УИД 60RS0001-01-2022-001996-26
Дело № 2а-1549/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Васильеву С.В. о взыскании задолженности по штрафу по налогу на добавленную стоимость, пени по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к Васильеву С.В., в обоснование которого указано, что административный ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность, до **.**2017 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Поскольку Васильев С.В. не исполнил возложенную на него обязанность по уплате страховых взносов в установленные законом сроки, Инспекцией за период начислены пени по страховым взносам в размере 207,90 руб. Кроме того, Инспекцией установлено не представление Васильевым С.В. восьми единых (упрощенных) налоговых деклараций (по НДС) за соответствующие периоды 2015-2016 в установленный срок, в связи с чем он был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по ч. 1 ст.119 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 8 000 руб.
Указанное, явилось основанием для обращения в суд Инспекции с настоящим иском.
При подаче иска административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу настоящего искового заявления.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству сторонам разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено выразить свое согласие или возражения относительно применения правил упрощенного (письменного) производства.
Судебное извещение, а также определение суда о подготовке административного дела к судебному разбирательству, направленные по адресу места жительства административного ответчика, возвращены в суд за истечением срока хранения, в связи с чем, по правилам статей 165.1 ГК РФ и 100, 101 КАС РФ указанные судебные документы считаются доставленными.
Принимая во внимание отсутствие возражений административного ответчика против применения упрощенного (письменного) производства, суд, руководствуясь ст. ст. 291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.Срок на бесспорное взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику по правилам статьи 70 НК РФ.
Указанными нормами законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Требованием об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть, суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 20 постановления от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в котором указано, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение, либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 НК РФ (пункт 3 статьи 48 соответствует пункту 2 статьи 48 в действующей редакции) сроки для обращения налоговых органов в суд, имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Из материалов дела следует, что административный ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность, до 21.04.2017 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, Инспекцией установлено не представление Васильевым С.В. восьми единых (упрощенных) налоговых деклараций (по НДС) за соответствующие периоды 2015-2016 в установленный срок, в связи с чем он был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по ч. 1 ст.119 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 8 000 руб. (л.д. 19-34).
Поскольку Васильев С.В. не исполнил возложенную на него обязанность по уплате страховых взносов и штрафов в установленные законом сроки, в связи с чем требованием № 7274, 7275, 7268, 7269, 7270, 7271, 7272, 7273 от 12.01.2018, 4324 от 22.02.2018 ему предложено уплатить пени по страховым взносам и штрафы в срок до 05.02.2018, 21.03.2018 соответственно, которые не исполнены (л.д. 9-17).
В установленный срок пени, штрафы административным ответчиком не уплачены,
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом.
Следуя приведенным нормам, Инспекция могла обратиться в суд общей юрисдикции с иском о взыскании недоимки с административного ответчика в срок до 21.08.2018.
Однако обращение в суд последовало лишь 14.02.2022, т.е. за пределами установленного законом срока.
При таком положении, с учетом вышеприведенных норм налогового законодательства, позиции Конституционного Суда РФ и установленных по спору обстоятельств, суд находит, что требования Инспекции не подлежат удовлетворению по причине пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и пени.
Оснований для удовлетворения заявленного налоговым органом ходатайства о восстановлении срока обращения в суд, суд не находит, полагая, что доказательств уважительных причин пропуска срока Инспекцией не представлено.
Доводы представителя истца об уважительности причин пропуска срока исковой давности в связи с большой загруженностью и малым количеством работников, суд находит несостоятельными и не может считать указанные причины уважительными. Ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска установленного законом срока обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░