К делу № 2а-5727/2022
УИД - 23RS0059-01-2022-008595-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 18 октября 2022 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.,
с участием:
административного ответчика Бурлуцкой С.А.,
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю к Бурлуцкой С. А. о взыскании суммы задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю обратился в Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением к Бурлуцкой С.А. о взыскании суммы задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 21 174 рублей, пени в размере 59,99 рублей; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 4 478 рублей, пени в размере 12,69 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что на налоговом учете в Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика состоит Бурлуцкая С.А. и в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги. Бурлуцкая С.А. является плательщиком земельного налога. Бурлуцкой С.А. за 2019 год был начислен земельный налог в соответствии с налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме начисленного налога 21 174 рублей. Однако налогоплательщик в срок не уплатила задолженность и в соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего дня их уплаты, установленного налоговым законодательством, начала начисляться пеня. Тем самым, Бурлуцкой С.А. была начислена пеня за неуплату земельного налога в срок, в размере 59,99 рублей (недоимка по налогу за 2019 года). Также, Бурлуцкая С.А. является плательщиком имущественного налога. Бурлуцкой С.А. за 2019 год был начислен имущественный налог всего 4 478 рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Однако налогоплательщик в срок не уплатил задолженность и в соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего дня их уплаты, установленного налоговым законодательством, начала начисляться пеня. Тем самым Бурлуцкой С.А. была начислена пеня за неуплату имущественного налога в срок, в размере 12,69 рублей (недоимка по налогу за 2019 год). Руководствуясь ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Однако ответчик добровольно задолженность не оплатил, в связи с чем, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № Центрального района г. Сочи. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального района г. Сочи был вынесен судебный приказ № о взыскании с должника Бурлуцкой С.А. задолженности по налогу и пени. Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен, в связи с поданным ответчиком заявлением, в котором он не согласен с начисленной ему суммой. После отмены судебного приказа взыскателем заявленные требования могут быть предъявлены в порядке искового производства. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ). Ввиду вышеизложенного, инспекцией был соблюден срок подачи административного искового заявления.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, ходатайство об отложении судебного разбирательства в суд не направлял.
Административный ответчик Бурлуцкая С.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения, просила суд применить срок исковой давности к требованиям, которые заявлены административными истцом за пределами его срока. Поддержала аналогичные доводы, изложенные в представленных суду письменных возражениях на административное исковое заявление.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 289 КАС РФ административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего административного искового заявления в суд.
Суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 289 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю, явку которого суд обязательной не признал.
Суд, заслушав доводы и возражения административного ответчика, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 286 КАС РФ (Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В Российской Федерации обязанность уплачивать законно установленные налоги закреплена Конституцией РФ (ст. 57), а также Налоговым кодексом РФ (ст. 23) и иными нормативными актами.
Межрайонная ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю, в соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 32 НК РФ, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика состоит Бурлуцкая С.А. и в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязана уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Так, Бурлуцкая С.А. является плательщиком земельного налога за следующее недвижимое имущество (земельные участки):
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 700 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 700 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 700 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 700 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 700 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 700 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 700 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 689 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 700 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 664 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 700 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 660 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 700 кв.м., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость (п. 1 ст. 403 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 406 НК РФ).
Налоговые ставки установлены ст. 2 Решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 № 231 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи».
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п.п. 3, 4, 5, 7 ст. 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что за 2019 год Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю Бурлуцкой С.А. был начислен земельный налог за указанное недвижимое имущество в соответствии с налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме начисленного налога 21 174 рублей.
Однако налогоплательщик Бурлуцкая С.А. в срок не уплатила задолженность по начисленному налогу в соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего дня их уплаты, установленного налоговым законодательством, начала начисляться пеня.
Тем самым, Бурлуцкой С.А. была начислена пеня за неуплату имущественного налога в срок, в размере 59 рублей 99 копеек (недоимка по налогу за 2019 года).
Из материалов дела также следует, что Бурлуцкая С.А. является плательщиком имущественного налога за недвижимое имущество:
- квартира, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 73,90 кв.м., дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрации – ДД.ММ.ГГГГ;
- квартира, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 68,80 кв.м., дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ;
- квартира, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 47,70 кв.м., дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ;
- квартира, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 55,60 кв.м., дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ;
- квартира, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 58,40 кв.м., дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 Решения Городского Собрания Сочи от 26.10.2016 № 150 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города Сочи» установлены ставки налога на имущество.
Исчисление налога на имущество произведено на основании кадастровой стоимости имущества, количества месяцев владения, доли, ставки налога.
Из материалов дела следует, что Бурлуцкой С.А. за 2019 год был начислен имущественный налог за налоговый период – 2019 год, за следующее недвижимое имущество:
- квартира, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: г. Сочи, <адрес> (12 месяцев) в размере 1 116 рублей;
- квартира, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: г. Сочи, <адрес> (12 месяцев) в размере 1 193 рублей;
- квартира, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: г. Сочи, <адрес> (8 месяцев) в размере 1 428 рублей;
- квартира, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: г. Сочи, <адрес> (12 месяцев) в размере 741 рубль.
Общая сумма имущественного налога составила 4 478 рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, налогоплательщик Бурлуцкая С.А. в установленный срок не уплатила задолженность и в соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего дня их уплаты, установленного налоговым законодательством, начала начисляться пеня.
Тем самым, Бурлуцкой С.А. была начислена пеня за неуплату имущественного налога в срок, в размере 12 рублей 69 копеек (недоимка по налогу за 2019 год).
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2).Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю в адрес Бурлуцкой С.А. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество, земельного налога, а также пени, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оплатить налог на имущество физических лиц, земельный налог.
В связи с тем, что Бурлуцкой С.А. требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество, земельного налога, а также пени, и налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оплатить налог на имущество физических лиц, земельный налог, исполнены не были, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю обратилась к мировому судье судебного участка № Центрального района города Сочи с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Бурлуцкой С.А. налога на имущество физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 21 174 рублей, пени в размере 59,99 рублей; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенного в границах городских округов в размере 4 478 рублей, пени в размере 12,69 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального района города Сочи вынесен судебный приказ № о взыскании с Бурлуцкой С.А. данной задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка № Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ №а-2577/103-21 по заявлению Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю о взыскании с Бурлуцкой С.А. задолженности по оплате налога и пени всего в размере 25 724 рубля 68 копеек.
Таким образом, из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю обратилась к мировому судье судебного участка № Центрального района города Сочи с нарушения установленного шестимесячного срока обращения за выдачей судебного приказа, который в данном случае исчисляется со дня истечения срока для исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налога и пени на имущество физических лиц со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
На основании ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч. 3 ст. 45 НК РФ).
Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В силу ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
На основании ч. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что требование об уплате налога на имущество, земельного налога за 2019 года, а также пени за неуплату данного налога всего в размере 25 724 рубля 68 копеек, содержится в требовании Межрайонной ИФНС № по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю вправе была обратиться в суд до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Однако, с таким заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица Бурлуцкой С.А. Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю обратилась к мировому судье судебного участка № Центрального района города Сочи – ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем на 3 месяца позднее срока, установленного частью 3 статьи 46 НК РФ.
Таким образом, заявление Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Бурлуцкой С.А. задолженности по налогам было подано мировому судье по истечении установленного шестимесячного срока обращения в суд, который исчисляется с момента истечения установленного в требованиях об уплате налога срока для его исполнения.
При этом, Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю при подаче административного искового заявления не заявлено о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления.
Кроме того, административный истец не указывает по каким именно уважительным причинам был пропущен срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа, не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа.
В свою очередь административный ответчик Бурлуцкая С.А. просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду того, что срок административным истцом пропущен по неуважительной причине, в связи с чем, не должен быть восстановлен.
Изучив материалы дела, суд признает тот факт, что налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания с Бурлуцкой С.А. задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 21 174 рублей, пени в размере 59,99 рублей; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 4 478 рублей, пени в размере 12,69 рублей.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанными судом уважительными, может быть восстановлен.
Однако, доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд административным истцом не представлено. В административном исковом заявлении административным истцом не указаны уважительные причины, по которым своевременно не были приняты решения о взыскании задолженности и не были поданы заявления о выдаче судебных приказов.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ следует, что налоговые органы ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов.
Статьей 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
В соответствии со ст. 46 НК РФ, решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Из изложенного следует, что предельный срок на принудительное взыскание налога включает в себя срок уплаты налога, 3 месяца на направление требования об уплате налога, 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке, 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пени.
После истечения указанного срока налоговый орган утрачивает право на любые действия, связанные со взысканием такой задолженности, то есть она становится безнадежной ко взысканию, любые действия по ее взысканию являются незаконными.
Сроки для взыскания налоговых платежей, предусмотренные статьями 46, 48 Налогового Кодекса РФ истекли и Инспекцией утрачена возможность взыскания в бесспорном или судебном порядке задолженности, в связи с чем указанные суммы задолженности являются безнадежными к взысканию.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно ч. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются: налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи; налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
По смыслу положений ст. 44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями КАС РФ.
С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (ст. 207 ГК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 289-290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 27.10.2022 ░░░░.
«░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░»
"░░░░░░░░░░░"