Дело №2а-1630/2023
УИД: 76 RS0016-01-2023-001085-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
17 апреля 2023 года |
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Черничкиной Е.Н.,
при секретаре Камратовой Д.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ярославской области к Никонову Валерию Владимировичу о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Межрайонная ИФНС России №10 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском к Никонову В.В., в котором просила: восстановить срок обращения в суд с административным иском, взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 – 2020 годы в размере 609 руб., пени 15,72 руб., по транспортному налогу за 2017, 2019, 2020 годы в размере 3 740 руб., пени 126,43 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Никонов В.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 10 по Ярославской области, является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Административным ответчиком надлежащим образом не исполнена обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, в связи с чем образовалась задолженность.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По данным, имеющимся у налоговой инспекции, Никонову В.В. с 13.06.2010г. и по настоящее время принадлежит автомобиль ВАЗ 321102, государственный регистрационный знак Н906НМ76.
Согласно ст.400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которой предусмотрено, что объектом налогообложения признается, в том числе, расположенная в пределах муниципального образования квартира.
По данным, имеющимся у налоговой инспекции, Никонов В.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано 22.03.1999г.
Согласно налоговому уведомлению от 14.08.2018г. № Никонову В.В. надлежало уплатить налог на имущество физических лиц за 2017г. в размере 935 руб., транспортный налог в размере 152 руб.
Согласно налоговому уведомлению от 25.07.2019г. № Никонову В.В. надлежало уплатить налог на имущество физических лиц за 2018г. в размере 935 руб., транспортный налог в размере 167 руб.
Согласно налоговому уведомлению от 03.08.2020г. № Никонову В.В. надлежало уплатить налог на имущество физических лиц за 2019г. в размере 935 руб., транспортный налог в размере 168 руб.
Согласно налоговому уведомлению от 01.09.2021г. № Никонову В.В. надлежало уплатить налог на имущество физических лиц за 2020г. в размере 935 руб., транспортный налог в размере 122 руб.
В связи с неисполнением обязанности по уплате начисленного налога, в адрес налогоплательщика были направлены: требование от 05.02.2019г. № о необходимости уплаты транспортного налога в размере 935 руб., налога на имущество физических лиц в размере 152 руб., пени в общем размере 17,57 руб. в срок до 02.04.2019г.; требование от 12.02.2020г. № о необходимости уплаты транспортного налога в размере 935 руб., налога на имущество физических лиц в размере 167 руб., пени в общем размере 16,40 руб. в срок до 25.03.2020г.; требование от 16.06.2021г. № о необходимости уплаты транспортного налога в размере 935 руб., налога на имущество физических лиц в размере 168 руб., пени в общем размере 32,37 руб. в срок до 29.11.2021г.; требование от 21.12.2021г. № о необходимости уплаты транспортного налога в размере 935 руб., налога на имущество физических лиц в размере 122 руб., пени в общем размере 5,05 руб. в срок до 01.02.2022г.
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), по общему правилу, заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п. 2 настоящей статьи (п.1). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.3 п.2). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.3).
Поскольку сумма налоговой задолженности Никонова В.В. не превысила 10 000 рублей, срок на добровольное исполнение требования от 05.02.2019г. №, являющегося самым ранним требованием, был установлен до 02.04.2019г., налоговый орган был вправе обратиться в суд не позднее 03.10.2022г. (с учетом выходных дней).
С административным иском о взыскании задолженности налоговая инспекция обратилась 14.03.2023г.
Административный истец просит восстановить срок подачи заявления о взыскании задолженности по налогам и пени, ссылаясь на то, что он был пропущен по уважительной причине – в связи с большим количеством налогоплательщиков, не исполняющих свои обязанности по уплате налогов, и отсутствием у налоговых органов возможности проконтролировать исполнение всеми налогоплательщиками своей обязанности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 08.02.2007г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.
Между тем, приведенные административным истцом обстоятельства не могут быть расценены в качестве уважительной причины пропуска срока на обращение в суд с вышеназванным административным иском и основанием для восстановления данного срока. Внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков, применительно к налоговому органу как профессиональному участнику налоговых правоотношений, одной из задач которого является осуществление контроля за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░