Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2730/2024 ~ М-1674/2024 от 17.05.2024

Дело № 2а-2730/2024

УИД 44RS0001-01-2024-004745-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2024 года                                  г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Комиссаровой Е.А., при секретаре Приказчиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области к судебному приставу-исполнителю СОСП по Костромской области Удаловой Е.А., ГМУ ФССП России, судебному приставу –исполнителю Шибановой О.В. об уменьшении суммы взыскания исполнительского сбора,

установил:

МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указало, что постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> в отношении МУП «Коммунсервис» Костромского района (Должник), было вынесено Постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 10 000 рублей, которое принято к исполнению в рамках исполнительного производства № 115466/23/44003-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа ВС 106407610 от 05.07.2023, выданного МССУ № 9 Ленинского судебного района г. Костромы, предмет взыскания: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 8 815,09 руб., в пользу взыскателя: З.Т.. Основными видами деятельности МУП «Коммунсервис» Костромского района являются производство, транспортировка, реализация тепловой энергии в сетевой воде. Цены на товары и услуги МУП «Коммунсервис» Костромского района, являются государственно регулируемыми и устанавливаются Департаментом тарифной политики Костромской области. Структура платежа за потребляемые населением коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения состоит непосредственно из тарифа, установленного органами государственной власти Костромской области, а также денежных средств, предусмотренных бюджетами всех уровней для компенсации льгот и субсидий, предоставленных гражданам. Таким образом, получение МУП «Коммунсервис» Костромского района оплаты за предоставленные коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, предоставляемые МУП «Коммунсервис» Костромского района, в полном объеме зависит от органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с реализацией ими своих правомочий по установлению тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг, а также формированию, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления, являясь учредителями различных учреждений (школы, больницы, детские сады и т.д.), должны обеспечивать финансирование указанных юридических лиц в соответствии с требованиями гражданского и бюджетного законодательств Российской Федерации. На сегодняшний день обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления не исполняются надлежащим образом. МУП «Коммунсервис» Костромского района, являясь хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке определенного товара долю более 65%, не вправе ограничить и прекратить поставку товаров и оказание услуг своим потребителям в связи с отсутствием оплаты, либо произведения ее не в полном объеме. Таким образом, значительная часть тепловой энергии МУП «Коммунсервис» Костромского района реализуется потребителям в кредит. По состоянию на 28.02.24 года предприятие имеет дебиторскую задолженность в сумме 177 млн. рублей, в том числе задолженность населения 130 млн. рублей. Просроченная задолженность населения за полученные услуги составляет 99 млн. рублей. Данная задолженность сложилась, в основном, у населения с низким уровнем доходов или ведущих антисоциальный образ жизни. Особенность проживания на территории Костромского района является его удаленность от г. Костромы и наличием небольшого количества рабочих мест на территории проживания, более того, уровень оплаты труда, как правило, ниже, чем на территории г. Костромы, поэтому жителям Костромского района сложнее оплачивать в полном объеме коммунальные услуги. Предприятие ведет постоянную претензионную и исковую работу с должниками. Большая часть судебных решений не может быть исполнена в том числе и подразделением ФССП в связи с несостоятельностью должников. Кроме того, ССП ещё в августе 2017 был наложен арест на счета и кассу Предприятия, а также на имущественное право Должника (на счета по ЕИРКЦ) в размере 85%, то есть денежные средства распределяются СПИ на счета кредиторов, работникам предприятия, получающих зарплату по решению КТС Предприятия, что фактически не позволяет исполнять в кратчайшие сроки (от 3 до 5 дней) постановления приставов о перечислении присужденных сумм взыскателям. Об этом факте известно, поэтому считаем, что Должником подтверждено документально, что неисполнение решения суда вызвано объективными обстоятельствами, не зависящими от воли должника, не исполнившего в установленные сроки обязанность оплатить задолженность. При таких обстоятельствах исполнительский сбор может быть уменьшен на 25%, а именно — на 2 500 руб. Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом уменьшить размер исполнительского сбора, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ), отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора.

Административный истец просит уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по Постановлению о взыскании исполнительского сбора от <дата>, вынесенному судебным приставом-исполнителем ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы Шибановой О.В. до 7 500 рублей.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы Шибанова О.В., ГМУ ФССП.

Судебное заседание по рассмотрению заявления провести в отсутствие представителя МУП «Коммунсервис» Костромского района.

В судебном заседании представитель административного истца МУП «Коммунсервис» Костромского района не присутствовал, извещались надлежащим образом.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо З.Т. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, конверт возвращен в адрес суда.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы УФССП по Костромской области 29.08.2023 года на основании исполнительного документа, выданного мировым судьей судебного участка № 9 Ленинского судебного района г. Костромы, возбудил исполнительное производство №, в отношении МУП «Коммунсервис» Костромского района, предмет исполнения в пользу З.Т. 8815,09 руб., установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Однако исполнительный документ должником МУП «Коммунсервис» Костромского района в установленный срок не исполнен.

20 сентября 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы УФССП России по Костромской области Шибановой О.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 руб., в связи с неисполнением должником исполнительного документа по вышеуказанному исполнительному производству в срок, установленный для добровольного исполнения.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 указанного Закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с частью 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не сумма прописью с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и сумма прописью с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере сумма прописью, с должника - организации - сумма прописью.

В силу части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В данной ситуации суд исходит из наличия обстоятельств, объективно препятствующих, соблюдению срока добровольного исполнения исполнительного документа.

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики деятельности должника, сложившейся финансовой ситуации могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Кроме того, судом учитывается правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенная в Постановлении от 30 июля 2001 N 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Истец не оспаривает постановление СПИ, а основывает свои требования на обстоятельствах, свидетельствующих о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, административный истец ссылается на тяжелое материальное положение, связанное с тем, что получение МУП «Коммунсервис» Костромского района оплаты за предоставленные коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, предоставляемые МУП «Коммунсервис» Костромского района, в полном объеме зависит от органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с реализацией ими своих правомочий по установлению тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг, а также формированию, утверждению и исполнению бюджетов. На сегодняшний день органами государственной власти и органами местного самоуправления, не исполняются надлежащим образом принятые на себя обязательства. По состоянию на 28.02.2024 года предприятие имеет дебиторскую задолженность в сумме 177 млн. рублей, в том числе задолженность населения 130 млн. рублей. Просроченная задолженность населения за полученные услуги составляет 99 млн. рублей. Данная задолженность сложилась, в основном, у населения с низким уровнем доходов или ведущих антисоциальный образ жизни. Особенность проживания на территории Костромского района является его удаленность от г. Костромы и наличием небольшого количества рабочих мест на территории проживания, более того, уровень оплаты труда, как правило, ниже, чем на территории г. Костромы.

Системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего дела позволяют суду сделать вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований, поскольку это согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 30 августа 2001 года N 13-П, согласно которой установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации, включая нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

Так, при определении степени вины административного истца в неисполнении решения суда, суд оценивает представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие тяжелое материальное положение должника.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание материальное положение должника, суд находит возможным уменьшить МУП «Коммунсервис» Костромского района размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы от <дата>, на 1/4 часть до 7500 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░░> ░░ 7500 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2730/2024 ~ М-1674/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МУП Коммунсервис
Ответчики
судебный пристав-исполнитель ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы Шибанова О.В.
ведущий судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области Удалова Е.А.
ГМУ ФССП России
Другие
Золотова Т.А.
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Комиссарова Елена Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
17.05.2024Регистрация административного искового заявления
20.05.2024Передача материалов судье
20.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее