прохождению медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза 2 раза в год в течение первых двух лет после освобождения из мест лишения свободы. В виду того, что от обследования ответчик уклоняется, уменьшаются шансы на ранее выявление у него туберкулеза, своевременное оказание ему медицинской помощи. В конечном итоге имеется вероятность заражения других граждан туберкулезом. Туберкулез является опасным для здоровья человека, приводит к необратимым изменениям негативного характера в организме, а в ряде случаев при отсутствии должного лечения – к смертельному исходу. Таким образом, в настоящее время имеется реальная возможность не только для ответчика, но и опасность заражения туберкулезом для окружающих, круг лиц которых не ограничен. Прокурор просит обязать Поздеева П. В. пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Фефилов К. Н. административные исковые требования поддержал, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердил.
Административный ответчик Поздеев П. В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика по правилам ст.150 КАС РФ.
Выслушав прокурора, изучив представленные доказательства, суд находит административные исковые требования прокурора Ярского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-протиэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п.8 ч.1 ст.4 ФЗ № 323-ФЗ одним из принципов охраны здоровья граждан является принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья.
Согласно ч.2 ст.5 ФЗ № 323-ФЗ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Согласно ст.1 Федерального закона № 77-ФЗ от 18 июня 2001 года туберкулез – инфекционное заболевание, вызываемое микробактериями и туберкулеза.
В п.2.1. СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» указано, что туберкулез является широко распространенным инфекционным заболеванием человека и животного Туберкулез является широко распространенным инфекционным заболеванием человека и животных, вызываемым микобактериями туберкулезного комплекса (Mycobacterium tuberculosis complex-MTBC), преимущественно Mycobacterium tuberculosis.
Согласно ч.2 ст.7 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.
В силу ст.9 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза (далее - лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом) проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.
Согласно п.2 ст.10 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях.
В соответствии со ст.8 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотра граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.9 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного Приказом Минздрава России от 21.03.2017года № 124н, сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим порядку и срокам. Согласно указанному приложению лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей проходят профилактический осмотр 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения.
Часть 9 ст.20, ст.27 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит исключение, при котором медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Граждане в случаях, предусмотренных законодательством российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно ст.46 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
Согласно ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с п.1 ст.29 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно справке о результатах проверки в ОСК, Поздеев П. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением Глазовского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ отменены обязательные работы и направлен в места лишения свободы на срок 21 день в колонию-поселение, ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытию наказания из <адрес>, убыл по адресу – <адрес>
Из представленного <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ за № списка лиц, освободившихся в ДД.ММ.ГГГГ году следует, что Поздеев П.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., освободился из <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, адрес места пребывания – <адрес>, <адрес>.
Согласно информации БУЗ УР «<адрес> больница МЗ УР» от ДД.ММ.ГГГГ за №, Поздеев П. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ профилактический осмотр на предмет наличия признаков туберкулеза – прохождение ФГ с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, не проходил.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Поздеев П. В., освободившийся из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, с указанного времени профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза не проходил.
Каких-либо доказательств обратного, в силу ст.62 КАС РФ, административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, в настоящее время имеется реальная опасность заражения туберкулезом не только для административного ответчика, но и для окружающих, круг лиц которых не ограничен.
На основании вышеизложенного, суд находит, что административные исковые требования прокурора Ярского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Поздееву П.В. о возложении обязанности по прохождению профилактического медицинского осмотра на предмет наличия признаков заболевания туберкулезом, подлежащими удовлетворению.
Поскольку законодательством не определен срок для прохождения профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза, суд в целях обеспечения интересов граждан признает срок, указанный прокурором, для исполнения решения суда – в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, разумным и достаточным. Доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок в судебное заседание не представлено.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ с Поздеева П. В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 300,00 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300,00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░