Дело № 2а-164/2024 (№ 2а-2153/2023)
УИД 43RS0017-01-2023-003643-13
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 31 января 2024 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Зеленковой Е.А., при секретаре Здоровенковой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи дело № 2а-164/2024 по административному иску Рочева В.А. к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Рочев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
К участию в деле протокольным определением от 11.01.2024 в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Кировской области, ФСИН России.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с <дата> по <дата> истец Рочев В.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области (далее ИК-5), где в отрядах (общежитиях), карантинном отделении и в камерах отсутствовало горячее водоснабжение, что указывает на нарушение конституционных прав истца. В настоящее время, ознакомившись с законодательством, истец узнал, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, что к умывальникам, раковинам, мойкам, ваннам и другому оборудованию должна быть подведена горячая вода, что данное обязательство установлено с 02.06.2003, но поскольку истец узнал об этом только сейчас, считает, что срок для обращения с заявленными требованиями не пропущен. В связи с бездействием сотрудников администрации ИК-5, отвечающих за коммунально-бытовое обеспечение, истец был лишен возможности поддержания личной гигиены, стирке личных вещей и повседневной формы одежды, а также проведение других водных процедур с использованием горячего водоснабжения, что привело к моральным, нравственным и физическим страданиям, вело к недопустимому риску повреждения здоровья истца и унижало его человеческое достоинство. Просит суд взыскать в свою пользу компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ИК-5 в период с <дата> по <дата> в размере 700000 руб.
В судебном заседании Рочев В.А. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, пояснил, что с декабря 2010 года в отрядах, карантинном отделении и в камерах учреждения ИК-5 отсутствовало горячее водоснабжение, хотя к кранам должна была быть подведена горячая вода. Только в банный день, 1 раз в неделю была горячая вода в банно-прачечном комплексе. Просит иск удовлетворить.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области, ФСИН России Сунцова И.В., действующая на основании соответствующих доверенностей, заявленные требования Рочева В.А. не признала, дала суду пояснения, аналогичные письменным возражениям, дополнительно суду пояснила, что на данный момент вопрос по подключению горячего водоснабжения в отрядах решается. Был сделан запрос в вышестоящие органы о возможности установки бойлеров, титанов, но по результатам проверки установлено, что такой возможности не имеется, поскольку здание старой постройки, данной нагрузки электросети не выдержат. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
В письменных возражениях ИК-5 указано, что истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку Рочев В.А. освободился из ИК-5 по отбытии срока <дата>, а обратился в суд с настоящим иском только в ноябре 2023 года. Кроме того, ссылки истца на нормы законодательства, являются необоснованными, поскольку данные нормы не действовали и не были изданы в период отбывания наказания Рочевым В.А., распространяют свое действие на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы. При этом здания отрядов ИК-5 введены в эксплуатацию в 1967-1977 годах, административный истец проживал в отряде №3 и отряде № 9. Здание, в которых находятся данные отряды, введено в эксплуатацию в 1977 году, и на него не распространяется действие указанных истцом нормативно-правовых актов. При строительстве здания ИК-5 не предусматривалась подводка горячей воды к умывальникам в общежитиях, в ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, карантинах, школах для осужденных, клубах, а, также к умывальникам в ДИЗО в ВК и к умывальникам в уборных для АУП в административном здании. На момент отбывания наказания административным истцом в ИК-5 функционировал банно-прачечный комплекс, в котором обеспечивалось горячее водоснабжение. Также указали, что реконструкция и строительство зданий уголовно-исполнительной системы могут быть произведены только в рамках федеральной целевой программы, утверждаемой Правительством РФ, однако ИК-5 в такие программы не включено. В настоящий момент не имеется решений суда, вступивших в законную силу, о принуждении ИК-5 обеспечить горячее водоснабжение в отрядах учреждения. Просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований Рочева В.А.
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу.
Часть 3 ст.55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу ст.43 Уголовного кодекса Российской Федерации состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Согласно ст.3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора; рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
В соответствии с ч.1 ст.12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний (ч.12 ст.12 УИК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5 ст.227.1 КАС РФ).
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В судебном заседании установлено, что с <дата> по <дата> Рочев В.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, содержался в отряде №3 и отряде № 9. Освобожден <дата> по отбытии срока наказания, убыл по адресу: <адрес> (л.д.33).
Из технического паспорта и кадастрового паспорта здания отрядов № 3, № 9, расположенного по адресу: Кировская обл., г.Кирово-Чепецк, ул.Овражная, д.16 следует, что указанное здание общей площадью 715,5 кв.м имеет 2 этажа, введено в эксплуатацию (год завершения строительства) - 1977 (л.д.30-32).
Как указано административными ответчиками, действительно в ФКУ ИК-5 система коммуникаций не предусматривает подачу горячей воды в общежития отрядов жилой зоны, в карантинное отделение и камеры. Однако горячая вода подается в банно-прачечный комплекс (БПК) ИК-5 централизованно, на основании государственных контрактов, заключенных с АО «Кировская теплоснабжающая компания». В БПК осужденными проводятся гигиенические процедуры согласно графику, утвержденному начальником учреждения, а так же производится стирка и сушка белья. В судебном заседании административный истец Рочев В.А. не оспаривал, что горячая вода в ИК-5 была в банно-прачечном комплексе.
Разрешая требования о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-5, вызванных отсутствием горячего водоснабжения, суд исходит их следующего.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Как установлено судом, здания отрядов ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области введены в эксплуатацию в 1967-1977 годах. Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп (далее Инструкция), которая признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп, допускалась возможность при реконструкции или перепрофилировании зданий иного назначения под здания ИК общего и строгого режимов, ИК особого режима для осужденных ООР, колоний-поселений не предусматривать подводку горячей воды к умывальникам в общежитиях различного вида содержания, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, карантинах, школах для осужденных, клубах, а также к умывальникам в ДИЗО в ВК и к умывальникам в уборных для АУП в административном здании (пункт 20.5).
Согласно пункту 1.1 Инструкции, содержащиеся в ней нормы должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем. Однако из содержания самого Приказа от 02.06.2003 № 130-дсп, утвердившего Инструкцию, не следует, что приведенные в ней нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа.
Учитывая, что здания ФКУ ИК-5, в которых проживают осужденные, были введены в эксплуатацию в 1967-1977 годах, и при их проектировании и строительстве применялись действовавшие на тот момент «Указания по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), суд приходит к выводу, что при строительстве зданий отрядов ИК-5 система коммуникаций не предусматривала подачу горячей воды в общежития отрядов жилой зоны, в связи с чем, нормативы, установленные Инструкцией, не могут применяться к зданиям и помещениям ФКУ ИК-5.
Доводы административного истца о том, что Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр «Об утверждении свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее Правила) предусматривает наличие горячего водоснабжения в исправительных учреждениях, также отклоняются судом по следующим основаниям.
Действительно, в силу п.п.19.2.1, 19.2.5 Правил, введенных в действие с 21.04.2018, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.). Однако учитывая, что данные Правила были введены в действие уже после освобождения административного истца Рочева В.А. из ФКУ ИК-5, ссылка на них является необоснованной.
Кроме того, согласно данным Правилам горячее водоснабжение предусмотрено только при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы. При этом реконструкция, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений ФКУ ИК-5 с целью обеспечения общежитий отрядов жилой зоны, а также камер ПКТ и ШИЗО горячим водоснабжением в ближайшее время не запланированы, в федеральную целевую программу Правительства РФ о реконструкции, ФКУ ИК-5 не включено.
Указание административного истца на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» судом отклоняется, поскольку данные санитарно-эпидемиологические требования установлены к жилым зданиям и помещениям, предназначенным для постоянного проживания, и не распространяются на здания и сооружения уголовно-исполнительной системы РФ.
Доводы Рочева В.А. о том, что он был лишен возможности поддержания личной гигиены, стирке личных вещей и повседневной формы одежды, а также проведения других водных процедур с использованием горячего водоснабжения, судом отклоняются, поскольку горячее водоснабжение в ИК-5 обеспечено в БПК, используемом для помывки осужденных, а также для стирки и сушки белья осужденных.
Таким образом установлено, что административный истец Рочев В.А., отбывая наказание в ИК-5, претензий по ненадлежащим условиям содержания не предъявлял, с жалобами на отсутствие горячего водоснабжения в контролирующие органы не обращался, доказательств ухудшения своего состояния здоровья, а равно наступления каких-либо иных негативных последствий в связи с отсутствием горячего водоснабжения, суду не представил.
Обстоятельств, свидетельствующих об унижении человеческого достоинства истца, нарушении его конституционных прав, судом не установлено, поскольку отсутствие горячего водоснабжения в ИК-5 обусловлено не бездействием сотрудников администрации ИК-5, отвечающих за коммунально-бытовое обеспечение, а отсутствием системы централизованного горячего водоснабжения общежитий жилой зоны, введенных в эксплуатацию до 2003 года.
Таким образом отсутствие в отрядах (общежитиях), карантинном отделении, в камерах и других помещения ИК-5 горячего водоснабжения не может расцениваться как унижающие человеческое достоинство условие, причиняющее истцу моральные, нравственные и физические страдания.
Представленные письменные объяснения осужденного ФИО не могут быть приняты судом в качестве доказательства, подтверждающего нарушение условий содержания истца Рочева В.А. в ФКУ ИК-5, поскольку данный осужденный в качестве свидетеля не допрашивался, об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ не предупреждался.
Учитывая, что административным истцом Рочевым В.А. доказательств отбывания наказания в условиях, не отвечающих требованиям национального и международного права, и влекущих нарушение его прав, не представлено, нарушений прав истца отсутствием горячего водоснабжения в ИК-5 судом не установлено, суд приходит к выводу, что истец не доказал, что при отбывании наказания в ИК-5 в отсутствие горячего водоснабжения общежитий отрядов были нарушены его личные неимущественные права, повлекшие какие-либо физические и (или) нравственные страдания, и, как следствие, причинили ему моральный вред. Наличия причинно-следственной связи между отсутствием горячей воды в ИК-5 и каким-либо вредом, причиненным истцу, в том числе нравственными страданиями Рочева В.А., судом не установлено, а истцом не доказано.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку Рочев В.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 по <дата> и был освобожден по отбытии срока наказания, однако с настоящим административным исковым заявлением обратился в суд лишь 01.12.2023, суд приходит к выводу, что настоящее административное исковое заявление подано Рочевым В.А. с нарушением установленного законодательством срока. Доводы истца о том, что о нарушении своих прав он узнал только в настоящее время, ознакомившись с нормативно-правовыми актами, судом отклоняются, т.к. не являются уважительными причинами для восстановления пропущенного процессуального срока.
При указанных выше обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Рочева В.А. о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░-5 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2024 ░░░░