Дело №3а-37/2023
76OS0000-01-2023-000017-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 10 мая 2023 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Мурзиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Леруа Мерлен Восток» о признании незаконным решения Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
ООО «Леруа Мерлен Восток» является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером № площадью 17 592, 2 кв.метра, назначение – нежилое, наименование – торговый комплекс «Леруа Мерлен», расположенного по адресу: <адрес>.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 15 декабря 2022 года N 35-н объект недвижимости с кадастровым номером № включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 год.
В соответствии со статьями 372 – 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Ярославской области от 15 октября 2003 года N 46-з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» ООО «Леруа Мерлен Восток» является плательщиком налога на организаций, в качестве налоговой базы для исчисления которого применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № утверждена приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года № 20-н по состоянию на 1 января 2019 года и составила 578 822 985 рублей 75 копеек.
ООО «Леруа Мерлен Восток», как собственник объекта недвижимости и плательщик налога на имущество организаций, в качестве налоговой базы для исчисления которого применяется кадастровая стоимость объекта, обратился в ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 505 819 000 рублей, определенной ООО «Перспектива» по состоянию на 19 декабря 2022 года.
Решением ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» № ОРС-76/2022/000422 от 24 января 2023 года отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости, определенной Отчетом об оценке, выполненным ООО «Перспектива», в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений при составлении Отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
В связи с этим, ООО «Леруа Мерлен Восток» обращается с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» № ОРС-76/2022/000422 от 24 января 2023 года и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 505 819 000 рублей, определенной ОО «Перспектива» по состоянию на 19 декабря 2022 года.
В административном иске приведены доводы о том, что представленный ООО «Леруа Мерлен Восток» в ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» Отчет законодательству об оценочной деятельности соответствует.
В судебное заседание представитель административного истца ООО «Леруа Мерлен Восток» не явился.
Представитель административного ответчика ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» на основании доверенности Шатилович Т.В. административный иск не признала, привела доводы о законности решения ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» № ОРС-76/2022/000422 от 24 января 2023 года и отсутствии оснований для установления рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Ярославской области, ППК «Роскадастр» в письменном отзыве на административный иск оставили его разрешение на усмотрение суда.
Административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, заинтересованные лица мэрия города Ярославля, Департамент финансов Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, правовой позиции по административному иску в письменном виде не представили суду.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
В настоящем административном деле установлено, что по заявлению ООО «Леруа Мерлен Восток» ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» 24 января 2023 года вынесено решение, которым отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 505 819 000 рублей, определенной ОО «Перспектива» по состоянию на 19 декабря 2022 года.
17 февраля 2023 года, в установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок, ООО «Леруа Мерлен Восток» обратилось в суд с заявлением об оспаривании указанного решения.
В силу вышеприведенных положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 15 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» ООО «Леруа Мерлен Восток» наделено правом заявления данных требований, которые подлежат разрешению по существу.
Согласно пункту 5.1 части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним является полномочием бюджетного учреждения в сфере государственной кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению.
Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Из материалов дела следует, что 27 декабря 2022 года ООО «Леруа Мерлен Восток» непосредственно в ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» подано заявление по форме, утвержденной приказом Росреестра от 6 августа 2020 года N П/0287, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, собственником которого является заявитель, в размере его рыночной стоимости.
На дату подачи заявления 27 декабря 2022 года и до настоящего времени объект недвижимости с кадастровым номером № состоит на кадастровом учете.
К заявлению ООО «Леруа Мерлен Восток» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости приложен Отчет об оценке, составленный ООО «Перспектива».
Датой оценки в Отчете установлено 19 декабря 2022 года.
Таким образом, заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в установленный частью 7 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» срок.
27 декабря 2022 года ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» в адрес ООО «Леруа Мерлен Восток» направлено уведомление о поступлении заявления и принятии его к рассмотрению.
Оспариваемое в настоящем административном деле решение ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» № ОРС-76/2022/000321 принято 24 января 2023 года, то есть в установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» срок.
Решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» по форме, утвержденной приказом Росреестра от 6 августа 2020 года N П/0287.
Таким образом, судом установлено, что требования Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» к порядку, срокам и форме подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, к порядку и срокам его рассмотрения, а также к форме решения по результатам рассмотрения заявления административным органом соблюдены.
Согласно части 11 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.
Как указывалось выше, по заявлению ООО «Леруа Мерлен Восток» от 27 декабря 2022 года ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» 24 января 2023 года принято решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений при составлении Отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как следует из оспариваемого решения, ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» установлены нарушения пункта 10 Федерального стандарта оценки "Процесс оценки (ФСО III)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года N 200, пунктов 4 и 5 Федерального стандарта оценки "Подходы и методы оценки (ФСО V)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года N 200, что выразилось в указании недостоверных данных об объекте – аналоге и необоснованном отказе от введения корректировки на тип объекта
В нарушение пункта 9 Федерального стандарта оценки "Подходы и методы оценки (ФСО V)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года N 200, пункта 22 (б) Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", оценщиком указаны недостоверные данные о расположении объекта-аналога относительно красной линии и в связи с этим не применена корректировка цены объекта-аналога на расположение относительно красной линии при наличии различий по данной ценообразующей характеристике между объектом оценки и аналогом,
В нарушение пункта 10 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611 оценщиком использованы неподтвержденные данные о стоимости земельного участка для исключения его стоимости из единого объекта недвижимости.
Приведенные факты, установленные при исследовании судом оспариваемого решения, указывают на то, что данное решение является мотивированным, не является произвольным, выводы решения постановлены на основании проверки представленного ООО «Леруа Мерлен Восток» Отчета и подтверждаются его содержанием.
В целях проверки обоснованности данных выводов ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» и соответствия их законодательству об оценочной деятельности по административному делу проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению, выполненному экспертом ФИО1 Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № №22236-10 от 19 декабря 2022 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно – правовому регулированию оценочной деятельности, а определенная в данном Отчете рыночная стоимость указанного объекта недвижимости недостоверна.
Согласно описательной части экспертного заключения, экспертом установлены те же нарушения, что и административным органом в оспариваемом решении в части неверного определения расположения объекта-аналога относительно красной линии, а также в части использования в качестве аналога несуществующего объекта и необоснованном отказе от введения корректировки на тип объекта.
Помимо этого, экспертом установлено, что оценщиком при верном определении наиболее эффективного использования объекта оценки используется разный класс объекта при применении корректировок; в качестве аналога использован объект несопоставимый с объектом оценки; допущены ошибки при введении корректировок на материал стен; не применена корректировка на назначение; не проведен анализ наиболее эффективного использования объекта на предмет использования объекта под торговлю; не исследован тип прав на земельный участок в составе единого объекта недвижимости, что привело к ошибке в расчетах; неверно введены корректировки на материал стен, на физическое состояние объекта, на общую площадь аналогов; на этапе расчета итоговой стоимости объекта оценки оценщиком не проведена проверка результата на рыночные значения, что привело неверным расчетам.
Таким образом, экспертом установлено нарушение оценщиком при составлении Отчета требований статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подпунктов 1-3 пункта 2, пункта 8 Федерального стандарта оценки "Отчет об оценке (ФСО VI)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 года N 200.
Приведенные выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспаривались и не опровергались.
Суд также не находит оснований не доверять указанным выводам, поскольку они соответствуют законодательству об оценочной деятельности и об экспертной деятельности, а также содержанию Отчета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в настоящем административном деле решение ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» принято уполномоченным органом, с соблюдением порядка, и процедуры, сроков и формы принятия данного решения. Оспариваемое в настоящем административном деле решение уполномоченным органом надлежащим образом мотивировано; его обоснованность и соответствие законодательству об оценочной деятельности собранными по делу доказательствами подтверждены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении административного иска ООО «Леруа Мерлен Восток» оснований для признания незаконным и отмены решения ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» № ОРС-76/2022/000422 от 24 января 2023 года не установлено. Требования административного иска ООО «Леруа Мерлен Восток» в указанной части не подлежат удовлетворению.
Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
ООО «Леруа Мерлен Восток» заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости.
По изложенным выше основаниям, в связи с несоответствием законодательству об оценочной деятельности Отчета №22236-10 от 19 декабря 2022 года, составленного ООО «Перспектива», которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена в размере 505 819 000 рублей по состоянию на 19 декабря 2022 года, у суда не имеется оснований для установления рыночной стоимости указанного объекта в данном размере.
При проведении судебной экспертизы экспертом рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена в размере 514 963 000 рублей по состоянию на 19 декабря 2022 года.
Выводы экспертного заключения относительно величины рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № лицами, участвующими в деле, не оспорены.
Исследование судом экспертного заключения в указанной части дает основания для вывода о том, что расчет произведен в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности и об экспертной деятельности, полно и подробно изложен в экспертном заключении, является последовательным, проверяемым, логичным.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения в указанной части у суда не имеется.
В связи с этим, суд полагает, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № подлежит определению в размере, установленном экспертным заключением, 514 963 000 рублей.
Датой определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» является 19 декабря 2022 года.
Разрешая вопрос об оплате проведенной по данному административному делу судебной экспертизы, суд приходит к следующему:
Предметом настоящего административного спора явилась проверка законности решения ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» № ОРС-76/2022/000422 от 24 января 2023 года.
В удовлетворении требований административного иска ООО «Леруа Мерлен Восток» о признании незаконным и отмене указанного решения судом отказано.
Следовательно, решение по настоящему административному делу состоялось не в пользу административного истца.
В связи с этим, суд возлагает на административного истца ОО «Леруа Мерлен Восток» обязанность по оплате судебной экспертизы в пользу экспертного учреждения в размере 120 000 рублей.
Требование ООО «Леруа Мерлен Восток» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое удовлетворено судом, не имеет значения для решения вопроса о распределении судебных расходов по делу, так как является дополнительным по отношению к основному требованию о признании незаконным решения ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы», в удовлетворении которого судом отказано.
Изложенное соответствует правовой позиции, приведенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года (вопрос 10 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике).
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░» № ░░░-76/2022/000422 ░░ 24 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 17 592, 2 ░░.░░░░░, ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 514 963 000 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 120 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2023 ░░░░