Дело № 2а-542/2022
УИД № 39RS0019-01-2022-001061-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июля 2022 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего Зайцевой Е.С.
при секретаре судебного заседания Говбел Р.Р.,
при участии в деле:
административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области,
административного ответчика Самончика А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области (далее, в том числе – МИ ФНС России № 7 по Калининградской области) к Самончику Артему Валентиновичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 7 по Калининградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Самончику А.В. о взыскании задолженности на общую сумму 38328 рублей 96 копеек, включая: задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 37926,00 рублей, пени в размере 402 рубля 96 копеек.
В обоснование требований административный истец указал, что административному ответчику в 2019 году на праве собственности принадлежало транспортное средство легковой автомобиль Мерседес БЕНЦ S350, 2013 года выпуска, государственный регистрационный знак №, мощность 258 лошадиных сил. В установленный законом срок до 01.12.2020 на основании налогового уведомления от 03.08.2020 № 5609435 транспортный налог, исчисленный налоговым органом в сумме 37926,00 рублей Самончиком А.В. уплачен не был, в связи с чем, ему начислены пени за период с 02.12.2020 по 14.02.2021 на недоимку по транспортному налогу в сумме 402 рубля 96 копеек. Требование об уплате налога от 15.02.2021 № 2194 направлено налогоплательщику почтовой связью, которое вручено 13.03.2021, однако в добровольном порядке исполнено не было. Выданный 26.08.2021 мировым судьёй по заявлению налогового органа судебный приказ был отменён 14.12.2021 в связи с поступившими возражениями должника. Задолженность по транспортному налогу до настоящего времени не погашена.
В судебное заседание представитель административного истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7, надлежащим образом извещённого о времени, дате и месте рассмотрения настоящего административного дела, не явился, в представленном ходатайстве просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Инспекции, указав на поддержание доводов искового заявления.
Административный ответчик Самончик А.В., надлежащим образом, в том числе посредством электронной почты и телефонной связи, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. По телефонной связи по абонентскому номеру телефона № сообщил, что указанный в иске принадлежащий ему автомобиль с 2015 года находится в угоне. Он с 2021 года проживает в г. Москва и в судебное заседание по рассмотрению настоящего дела намерений явиться не имеет (л.д. 58).
По существу административного искового заявления административным ответчиком Самончиком А.В. были представлены возражения в письменном виде, в которых он просил об отказе в удовлетворении исковых требований налогового органа в полном объёме. Вместе с возражениями административным ответчиком было подано ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в его отсутствие.
Возражения административного ответчика Самончика А.В. в отношении административного иска мотивированы тем, что в период времени с августа 2015 года по февраль 2021 года в неустановленное следствием время, неустановленное лицо похитило принадлежащий ему автомобиль Мерседес S-350, цвет черный, государственный регистрационный знак №. Заявление о возбуждении уголовного дела им было написано 18.01.2021 в МО МВД России «Советский». Ранее подать заявление об угоне данного автомобиля не представилось возможным в связи с тем, что 07.11.2016 он был осужден к 5 годам лишения свободы. Наказание отбывал в Калининградской области. За данный период с него неоднократно выносились приказы о взыскании денежных средств – транспортного налога с физических лиц: налога, пени, государственные пошлины. В связи с тем, что принадлежащее ему транспортное средства находится в розыске, налоговые органы не вправе исчислять ему транспортный налог за данное транспорте средство. В связи с чем, 18.02.2022 им было написано заявление в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 7 об освобождении его от транспортного налога. До настоящего времени ответа на своё заявление он не получил (л.д. 47-52).
Исследовав письменные материалы дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК России) установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом, устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных названным кодексом, порядок и сроки его уплаты.
На территории Калининградской области транспортный налог установлен и введен Законом Калининградской области от 16.11.2002 № 193 «О транспортном налоге» (далее – Закон Калининградской области).
Согласно п. 1 ст. 358 названного кодекса объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1 Закона Калининградской области (здесь и далее по тексту нормы приведены в редакции законов, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений), налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По смыслу приведённых норм права, как правило, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.
Об этом свидетельствует правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в п. 2 Определения от 26.01.2017 № 149-0, согласно которой федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщика.
Исходя из п. 1 ст. 359 того же кодекса, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год.
Пунктом 1 ст. 361 названного кодекса определены ставки налога в зависимости от мощности двигателя в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства: автомобиле легковые с мощностью двигателя свыше 250 л.с. - 15 руб. Пунктом 2 данной статьи установлено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 этой статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Согласно статьи 6 указанного Закона Калининградской области налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства – на 2014 год и последующие годы: на автомобили легковые с мощностью свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 147 рублей.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п. 1 ст. 362 названного кодекса. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть за 2019 год оплата налога должна быть произведена не позднее 02.12.2020 (с учетом выходных дней).
В судебном заседании установлено, что с 14.07.2014 Самончику А.В. на праве собственности принадлежит легковой автомобиль Мерседес БЕНЦ S350, 2013 года выпуска, государственный регистрационный знак №, мощность 258 лошадиных сил. Эти обстоятельства подтверждаются сведениями, представленными административным истцом, и не опровергнуты административным ответчиком, а также сведениями, представленными ОГИБДД МО МВД «России» от 20.06.2022 № 5021 (л.д. 14, 36).
Исходя из изложенного, Самончик А.В. в 2019 году являлся налогоплательщиком транспортного налога.
В соответствии с требованиями ст.ст. 359, 361, 362 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 6 Закона Калининградской области административному ответчику с учетом периода владения и мощности двигателя автомобиля начислен налог на транспортное средство легковой автомобиль Мерседес БЕНЦ S350, 2013 года выпуска, государственный регистрационный знак №, мощность 258 лошадиных сил в размере 37 926 рублей 00 копеек.
Как следует из представленных административным истцом доказательств, налоговым органом почтовой связью 16.09.2020 в адрес Самончика А.В. направлено налоговое уведомление от 03.08.2020 № 5609435 об уплате транспортного налога за 2019 год в срок не позднее 01.12.2020 (л.д. 9-10, 41).
В связи с неуплатой налогов за 2019 год в установленный законом срок налоговым органом в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации Самончику А.В. начислены пени за период с 02.12.2020 по 14.02.2021 на недоимку по транспортному налогу в сумме 402 рубля 96 копеек и направлено требование от 15.02.2021 №2194 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в срок до 12.04.2021 (л.д. 11, 12, 13).
Направление требования административному ответчику подтверждается представленным административным истцом реестром почтовых отправлений, однако в установленный срок требование исполнено не было.
Транспортный налог и пени исчислены правильно и арифметически верно, их размер административным ответчиком не оспорен.
Суд находит не состоятельными доводы административного ответчика о наличии оснований для освобождения его от уплаты транспортного налога в отношении транспортного средства «Мерседес S350» БЕНЦ S350, 2013 года выпуска, государственный регистрационный знак №, в связи с его утратой и выбытия из владения Самончика А.В. в 2015 году вследствие его угона (хищения). Мотивы возражений административного ответчика опровергается установленными судом посредством исследования доказательств в материалах дела обстоятельствами.
Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации определены конкретные случае, в которых обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается.
В частности, обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; со смертью физического лица – налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчётов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьёй 49 настоящего Кодекса; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
К таким обстоятельствам, в частности, относится нахождение транспортного средства в розыске, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано, при условии подтверждения факта угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом (п. 7 ч. 2 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таких обстоятельств в отношении принадлежащего Самончику А.В. вышеуказанного транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, судом не установлено.
Названное выше принадлежащее Самончику А.В. транспортное средство в спорный налоговый период было зарегистрировано на его имя, в угоне, розыске не числилось.
Доказательств, подтверждающих обращение Самончика А.В. в компетентные органы по факту угона (хищения) автомобиля либо в подразделение Госавтоинспекции до момента исчисления транспортного налога за 2019 год с заявление о снятии транспортного средства с регистрационного учета, не представлено.
Так, из представленных административным ответчиком Самончиком А.В. и полученных судом в материалы дела документов следует, что в компетентные органы (МО МВД России «Советский») с заявлением о хищении принадлежащего ему спорного автомобиля с места стоянки в г. Москва Самончик А.В. обратился 18.01.2021 (л.д. 48).
Согласно сведениям официального сайта Госавтоинспекции по Московской области дата постоянного учета данного автомобиля в розыске – 20.05.2021 (л.д. 56-57).
Постановление следователя СО Отдела МВД России по району Новогиреева г. Москвы о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 20.05.2021, вынесенное по результатам обращения Самончика А.В. 18.01.2022, не содержит необходимых к установлению обстоятельств хищения транспортного средства в конкретную дату (л.д. 49).
Вместе с тем, имеются сведения о заключении владельцем спорного автомобиля договора обязательного страхования автогражданской ответственности в отношении этого автомобиля в 2017 году (л.д. 55).
Таким образом, вышеприведённое постановление о возбуждении уголовного дела хоть и подтверждает хищение вышеуказанного автомобиля, принадлежащего административному ответчику, но не свидетельствует о необоснованности начисления ему транспортного налога за 2019 год на этот автомобиль, поскольку из содержания данного постановления следует, что хищение имело место в период времени с августа 2015 года по февраль 2021 года, в неустановленное следствием время.
При этом само по себе отсутствие сведений о месте нахождения транспортного средства не освобождает собственника от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, действующее законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего субъекта налогообложения, то есть до регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Материалы дела подтверждают то обстоятельство, что административный ответчик Самончик А.В. в период времени с 07.11.2016 по 09.10.2020 отбывал наказание в виде лишения свободы (л.д. 51).
Вместе с тем, налоговое законодательство не связывает необходимость уплаты транспортного налога с возможность осуществления фактического пользования и эксплуатации транспортного средства.
С учетом изложенного, и, не смотря на доводы возражений административного ответчика, к которым суд относится критически, не является основанием для освобождения от уплаты транспортного налога нахождение собственника транспортного средства в местах лишения свободы, поскольку в силу принадлежащих ему правомочий, указанное обстоятельство не свидетельствует о невозможности снятия им транспортного средства с учета в регистрирующем органе, в том числе путем оформления доверенности на третьих лиц, либо объявления транспортного средства в розыск.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.03,2018 № 611-О и от 17.07.2018 № 1695-О).
Статьей 48 НК России предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Требованием от 15.02.2021 № 2194 установлен срок уплаты Самончиком А.В. недоимки налога и пени до 12.04.2021.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 НК России требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с неисполнением требования об уплате налога в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, которое зарегистрировано на судебном участке мирового судьи 19.08.2021.
Мировым судьей первого судебного участка Советского городского округа Калининградской области 26.08.2021 вынесен судебный приказ о взыскании с Самончика А.В. задолженности по транспортному налогу за 2019 год и пени, начисленных на указанную недоимку.
Ввиду поступления возражений должника определением мирового судьи от 14.12.2021 судебный приказ отменен, в связи с чем МИФНС России № 7 по Калининградской области 08.06.2022 обратилось с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу с Самончика А.В., то есть с соблюдением установленного законом шестимесячного срока.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п. 1 ст. 3 НК России, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
При таких обстоятельствах заявленные налоговым органом требования подлежат удовлетворению.
Поскольку административный истец в силу положений ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Советский городской округ» в размере 1350 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 и 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░ 37 926 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2020 ░░ 14.02.2021, ░ ░░░░░ 402 ░░░░░ 96 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 38328 (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 96 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1350 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21.07.2022.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░