Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1173/2024 от 20.06.2024

Принято в окончательной форме 02.08.2024 г.

УИД 76RS0021-01-2023-000548-16

Дело № 2а-1173/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2024 года г. Тутаев

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Мазевич Я.Ю.,

при секретаре Тихомировой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шумилова Т.В к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в лице Управления муниципального имущества о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Шумилов Т.В. обратился в суд с указанным административным иском, в котором просит признать незаконным приказ Управления муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории; обязать Управление муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области согласовать схему земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью 1071 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для огородничества.

В обоснование иска указано на незаконность и необоснованность оспариваемого приказа, его несоответствие требованиям Земельного кодекса РФ и нарушение принятым приказом прав административного истца.

Административный истец Шумилов Т.В., представитель административного истца по устному ходатайству Волченко О.А. в судебном заседании заявленные административные требования поддержали по изложенным в административном иске основаниям, просили их удовлетворить.

Заинтересованное лицо Трусова Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных требований, указав, что предоставление Шумилову Т.В. испрашиваемого земельного участка приведет к отсутствию доступа к земельным участкам, принадлежащим ей и Беляковой В.М.

Представитель административного ответчика – Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в лице Управления муниципального имущества, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель заинтересованного лица Администрации Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, заинтересованное лицо Белякова В.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд, выслушав участников процесса, свидетеля Киселеву Т.В., изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из анализа приведенных норм следует, что для принятия судом решения о признании решения незаконным необходимо наличие двух условий - несоответствие решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решения, действий (бездействия) органа, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возложена на указанные органы, должностных лиц.

Административный истец обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, а также подтверждать факты, на которые административный истец ссылается, как на основания своих требований.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шумилов Т.В. обратился в Управление муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка общей площадью 1071 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения огородничества.

Приказом Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района ЯО №-з от ДД.ММ.ГГГГ Шумилову Т.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью 1071 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения огородничества, так как схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, разработана с нарушением предусмотренных п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно: образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные федеральными законами: формирование испрашиваемого земельного участка ограничит доступ к смежным земельным участкам, тогда как согласно пп. 26 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку не будет обеспечен).

Оспариваемый приказ, по мнению суда, требованиям закона не отвечает в силу следующего.

На основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, когда схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 10.11 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Как указано в п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Со ссылкой на положения пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ Шумилову Т.В. оспариваемым приказом отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку земельный участок ограничивает доступ к смежным земельным участкам.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Также, в соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в межевом плане должны быть указаны сведения о доступе к образуемому или изменяемому участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования).

Согласно пункту 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее: каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты); размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами; в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута; раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиям эколого-ландшафтной организации территории; не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

Помимо того, в соответствии с п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории…, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № от ДД.ММ.ГГГГ, при подготовке схемы расположения земельного участка, учитываются материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях.

Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка в силу ЗК РФ может быть осуществлено только в том случае, если земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами, и обеспечивает возможности функционирования в соответствии с теми целями, для которых он образован, то есть соответствует требованиям статьи 11.9 названного Кодекса, включая обеспечение доступа (прохода или проезда) к нему от земельных участков общего пользования (пункт 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Недостижение указанной цели при образовании участков препятствует его формированию или предоставлению.

Таким образом, отсутствие возможности организации прохода или проезда к земельному участку от земельных участков общего пользования и смежных земельных участков является препятствием для его образования.

Вместе с тем, из представленных в ходе судебного разбирательства картографических материалов, схем, фотографий, усматривается, что испрашиваемый Шумиловым Т.В. земельный участок с земельным участком с кадастровым номером № не граничит, осуществлению на него доступу с дороги общего пользования не препятствует, что доступ на земельный участок с кадастровым номером № осуществляется с дороги общего пользования с кадастровым номером №, что при составлении схемы земельного участка, представленной в УМИ Администрации ТМР ЯО, учтены права смежного пользователя земельного участка с кадастровым номером № путем оставления проезда (прохода на земельный участок шириной 9,5 м.

Заинтересованное лицо Белякова В.М. в судебном заседании указала на нарушение ее права и права Трусовой Т.В. на нарушение их прав формируемым Шумиловым Т.В. вместе с тем, каких-либо доказательств в подтверждение данных доводов не представила.

Допрошенная в ходе судебного разбирательства свидетель Киселева Т.В. показала, что является специалистом по подготовке кадастровой документации, межевых планов, схем расположения земельных участков у ФИО1, ею была подготовлена схема расположения спорного земельного участка с учетом карт подъездных дорог, снимков, Правил землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, при этом доступ (проезд, проход) к смежным земельным участкам и земельным участкам общего пользования был обеспечен.

Доводы заинтересованного лица Трусовой Т.В. о том, что на испрашиваемом земельном участке расположена накатанная дорога, которая является единственным проездом как к ее земельному участку с кадастровым номером № так и к земельному участку Беляковой В.М. с кадастровым номером № и ссылки на то, что она является сложившимся порядком использования земли какими-либо доказательствами не подтверждены.

Таким образом, каких-либо законных оснований для отказа Шумилову Т.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка оспариваемый приказ не содержит и подлежит отмене.

В силу пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Федеральный законодатель в части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства РФ, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, установил обязанность при принятии решения исключительно по заявленным административным истцом исковым требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, прямо предусмотренных данным Кодексом.

Согласно части1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Приведенные выше положения части 1 статьи 176 и части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства РФ являются процессуальными гарантиями реализации права на судебную защиту и не допускают произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения судом предмета судебного разбирательства.

Предметом судебного спора является отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным в п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ. Приведенные представителем административного ответчика в письменной позиции по иску новые основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка о наличии на земельном участке деревянной постройки и предположительном наличии на испрашиваемом земельном участке гаража, предусмотренные п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ, предметом судебной оценки являться не могут, поскольку по указанным основаниям в предварительном согласовании предоставления земельного участка административному истцу не отказывалось.

При указанных обстоятельствах принятый административным ответчиком приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-з является незаконным и подлежит отмене с возложением на УМИ обязанности в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Шумилова Т.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1173/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шумилов Тимофей Владимирович
Ответчики
Администрация Тутаевского муниципального района
УМИ Администрации ТМР
Другие
Трусова Тамара Викторовна
Администрация Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области
Белякова Валентина Минуиловна
Суд
Тутаевский городской суд Ярославской области
Судья
Мазевич Яна Юрьевна
Дело на сайте суда
tutaevsky--jrs.sudrf.ru
20.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.06.2024Передача материалов судье
20.06.2024[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
19.07.2024Судебное заседание
02.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2024Дело оформлено
03.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее