Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-162/2023 ~ М-125/2023 от 27.04.2023

Дело № 2а-162/2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Октябрьский районный суд Волгоградской области

В составе председательствующего Ветохиной Т.В.,

с участием прокурора Кучерова Д.П.,

при секретаре Коноваловой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании р.п. Октябрьский 26 мая 2023 года дело по административному иску прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения на территории Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области действующего законодательства о погребении и похоронном деле, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании кладбища и законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой установлено, что на территории Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области, в собственности администрации поселения имеется действующее кладбище, которое не отвечает требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

Полагает, что невыполнение требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, содержания мест захоронения, природоохранного законодательства создает угрозу здоровью людей, способствует несанкционированному размещению отходов на территории населенного пункта, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также может привести к загрязнению почвы.

Просит суд обязать администрацию Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить оборудование территории кладбища расположенного на территории Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области площадкой для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.

В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образов, в суд не явился.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Частью 3 вышеуказанной статьи Федерального закона №131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Статьей 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 №156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» региональный законодатель закрепил за сельскими поселениями в Волгоградской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 24, 26, 31, 33.1, 33.2 и 38 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ.

Из вышеизложенного следует, что организациями ритуальных услуг и содержание мест захоронения напрямую не относится к вопросам местного значения сельских поселений. Следовательно, данный вопрос, предусмотренный ст. 22 Федерального закона №131-ФЗ является вопросом местного значения муниципального района.

Однако, ч.4 ст. 15 вышеуказанного закона установлено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения, закрепленного в ч.4 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ, между администрацией Октябрьского муниципального района и администрацией Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области 07.12.2022 года заключено соглашение о передаче полномочий, предусмотренных п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ (организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения).

Следовательно, полномочия по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Антоновского сельского поселения в настоящее время закреплены за администрацией поселения.

В силу ч. 1 ст. 17, ч.1 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о погребении) деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии ч. 1 ст. 2, ст.3 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее – Правила), которыми, в числе прочего, утверждены санитарно-эпидемиологические требования к кладбищам.

Пунктом 53 Правил установлено, что при устройстве кладбища должны предусматриваться, в числе прочего, обваловка и благоустройство территории кладбища.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой Октябрьского района проведена проверка соблюдения на территории Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области требований действующего законодательства о погребении и похоронном деле, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании кладбища и законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что на территории Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области, в собственности администрации поселения имеется действующее кладбище, которое не отвечает требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

Также проверкой установлено, что в настоящее время администрацией не обеспечено исполнение законодательства при оказании ритуальных услуг и услуг по содержанию мест захоронения, а именно не проведены работы по благоустройству территории кладбища, обязанность по осуществлению которых предусмотрена п. 53 СанПиН 2.1.3684-21, ранее СанПиН 2.1.2882-11 от 28.06.2011 года и СанПиН 2.1.1279-03 от 08.04.2003.

Согласно п.65 Правил на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.

В силу п.3 Правил на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В нарушение вышеназванной нормы действующего законодательства на территории кладбища отсутствуют обустроенные контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, закрепленные территориальной схемой обращения с отходами. Подъездные пути, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра не оборудованы, что является причиной несанкционированных свалок ТКО.

В этой связи прокуратурой района 27.01.2023 года в адрес главы администрации Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании кладбища и законодательства об охране окружающей среды.

До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, кладбище не оборудовано контейнерными площадками для накопления ТКО, что подтверждается ответом администрации Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 03 апреля 2023 года №255.

Таким образом, вышеуказанный ответ главы администрации Антоновского сельского поселение Октябрьского муниципального района Волгоградской области свидетельствует о том, что нарушение, выявленное прокуратурой Октябрьского района, до настоящего времени не устранено.

Вместе с тем, невыполнение требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, содержания мест захоронения, природоохранного законодательства создает угрозу здоровью людей, способствует несанкционированному размещению отходов на территории населенного пункта, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также может привести к загрязнению почвы.

Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по оборудованию территории кладбища расположенного на территории Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района площадкой для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21 "░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2021 N 3.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 31 ░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-162/2023 ~ М-125/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Октябрьского района
Ответчики
Администрация Антоновского сельского поселения
Другие
Администрация Октябрьского муниципального района
Суд
Октябрьский районный суд Волгоградской области
Судья
Ветохина Татьяна Васильевна
Дело на сайте суда
oktab--vol.sudrf.ru
27.04.2023Регистрация административного искового заявления
27.04.2023Передача материалов судье
03.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2023Дело оформлено
14.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее