Дело №2а-757/2023
УИД 68RS0015-01-2023-000693-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Моршанск 8 июня 2023 года
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Крыловой А.Е.,
при секретаре Чученковой О.А.,
с участием помощника прокурора г. Моршанска Тер-акопова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Моршанска Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Екатериновского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г. Моршанска Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации Екатериновского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о возложении обязанности поставить на кадастровый учет объект недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Моршанска ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности функционирования объектов водоснабжения по вопросу принятия администрацией Екатериновского сельсовета Моршанского района Тамбовской области мер по выявлению, инвентаризации и регистрации прав на расположенные на территории муниципальных образований бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры (водопроводные сети).
При проведении проверки установлен факт нахождения на территории Екатериновского сельсовета Моршанского района Тамбовской области бесхозяйного, действующего сфере водоснабжения населения <данные изъяты>
При этом на момент проверки собственник указанных водопроводных сетей не установлен, на балансе администрации сельского поселения данные объекты не состоят, а также в ведение специализированной организации для безопасной эксплуатации не передавались. Отсутствие собственника у указанной выше объектов водоснабжения и водоотведения не позволяет в полной мере обеспечить их сохранность и правильную эксплуатацию, что в дальнейшем может повлечь за собой возникновение неисправностей и аварий, которые могут создать угрозу жизни, здоровью и безопасности населения.
Поскольку вышеуказанное недвижимое имущество - водопроводные сети, расположенные в <адрес>, являются бесхозяйными, их обслуживание и содержание не производится, не осуществляется технический контроль за его состоянием, не проводятся ремонтные работы, что создает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций технического характера и может угрожать жизни и здоровью граждан.
В связи с тем, что объекты недвижимого имущества – водопроводные сети, расположены по описанному выше адресу, находятся в границах муниципального образования – Екатериновский сельсовет, являются бесхозяйными, непринятие мер администрацией сельского поселения по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет недвижимого имущества как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, вытекающих из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Ссылаясь на положения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», ст. 225 ГК РФ, истец просит обязать администрацию Екатериновского сельсовета Моршанского района Тамбовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет объекты недвижимого имущества (<адрес>
В судебном заседании помощник прокурора г.Моршанска административные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации Екатериновского сельсовета Моршанского района не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. От главы сельсовета ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Выслушав прокурора г. Моршанска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №131-ФЗ), а также п. 1 ст. 12 Закона Тамбовской области от 25.02.2017 №86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 5, 9 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Закон №416-ФЗ) водопроводная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Частью 5 статьи 8 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 года органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 50 Закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона №131-ФЗ, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 Закона №131-ФЗ.
Исходя из положений ст.ст.14, 50 Закона №131-ФЗ водоснабжение, как таковое, не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими.
Так, к организации водоснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931.
Согласно п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности функционирования объектов водоснабжения по вопросу принятия администрацией Екатериновского сельсовета Моршанского района Тамбовской области мер по выявлению, инвентаризации и регистрации прав на расположенные на территории муниципальных образований бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры (водонапорная башня и артезианская скважина).
При проведении проверки прокуратурой г. Моршанска установлен факт нахождения на территории Екатериновского сельсовета Моршанского района Тамбовской области бесхозяйных, действующих в сфере водоснабжения населения в <адрес> объектов инфраструктуры, что подтверждается справкой о результатах проверки исполнения законодательства от ДД.ММ.ГГГГ и ответом главы сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент проверки собственник указанных объектов инфраструктуры не установлен, на балансе администрации сельского поселения данные объекте не состоят, а также в ведение специализированной организации для безопасной эксплуатации не передавались. Отсутствие собственника у указанных выше объектов водоснабжения не позволяет в полной мере обеспечить их сохранность и правильную эксплуатацию, что в дальнейшем может повлечь за собой возникновение неисправностей и аварий, которые могут создать угрозу жизни, здоровью и безопасности населения.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать.
В связи с тем, что объект недвижимого имущества –водонапорные сети, расположенные по описанным выше адресам, находятся в границах муниципального образования – Екатериновский сельсовет, являются бесхозяйными, непринятие мер администрацией сельского поселения по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет недвижимого имущества как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, вытекающих из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии в действиях органа местного самоуправления незаконного бездействия, нарушающего права граждан на охрану жизни и здоровья а так же получение коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, административный иск прокурора г. Моршанска подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-176,178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 19 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░