Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-838/2024 ~ М-727/2024 от 02.05.2024

Дело № 2а-838/2024

УИД 89RS0002-01-2024-001362-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2024 года                            г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего: судьи         Когаева Г.Ю.,

при секретаре судебного заседания             Мусаевой Э.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу к Шашутову Сергею Викторовичу о взыскании недоимки по пени по налогу,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – УФНС России по ЯНАО) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Шашутову С.В. о взыскании задолженности за счет имущества физического лица по пени за несвоевременную уплату обязательных платежей в размере 12 712 руб. 92 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что на налоговом учете в УФНС России по ЯНАО состоит в качестве налогоплательщика Шашутов С.В. и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги. Налоговым органом в адрес Шашутова С.В. направлялось требование об уплате задолженности от 09.07.2023 № 2381 на сумму 6 146 506 руб. 80 коп., в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС. До настоящего времени отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено. В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов, УФНС России по ЯНАО обратилось к мировому судьей с заявлением №1192 от 13.11.2023 о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. 04.03.2024 мировым судьей судебного участка № 2 судебного района Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском шестимесячного срока для обращения. Однако, задолженность по пени в размере 12 712 руб. 92 коп., вошедшая в заявление № 1192 от 13.11.2023, не входила в задолженность указанную в требовании № 2381 от 09.07.2023.

Представитель административного истца УФНС России по ЯНАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в тексте административного искового заявления имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.

Административный ответчик Шашутов С.В. участия в судебном заседании также не принимал, извещался судом посредством направления заказных писем по имеющимся в деле адресам, подтверждённым в том числе адресно-справочной информацией ОВМ ОМВД России «Лабытнанги» (л.д. 31).

С учетом разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» изложенных в п.76, по смыслу п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) извещение считается доставленной лицу, участвующему в деле (полученной им), и в тех случаях, когда она поступила данному лицу, но по обстоятельствам, зависящим от него, не была ему вручена или адресат не ознакомился с ней.

С учетом изложенного, суд полагает, что исчерпаны все возможные способы извещения административного ответчика, явка Шашутова С.В. не была признана судом обязательной, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно приказа Федеральной налоговой службы России №ЕД-7-12/1068@ от 10.11.2022 «О проведении мероприятий по модернизации организационно-функциональной модели Федеральной налоговой службы» проведены мероприятия по реорганизации налоговых органов путем перехода на двухуровневую систему управления и укрупнения территориальных органов ФНС России в 2023 год.

МИФНС России №1 по ЯНАО прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу. Согласно приказа УФНС России по ЯНАО №01-06/78 от 31.07.2023 «О реорганизации налоговых органов Ямало-Ненецкого автономного округа» УФНС России по ЯНАО является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности реорганизуемой МИФНС России №1 по ЯНАО.

Процедура начисления и взыскания транспортного налога определена в главе 28 НК РФ.

Транспортный налог является региональным налогом (ст.14 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст.356.1 настоящего Кодекса.

Из ст.ст.357, 358 НК РФ следует, что физическое лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, является плательщиком транспортного налога.

В силу ст.360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п.2 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу абз.3 ч.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическим лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч.3 ст.363 НК РФ.).

Из материалов дела следует, что Шашутов С.В. является плательщиком транспортного налога, так как в период с 2017 по 2018 год ему на праве собственности принадлежали транспортные средства:

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: №, марки: МАЗДА СХ-5, VIN: №, год выпуска 2013. Дата регистрации права 18.02.2014, дата утраты права 26.09.2017;

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: О853АВ136, марки: ХЕНДЭ СОЛЯРИС, VIN: Z94CT41DBFR430103, год выпуска 2015. Дата регистрации права 14.07.2015, дата утраты права 10.06.2017;

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: №, марки: ТОЙОТА ЛЕНД КРУЗЕР 200, VIN: №, год выпуска 2016. Дата регистрации права 12.05.2017, дата утраты права 29.06.2018;

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: №, марки: ТОЙОТА ALPHARD, VIN: №, год выпуска 2018. Дата регистрации права 28.06.2018, дата утраты права 12.10.2018.

При этом относимых и допустимых по своему характеру данных, подтверждающих о наличии льгот, выбытии из владения приведенных объектов налогообложения административным ответчиком не представлено.

В силу положений ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Помимо вышеизложенного, Шашутов С.В., в соответствии с положением ст.ст. 400 и 401 НК РФ, является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.

Согласно ст.405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (ч.ч.1, 2 ст.409 НК РФ).

Согласно представленным письменным доказательствам, административному ответчику в период с 2016 по 2024 год на праве собственности принадлежали:

- квартира, по адресу: ... 3, кадастровый №, площадью 33,7. Дата регистрации права 07.11.2005, дата утраты права 22.02.2024;

-    квартира, по адресу: ..., 4, кадастровый №, площадью 149,9. Дата регистрации права 14.07.2016, дата утраты права 13.08.2018;

-    квартира, по адресу: ..., кадастровый №, площадью 159,1. Дата регистрации права 25.05.2016;

-    квартира, по адресу: ..., 6, кадастровый №, площадью 131,7. Дата регистрации права 21.06.2016, дата утраты права 17.02.2017.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

Из положений п. 4 ст. 391 НК РФ следует, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии со ст.ст. 363, 397 НК РФ уплата имущественных налогов производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который начислен налог.

Согласно представленным письменным доказательствам, административному ответчику в период с 2016 по 2024 год на праве собственности принадлежали:

- земельный участок, по адресу: 396005, Воронежская обл., Рамонский р-н., д. Новоподклетное, ул. Маршала Одинцова, 101, кадастровый номер 36:25:6945025:1550, площадью 1500. Дата регистрации права 04.09.2017, дата утраты права ДД/ММ/ГГ;

-    земельный участок, по адресу: ..., кадастровый №, площадью 2460. Дата регистрации права 25.05.2016;

-    земельный участок, по адресу: ..., кадастровый №, площадью 2914. Дата регистрации права 14.07.2016.

Налоговые органы, как следует из п.п.9 п.1 ст.31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ст.72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с ч.ч.2, 3, 4, 5 ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В связи с неуплатой Шашутовым С.В. в установленные сроки налога, инспекцией направлено требование № 2381 об уплате по состоянию на 09.07.2023 недоимки по налогам, пени и штрафам в сумме 6 146 506 руб. 80 коп. (л.д.9-10).

В установленные сроки сумма налога, пени и штрафа административным ответчиком оплачена не была.

Порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями НК РФ, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами.

Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.

Первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности является направление требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1, 2 статьи 69 НК РФ).

В соответствии с абз.1 п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Как указывалось ранее, в адрес налогоплательщика Шашутова С.В. направлялось требование № 2381 об уплате задолженности по состоянию на 09.07.2023 по налогам, пени и штрафу в сумме 6 146 506 руб. 80 коп.

Последующее обращение налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа регламентировано пп.1 п.3 ст.48 НК РФ – заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу пп. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с данным пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей.

Определением мирового судьи судебного участка №1 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецком автономном округе, и.о. мирового судьи судебного участка №2 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецком автономном округе от 05.03.2024, МИФНС России № 1 по ЯНАО отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание с Шашутова С.В. недоимки по налогам и пени, ввиду истечения срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ, для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 6).

02.05.2024 административное исковое заявление о взыскании недоимки по пени по налогу с административного ответчика, поступило в суд, то есть, с соблюдением предусмотренных процессуальных сроков.

При изложенных обстоятельствах, порядок принудительного взыскания задолженности не нарушен.

В настоящем административном иске налоговый орган просит взыскать с Шашутова С.В. задолженность за счет имущества физического лица по пени за несвоевременную уплату обязательных платежей в размере 12 712 руб. 92 коп.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

В постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ростелеком» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации» положения Налогового кодекса РФ, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (не начисление) правового значения не имеет.

Положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможности начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию налога. Это соответствует положениям налогового законодательства.

Поскольку пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, а доказательств, принятия таких мер в соответствии с действующим законодательством налоговым органом при рассмотрении данного административного дела не представлено, указанное исключает возможность взыскания пени в размере 12 712 руб. 92 коп.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.

При таких обстоятельствах заявленные требования о взыскании суммы задолженности по пени по налогу удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 712 ░░░. 92 ░░░. - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░: ...

...

...

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-838/2024 ~ М-727/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УФНС по ЯНАО
Ответчики
Шашутов Сергей Викторович
Суд
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Когаев Герман Юрьевич
Дело на сайте суда
labytnangsky--ynao.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация административного искового заявления
03.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее