№ 2а-2204/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Морева Е.А.,
при секретаре Абсалямовой А.Д.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по исковому заявлению администрации Костромской области к судебному приставу исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области, УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Удаловой Е.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области о взыскании исполнительского сбора от <дата> в рамках исполнительного производства №-ИП в размере 50 000 рублей. В обоснование заявленных требований указывают, что на основании решения Свердловского районного суда <адрес> от <дата> по делу № администрация <адрес> обязана предоставить ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, из специализированного жилищного фонда <адрес> расположенное на территории Красносельского муниципального района <адрес>, по нормам предоставления жилого помещения. Постановлением о возбуждении исполнительного производства №-ИП от <дата> администрации <адрес> предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке администрацией <адрес> не выполнены, в связи с чем по данному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по <адрес> ФИО4 в отношении администрации <адрес> вынесено постановление №-ИП от <дата> о взыскании исполнительского сбора с администрации <адрес> в размере 50 000 рублей.
Административный истец полагает, что оснований для взыскания исполнительского сбора не имеется, поскольку решение не было исполнено в пятидневный срок ввиду отсутствия в бюджете администрации <адрес> необходимого количества финансовых средств и отсутствия подходящих жилых помещений. Определением Свердловского районного суда <адрес> от <дата> утверждено мировое соглашение, заключенное между администрацией и взыскателем, в соответствии с которым администрация обязуется взыскателю предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> на территории <адрес>. Распоряжением администрации <адрес> от <дата> №-ра взыскателю предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, мкр.Венеция, <адрес>. Таким образом, администрацией были совершены в пределах полномочий все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока. Основывает свои доводы на нормах ст. 112 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 401 ГК РФ, Постановлении Конституционного суда РФ от <дата> №-П, а также необходимости соблюдения процедур приобретения жилых помещений, предусмотренных Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти <адрес> по вопросам предоставления жилых помещений жиищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения роджителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от <дата> №-а.
Просят суд освободить администрацию Костромской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области об исполнительском сборе от <дата>, принятому к исполнению в рамках исполнительного производства №-ИП в размере 50 000 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца администрации Костромской области Терентьева Э.А. исковые требования поддержала.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удалова Е.А. в судебном заседании не присутствует, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Административный ответчик УФССП России по Костромской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Представители заинтересованных лиц - Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника – гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника -индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника -организации – пятьдесят тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более, чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявленным к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо выполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
При рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. №50-КГ 15-20).
Как следует из материалов дела, решением Свердловского районного суда г. Костромы от 20 июля 2015 года на Администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Бабуриной Н.И. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения на территории Красносельского района Костромской области.
08.06.2018 г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области в отношении Администрации Костромской области было возбуждено исполнительное производство №27365/18/44001-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
21.06.2018 года Администрацией Костромской области в адрес судебного пристава-исполнителя направлено уведомление о невозможности исполнить требования исполнительного документа и предоставить благоустроенное жилое помещение в пятидневный срок.
Постановлением судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области от 20.08.2018 года с администрации Костромской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 06.11.2019 года утверждено мировое соглашение, заключенное между Администрацией Костромской области и Бабуриной Н.И., в соответствии с условиями которого, взыскатель отказывается от требований к должнику о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, на территории Красносельского района Костромской области. В свою очередь Должник обязуется предоставить Взыскателю по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области на территории г. Костромы Костромской области.
Распоряжением Администрации Костромской области от 02.12.2019 года №249-ра Бабуриной Н.И. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Кострома, мрк. Венеция, д.56, кв.6.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что предоставление жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. N348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 г. №438-а утвержден порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок взаимодействия).
В соответствии с п. 1 Порядка взаимодействия настоящий порядок регулирует взаимодействие исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Пунктом 2 Порядка взаимодействия на департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области возложены функции по приобретению помещений или участию в долевом строительстве многоквартирных домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлению государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве многоквартирных домов, осуществлению совместно с департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области регистрации права собственности Костромской области на приобретенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения.
Согласно п.3 Порядка взаимодействия Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области:
в течение трех рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации права собственности Костромской области на приобретенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – жилые помещения), вносит соответствующие сведения в Реестр государственного имущества Костромской области;
в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в реестр государственного имущества Костромской области направляет информацию о жилых помещениях для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Функции по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по осмотру жилых помещений, получению согласия на предоставление им конкретного жилого помещения осуществляет департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (пункт 4 Порядка взаимодействия).
После получения письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовит совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проект распоряжения Администрации Костромской области о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Костромской области и предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения (далее – распоряжение о предоставлении жилого помещения), обеспечивает его согласование в соответствии с Регламентом Администрации Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 05.12.2012 г. №277 «О Регламенте администрации Костромской области».
В соответствии с п.5 Порядка взаимодействия Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области на основании распоряжения о предоставлении жилого помещения заключает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма специализированного жилого помещения в срок, установленный в распоряжении о предоставлении жилого помещения.
Финансирование предоставления жилого помещения Бабуриной Н.И. должно проводиться за счет средств бюджета Костромской области, исполнение требования исполнительного документа возможно на основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения специализированного жилого фонда, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда установленный для добровольного исполнения срок.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что Администрацией Костромской области были совершены в пределах полномочий все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке. Однако, в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
На основании изложенного, суд считает необходимым освободить Администрацию Костромской области от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░