УИД 34RS0005-01-2021-006671-03
Дело № 2а-480/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2022 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Костюк И.И.,
при секретаре судебного заседания Беркетовой Е.О.,
представителя заинтересованного лица призывной комиссии Краснооктябрьского района города Волгограда Рыбина И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Назаренко Данила Анатольевича к Призывной комиссии Краснооктябрьского района г. Волгограда, Военному комиссариату Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда о признании незаконным решение призывной комиссии Краснооктябрьского района г. Волгограда о призыве на военную службу, признании незаконным бездействие призывной комиссии Краснооктябрьского района г. Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Назаренко Д.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Краснооктябрьского района г. Волгограда, Военному комиссариату Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда о признании незаконным решение призывной комиссии Краснооктябрьского района г. Волгограда о призыве на военную службу, признании незаконным бездействие призывной комиссии Краснооктябрьского района г. Волгограда.
В обоснование заявленных требований указывает, что Назаренко Д.А., состоит на воинском учете в военном комиссариате Тракторозаводского и Краснооктябрьского районов г. Волгограда. Решением призывной комиссии Краснооктябрьского района г. Волгограда, принятого в рамках осеннего призыва 2021 года, Назаренко Д.А. был признан годным к прохождению военной службы, и в отношении него 30 ноября 2021 года принято решение о призыве на военную службу, была присвоена категория «Б» - ограниченно годен к военной службе, показатель предназначения 4. Назаренко Д.А. была выдана повестка для отправки к месту прохождения службы на 06 декабря 2021 года. Так оспариваемое решение от 30 ноября 2021 года нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения. Во время медицинского освидетельствования Назаренко Д.А. предъявлял жалобы на состояние здоровья, а именно: на кожные высыпания, характеризующиеся сезонностью (холодное время года), зудом, локализующиеся на руках, лице; травматизацию невусов при ношении форменной одежды. Предоставлял следующие медицинские документ: заключение аллерголога от 20 апреля 2021 года – атопический дерматит, обострение; кожные скарификационные пробы от 14 апреля 2021 года указывают на атопию (т.е. аллергический компонент); заключение дерматолога от 02 ноября 2021 года - атопический дерматит по анамнезу, заключение онколога от 13 ноября 2021 года – множественные меланоцитарные невусы, травматизации. Считает нарушенным его право на объективную оценку состояния здоровья, а также на освобождение от призыва на военную службу. Считает, что врачами-специалистами не были учтены жалобы на состояние здоровья, также не были учтены медицинские документы, предъявленные Назаренко Д.А., вследствие чего произошло неверное право применение при определении в отношении Назаренко Д.А. категории годности к военной службе, выразившееся в не применении в отношение него статьи 10 «б», 62 «б» Расписания болезней, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Краснооктябрьского района города Волгограда от 30 ноября 2021 года о призыве Назаренко Д.А. на военную службу. Признать незаконным бездействие призывной комиссии Краснооктябрьского района города Волгограда выразившееся в ненадлежащем осуществлении призыва на военную службу в отношении Назаренко Д.А..
Административный истец Назаренко Д.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает, просит удовлетворить. При этом на поставленные вопросы пояснил, что на медицинской комиссии всеми врачами-специалистами он был осмотрен. Все представленные им медицинские документы были приняты, медицинские карточки в отношении него были запрошены и изучены. Однако считает, что не верна дана всему оценка.
Административные ответчики: представитель призывной комиссии Краснооктябрьского района города Волгограда, представитель Военного комиссариата Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов города Волгограда в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, заявлений не представили.
Заинтересованные лица: представитель призывной комиссии Волгоградской области, представитель Военного комиссариата Волгоградской области, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, заявлений не представили.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Согласно постановления правительства РФ от 11.11.2006г. № 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Также в силу ст.26 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» военные комиссариаты только организуют призыв через свои структурные подразделения, а осуществляют его призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемого решения незаконным, если установит, что оспариваемое решение нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Мероприятия по призыву граждан на военную службу осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1993 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, а также Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663".
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального закона Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно ст. 22 названного Закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу ст. 25 того же Закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
На основании ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу. Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Судом установлено, что Назаренко Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на военном учете в отделе военного комиссариата Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов города Волгограда с 02 февраля 2017 года в качестве лица, подлежащего призыву на военную службу.
Решением призывной комиссии Краснооктябрьского района г. Волгограда от 30 ноября 2021 года, принято решение о призыве на военную службу Назаренко Д.А. по категории годности - Б показатель предназначения для прохождения военной службы 4 – ст. 24г, 59в, 13д, 56в, 10в.
Правовых оснований для признания указанного решения призывной комиссии Краснооктябрьского района города Волгограда от 30 ноября 2021 года незаконным и его отмене суд не усматривает.
Из приведенных выше положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ, ст. 227 КАС РФ следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решения органа, наделенного отдельными публичными полномочиями должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконного решения может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение призывной комиссии Краснооктябрьского района город Волгограда от 30 ноября 2021 года принято по результатам медицинского освидетельствования Назаренко Д.А.
Так, при прохождении медицинского освидетельствования Назаренко Д.А. предъявил жалобы на состояние здоровья, а именно: на кожные высыпания, характеризующиеся сезонностью (холодное время года), зудом, локализующиеся на руках, лице; травматизацию невусов при ношении форменной одежды.
Предоставил медицинские документы: заключение аллерголога от 20 апреля 2021 года – атопический дерматит, обострение; кожные скарификационные пробы от 14 апреля 2021 года указывают на атопию (т.е. аллергический компонент); заключение дерматолога от 02 ноября 2021 года - атопический дерматит по анемнезу, заключение онколога от 13 ноября 2021 года – множественные меланоцитарные невусы, травматизации.
Наличие у административного истца заболеваний: СВД, дрожь рук (на момент осмотра нет), хронический гастродуоденит; пониженное питание; аномалия прикуса 2 степени; атопический дерматит по анамнезу; себорейный дерматит; множественные меланоцитарные невусы, без признаков психичесмких растройст; искривление носовой перегородки, учтены призывной комиссией Краснооктябрьского района города Волгограда при принятии решения от 30 ноября 2021года.
Согласно справке онколога от 13 ноября 2020 года, выставлен диагноз множественный невус, на момент осмотра данных за онкологический процесс нет.
На ноябрь 2021 года, согласно выписки из медицинской карты амбулаторного больного № 00-456830 от 02 ноября 2021 года ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» (направлен от РВК), у Назаренко Д.А. выставлен диагноз: атопический дерматит по анамнезу, себорейный дерматит, множественные меланоцитарные невусы.
Наличие атопического дерматита в анамнезе при отсутствии рецидива не является основанием для применения статьи 62 Расписания болезней.
Доброкачественные новообразования, не сопровождающиеся нарушением функций органов и систем, относятся к пункту «в» статьи 10 Расписания болезней.
В пункте 4 Постановления Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565 указано, что освидетельствование проводится при определившемся врачебно-экспертном исходе, под которым понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основания военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе.
В данной ситуации врачебно-экспертный исход наступил, и следовательно врач, являющийся членом призывной комиссии Краснооктябрьского район города Волгограда, обоснованно определил категорию годности к военной службе Назаренко Д.А. «Б».
Так же в соответствии со статьей 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565 в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования граждан на основании решения призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной и муниципальной системы здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза.
В данном случае Назаренко Д.А. был направлен в ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» для уточнения диагноза и решение призывной комиссии принято с учетом данного обследования.
При таких данных оснований к применении в отношение него статьи 10 «б», 62 «б» Расписания болезней, на момент освидетельствования не имелось.
Доводы административного истца о том, что при принятии решения призывной комиссии Волгоградской области об определении категории годности к военной службе был нарушен порядок принятия решения, установленный нормативными правовыми актами, судом отклоняются.
Назаренко Д.А. был осмотрен врачами-специалистами, которые учли данные по имеющемуся у него заболеванию и его жалобам. Вопреки утверждениям административного истца, решения врачами-специалистами были приняты на основании медицинских обследований, медицинских документов и медицинских анализов, которые имеются в материалах личного дела призывника.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Указанные обязанности призывной комиссией Краснооктябрьского района города Волгограда выполнены в отношении административного истца в полном объеме.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что оспариваемое решение призывной комиссии принято с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика и регламентирующих порядок и основания его принятия, по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в полной мере учитывает имеющуюся информацию о состоянии здоровья Назаренко Д.А., анализ которой по результатам его медицинского освидетельствования, не выявил заболеваний, препятствующих прохождению военной службы.
Поскольку объективными данными о наличии заболеваний, которые могли бы являться основанием для освобождения административного истца от призыва на военную службу и зачисления в запас призывная комиссия субъекта не располагала, то установленная истцу призывной комиссией категория «Б» годен к военной службе соответствовала выявленным данным о состоянии его здоровья на момент принятия оспариваемого решения и не позволяла освободить его от призыва на военную службу.
При установленных обстоятельствах суд не усматривает бездействия со стороны призывной комиссии Краснооктябрьского района города Волгограда, как не усматривает оснований к признанию незаконным решения призывной комиссии Краснооктябрьского района города Волгограда.
Суд учитывает, что на момент рассмотрения дела призыв, в рамках мероприятий которого вынесено оспариваемые решение призывной комиссии субъекта, закончен. При таком положении оспариваемое истцом решение призывной комиссии субъекта утратило свое значение, для истца правовых последствий не повлекло, не нарушило его прав и свобод, и не препятствует их осуществлению.
При проведении в отношении административного истца мероприятий по новому призыву Назаренко Д.А. вновь подлежит медицинскому освидетельствованию для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент освидетельствования, по результатам которого призывной комиссией должно быть принято предусмотренное ст. 28 Закона о воинской обязанности решение, и, в случае несогласия с ним, он не лишен права оспорить его.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 177, 218-219 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2022 ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░