Дело №2а-634/2023
УИД 76RS0004-01-2023-000731-77
Мотивированное решение
изготовлено 24.10.2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2023 года Ярославская обл., г.Данилов
Даниловский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.С.,
при секретаре Степановой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Даниловского района в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДООЦ «Соть», администрации Даниловского муниципального района об обязании провести работы по очистке пожарного водоема,
установил:
И.о.прокурора Даниловского района Ярославской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБУ ДООЦ «Соть», администрации Даниловского муниципального района об обязании провести работы по очистке пожарного водоема. В обоснование требований ссылается на то, прокуратурой проведена проверка материально-технического состояния зданий и иных объектов образовательных учреждений Даниловского муниципального района в сфере исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций и об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В ходе проверки установлено, что на территории Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Соть» Даниловского района Ярославской области располагается пожарный водоем, который зарос растительностью, не обустроен подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды, что является нарушением законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму в деятельности учреждения.
Просит суд возложить обязанность на МБУ ДООЦ «Соть», администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области провести работы по очистке пожарного водоема, расположенного на территории учреждения по адресу: Ярославская область, Даниловский район, д. Ерденево, ул. Заречная, д. 1а и его обустройству подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в соответствии с требованиями п. 10.10 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец ст.пом. прокурора Даниловского района Турунтаева Л.В., в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика МБУ ДООЦ «Соть» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Даниловского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Суд, выслушав ст.пом.прокурора Даниловского района Турунтаеву Л.В., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, относятся к компетенции образовательной организации.
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья относится к компетенции образовательной организации.
На основании требований пункта 2 части 6 статьи 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также соблюдать их права и свободы.
В силу части 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании статьи 3 Закона № 35-ФЗ, террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:
а) недопущение (минимизация) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами;
б) своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;
в) минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы;
г) восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов;
д) возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации
причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта.
В силу части 3.1 статьи 5 Закона № 35-ФЗ, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно ст. 62, п.п. 2 ч. 1 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются указанным Федеральным законом. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1, п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 68 ФЗ № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 9.4, 9.9 примечание 3 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» СП 8.13130.2009, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178, водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026-2015. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.
Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности». Начало действия документа - 30.09.2020.
Данным приказом признаются утратившими силу со дня введения в действие свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» приказы МЧС России от 25.03.2009 № 178 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» и от 09.12.2010 № 640 «Об утверждении изменения № 1 к своду правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденному приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178».
Согласно п. 10.10 СП 8.13130 к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 х 12 метров.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что прокуратурой Даниловского района Ярославской области проведена проверка материально-технического состояния зданий и иных объектов образовательных учреждений Даниловского муниципального района в сфере исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций и об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
В ходе проверки установлено, что на территории Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Соть» Даниловского района Ярославской области располагается пожарный водоем, который зарос растительностью, не обустроен подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды.
Согласно уставу образовательного учреждения МБУ ДООЦ «Соть» учредителем и собственником имущества учреждения является Даниловский муниципальный район Ярославской области. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Даниловского муниципального района осуществляет администрация Даниловского муниципального района Ярославской области.
Требование о необходимости принять меры по очистке расположенного на территории лагеря пожарного пруда, а также обустройству возле пруда разворотной площадки с твердым покрытием для обеспечения забора воды, предусмотрено протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей от 11.08.2023 № 3.
Представленными в дело доказательствами, в том числе, представлением от 31.08.2023 г., актом проверки от 27.09.2023, подтверждается, что в нарушение приведенных выше требований в МБУ ДООЦ «Соть» располагается пожарный водоем, который зарос растительностью, не обустроен подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком не выполняются требования законодательства об антитеррористической защищенности, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Даниловского района о возложении на ответчика обязанности провести работы по очистке пожарного водоема в МБУ ДООЦ «Соть», обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1); финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (пункт 2).
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7).
Согласно ст.277 КАС РФв случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При установлении срока для исполнения судебного решения, суд принимает во внимание необходимость исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций и об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, мнение участников процесса, а также с учетом объема указанных работ, погодных условий, при которых возможно выполнение данных работ, и считает необходимым установить срок – в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным и объективным сроком исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░ «░░░░» (░░░░ 1027601457146, ░░░ 7617006686), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░1027601461623, ░░░ 7617002900) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░ «░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 1░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.10.10 ░░ 8.13130 «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 30.03.2020 № 225, ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░