Дело № 2а-1797/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжский 23 мая 2022 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Миловановой Ю.В.,
при секретаре Фетисовой М.А.,
с участием представителя административного истца Тихоновой Е.В. Алексеевой Н.В., представителя административного ответчика Управления ФССП России по Волгоградской области Гараниной Т.В., заинтересованного лица Тихонова А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тихоновой Е.В. к судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Костенко В.В., начальнику отдела – старшему судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Таджидиновой А.Г., УФССП России по Волгоградской области о признании постановления незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточненных требований, Тихонова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Костенко В.В. о признании постановления незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в обоснование требований указав, что на основании исполнительного листа, выданного <...> по делу №..., "."..г. Волжским ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области было возбуждено исполнительное производство №...-ИП, в отношении должника Тихоновой Е.В., которым должнику было предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования исполнительного документа. В связи с неисполнением требования, судебным приставом-исполнителем Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Костенко В.В., "."..г. было вынесено постановление о взыскании с должника Тихоновой Е.В. исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Тихонова Е.В. считает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, поскольку оно было принято преждевременно, без учета её объяснений. Тихонова Е.В. просит суд признать незаконным действия судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №... УФССП России по Волгоградской области Костенко В.В. по вынесению постановления от "."..г. о взыскании с Тихоновой Е.В. исполнительского сбора по исполнительному производству №...-ИП, возбужденному "."..г.; признать незаконным и отменить постановление от "."..г. о взыскании с Тихоновой Е.В. исполнительского сбора по исполнительному производству №...-ИП, возбужденному "."..г..
Определением судьи от "."..г. к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено Управление ФССП России по Волгоградской области.
Определением суда от "."..г. к участию в деле в качестве административного соответчика был привлечен начальник отдела – старший судебный пристав-исполнитель Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Таджидинова А.Г., в качестве заинтересованного лица был привлечен Тихонов А.Р..
Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления ФССП России по Волгоградской области в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Костенко В.В., начальник отдела – старший судебный пристав Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Таджидинова А.Г. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Заинтересованное лицо в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что <...>
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.441 ГПК РФ: постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст.227 КАС РФ: суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Право на обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов содержатся так же в ч.1 ст.121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствует закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
При этом частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствие со ст.2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в качестве одного из основных принципов исполнительного производства закреплен также в п.2 ст.4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Статьей 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Также в данной статье указан перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов.
При этом выбор определенных исполнительных действий в рамках исполнительного производства в соответствии с данной нормой права находится в исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.
Перечень мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу, предусмотрен в статье 68 этого же Закона.
В судебном заседании установлено следующее.
На основании исполнительного документа – исполнительного листа ФС №... от "."..г., выданного <...> <адрес> по делу №..., вступившего в законную силу "."..г., предмет исполнения: до вступления решения суда в законную силу определить Тихонову А.Р. порядок осуществления родительских прав в отношении малолетнего <...> "."..г. года рождения: по субботам <...> часов до <...> часов по месту жительства Тихонова А.Р. либо с посещением детских досуговых культурно-развлекательных учреждений города Волжского Волгоградской области, судебным приставом-исполнителем Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Костенко В.В., "."..г. в отношении должника Тихоновой Е.В. было возбуждено исполнительное производство №...-ИП, постановление о возбуждении которого было получено Тихоновой Е.В. "."..г..
Данное постановление об обращении судебного акта к принудительному исполнению Тихоновой Е.В. не оспаривалось.
Из копии исполнительного производства следует, что "."..г. Тихоновой Е.В. было получено требование судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Костенко В.В. об исполнении требований содержащихся в исполнительном документе.
В тот же день Тихоновой Е.В. даны объяснения судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Костенко В.В. из которых следует, что она не препятствует общению Тихонова А.Р. со своим сыном <...> Также Тихонова Е.В. указала, что по графику общения следующая встреча состоится в субботу "."..г. с <...> до <...> часов.
Согласно справке ГБУ СО «Волжский центр социального обслуживания населения» №... от "."..г., Тихонова Е.В. с ребенком <...> <...> года рождения, действительно посещала "."..г. в <...> часов консультацию психолога отделения психолого-педагогической помощи ГБУ СО «Волжский ЦСОН».
"."..г. Тихонова Е.В. дала объяснение судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Костенко В.В. о том, что она со своим сыном посещала детского психолога в отделении психолого-педагогической помощи "."..г. в <...> часов, о чем имеется справка. Следующая встреча по графику "."..г..
Из копии Акта о совершении исполнительских действий от "."..г. следует, что в установленное судом время, в субботу, ребенок Тихонов И.А. отцу Тихонову А.Р. предоставлен не был, сведениями о месте его нахождения отец не располагает.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП № 2 УФССП России по Волгоградской области Костенко В.В. от "."..г. с должника Тихоновой Е.В. в связи с неисполнением требований исполнительного документа был взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.
В соответствии со ст.30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
Согласно ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
Статья 112 Закона «Об исполнительном производстве» связывает взыскание исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу ст.30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не право восстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Взимание исполнительского сбора преследует публично значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.
Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в виде взыскания исполнительского сбора.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит из того, что обстоятельствами, имеющими юридическое значение, при разрешении спора об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, являются истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; неисполнение должником требований исполнительного документа; отсутствие доказательств о невозможности исполнения вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Совокупность имеющих правовое значение обстоятельств для вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления судом установлена.
Вопреки доводам административного истца, составленный с выходом по адресу места жительства должника акт судебного пристава-исполнителя от "."..г. свидетельствует о препятствии Тихоновой Е.В. в общении Тихонова А.Р. с сыном <...>
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, судебному приставу-исполнителю должником не было предоставлено; должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Довод административного истца о том, что период вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления она находилась на больничном, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, и кроме того, амбулаторное лечение не является обстоятельством, исключающим исполнение постановления в установленный срок. Более того, до настоящего времени должником в адрес судебного пристава-исполнителя не предоставлено документов, подтверждающих указанные обстоятельства, что стороной истца в судебном заседании не отрицалось.
Также суд не может согласиться с доводами стороны административного истца о том, что взыскатель был извещен о невозможности встречи отца с ребенком "."..г., поскольку заинтересованное лицо Тихонов А.Р. отрицал в судебном заседании получение данных сведений заблаговременно. Доказательств в подтверждение своих доводов стороной истца суду не было представлено.
Доводы стороны административного истца о том, что оспариваемое постановление было вынесено преждевременно, не могут служить основанием для удовлетворения административного иска, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Утверждения стороны административного истца о том, что судебный пристав-исполнитель должен был установить новый срок для исполнения требований исполнительного документа, либо продлить указанный срок для добровольного исполнения, также основан на неверном толковании норм права, поскольку требования исполнительного документа основаны на длящихся правоотношениях, в отношении каждой встречи не предусмотрено установление срока для добровольного исполнения. Заявления об установлении нового срока либо о его продлении должник по исполнительному производству не подавал.
Иные доводы также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ "."..░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №...-░░, ░░░░░░░░░░░░░ "."..░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ "."..░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №...-░░, ░░░░░░░░░░░░░ "."..░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░