УИД № 58RS0014-01-2023-000647-55(дело№ 2а-32/2024)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Колышлей 09 января 2024 года
Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н.
при секретаре Зининой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Плещеевского сельсовета Колышлейского района Пензенской области о признании незаконнымбездействия и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением на том основании, что прокуратурой Колышлейского района в порядке осуществления надзора за исполнением федерального законодательства проведена проверка исполнения администрацией Плещеевского сельсовета Колышлейского района Пензенской области полномочий, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части организации благоустройства территории и безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в соответствии с п. 1.7Правил благоустройства территории муниципального образования «Плещеевский сельсовет», утвержденных решением КМС Плещеевского сельсовета Колышлейского района от 31.10.2017 №,выполнение мероприятий по благоустройству территорий включает в себя очистку улично-дорожной сети, уличного коммунально-бытового и технического оборудования, элементов освещения, малых архитектурных форм, других объектов благоустройства. Пунктом 3.6 Правил предусмотрено, что одним из видов работ по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства является восстановление элементов освещения. Пунктом 2 Правил определено, что администрация Плещеевского сельсовета является уполномоченным органом местного самоуправления по организации благоустройства на территории муниципального образования «Плещеевский сельсовет» и контролю за исполнением Правил благоустройства территории муниципального образования «Плещеевский сельсовет». Таким образом, устройство уличного освещения является безусловной обязанностью администрации Плещеевского сельсовета Колышлейского района. Однако, в нарушение требований законодательства администрация Плещеевскогосельсовета не принимает меры по благоустройству, организации уличного освещения <адрес>. Отсутствие уличного освещения создает предпосылки для совершения правонарушений в темное время суток, представляет опасность для жизни и здоровья жителей, нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, на личную безопасность в вечернее и ночное время суток. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Плещеевскийсельсовет», выразившееся в не проведении мероприятий по восстановлению уличного освещения; возложить на административного ответчика обязанностьвосстановить уличное освещение <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Колышлейского района Пензенской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть данное дело без его участия, заявленные требования поддерживает, просит удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Глава администрации Плещеевскогосельсовета Колышлейского района Пензенской области Караваева Е.А,уведомленная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть данное дело без её участия, с исковым заявлением прокурора Колышлейского района согласна, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Суд,исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 названного Федерального законаорганы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится, в том числе,дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года №270-ст, установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах должно быть предусмотрено, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.2.1 и 5.3.3.1, на пешеходных переходах на проезжей части по 4.5.2.4, велосипедных и велопешеходных дорожках по 4.5.3.9 и ГОСТ 33150; на подъездах к объектам дорожного и придорожного сервиса; на пунктах взимания платы за проезд на платных дорогах, где предусмотрена остановка транспортных средств, и на подъездах к ним.
Из положений п.п. 4.6.1.13- 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 следует, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. В темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед/ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока. В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из п. 5ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Плещеевский сельсовет» Колышлейского района Пензенской области, к вопросам местного значения Плещеевского сельсовета относятся, в том числе:дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Плещеевскогосельсовета(л.д. 29-66).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Плещеевский сельсовет» Колышлейского района Пензенской области к вопросам местного значения Плещеевского сельсовета относится, в том числе, организация благоустройства территории Плещеевского сельсовета.
Согласно п. 3.6 Правил благоустройства территории муниципального образования «Плещеевский сельсовет» Колышлейского района Пензенской области, утвержденныхРешением Комитета местного самоуправления Плещеевского сельсовета Колышлейского района Пензенской области от 31.10.2017 № 235-75/2, к работам по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства относится, в том числе, восстановление элементов освещения (л.д. 13-28).
В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных выше требований федерального законодательства в области организации благоустройства территории и безопасности дорожного движения, а также нормативных правовых актов органа местного самоуправления, администрацией Плещеевского сельсовета Колышлейского района Пензенской области не приняты меры по восстановлению уличного освещения на <адрес>, что подтверждается актом проверки от 18.12.2023 года (л.д. 7-9).
Указанные обстоятельства Главой администрации Плещеевскогосельсовета Колышлейского района Пензенской области Караваевой Е.А. не оспаривались.
Бездействие администрации ПлещеевскогосельсоветаКолышлейского района Пензенской области по восстановлению уличного освещения в указанном месте создает опасность для участников дорожного движения, жизни и здоровья жителей, нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, а также на личную безопасность в вечернее и ночное время суток.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд считает целесообразным установить срок для исполнения данного решения, обязывающего административного ответчика устранить вышеуказанные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, - два месяцасо дня вступления решения суда в законную силу и указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении данного решения в суд и административному истцу - прокурору Колышлейского района Пензенской области в течение одного месяца с момента его исполнения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░<░░░░░> ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░