Дело № 2а-4257/2023 55RS0003-01-2023-004450-71 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Ленинского районного суда города Омска Холявкина Я.А. (644121 г. Омск, ул. Труда, д. 29А, кабинет 301, телефон: 41-15-90, факс: 41-22-30, сайт: lenincourt.oms.sudrf.ru, email: lenincourt.oms@sudrf.ru), рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 07 ноября 2023 года по адресу: г. Омск, ул. Труда, 29А административное дело № 2а-4257/2023 по административному исковому заявлению М.Е.В. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р., ГУФССП России по Омской области о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
М.Е.В. обратилась в суд к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р., ГУФССП России по Омской области о признании незаконными постановлений.
В обоснование требований указывает, что на основании договора дарения квартиры от 15.07.2013, заключенного между административным истцом и ее отцом К.В.Н., является собственником недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу <адрес>, площадью 68,8 кв.м, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты>. Далее между административным истцом и М.А.Н. был заключен договор займа, обеспеченного залогом недвижимого имущества от 11.08.2020, по условиям которого ею получен займ в сумме 300 000 руб. сроком на 36 месяцев, процентная ставка 4 % в месяц; также между административным истцом и М.А.Н. заключен договор залога (ипотеки) недвижимого имущества, принадлежащего заемщику, для обеспечения возврата суммы займа по договору займа с залоговым обеспечением от 11.08.2020, в соответствии с которым в залог было передано недвижимое имущество - квартира, расположенная по адресу <адрес>, площадью 68,8 кв.м, кадастровый №. Заочным решением Советского районного суда г. Омска от 29.09.2021 исковые требования М.А.Н. были удовлетворены, с административного истца взыскана сумма долга, обращено взыскание на заложенное имущество. В дальнейшем заочное решение было отменено, в рамках гражданского дела № 2-389/2022 между административным истцом и М.А.Н. было заключено мировое соглашение от 10.02.2022, утвержденное судом. По условиям мирового соглашения административным истцом признаны обязательства по договору займа с учетом дополнительных соглашений к нему в размере 1 124 765, 60 руб., включая просроченный основной долг в сумме 739 006 руб., просроченные проценты за пользование займом за период с 01.12.2020 по 10.02.2022 в сумме 255 759, 60 руб., неустойку за период с 23.11.2020 по 10.02.2022 в сумме 130 000 руб. Рыночная стоимость квартиры определена в сумме 3 700 000 руб. На сумму задолженности продолжаются начисляться проценты 3,5 % в месяц, погашение задолженности осуществляется по графику, приложенному к мировому соглашению.
Указывает, что мировое соглашение исполнять не смогла ввиду возбуждения в ее отношении иных исполнительных производств по другим кредитам, после удержаний по которым размер оставшейся заработной платы составил около 15 000 руб. в месяц. Отмечает, что является матерью 2 несовершеннолетних детей, их отец уклоняется от уплаты алиментов, также совместно с ней проживает ее нетрудоспособный отец, являющийся инвалидом.
Взыскатель М.А.Н. обратился в ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области с исполнительным листом и заявлением о возбуждении и/п. Судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р. было возбуждено и/п №-ИП от 21.04.2023, о чем административному истцу стало известно из сервиса Госуслуги. 21.04.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о передаче имущества на реализацию на торгах. 22.05.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об оценке имущества, согласно которому оценка квартиры не производилась, квартира оценена в сумме, указанной в мировом соглашении. С указанными постановлениями не согласна, поскольку в настоящее время цены на недвижимость значительно повысились, необходимо привлечь оценщика для определения рыночной стоимости квартиры.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просит признать незаконным постановление от 21.04.2023 (дата указана ошибочно, действительная дата постановления 08.08.2023) по и/п №-ИП о передаче квартиры по адресу <адрес>, площадью 68,8 кв.м, кадастровый №, на реализацию на торгах, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р.; признать незаконным постановление об оценке квартиры от 22.05.2023 по адресу <адрес>, площадью 68,8 кв.м, кадастровый №, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р.
Определением Ленинского районного суда г. Омска от 16.10.2023 постановлено принять отказ представителя административного истца М.Е.В. – Р.И.Р. от административных исковых требований к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р., ГУФССП России по Омской области о признании незаконными постановлений в части требований об оспаривании постановления об оценке имущества должника от 22.05.2023; производство по делу в указанной части прекращено.
Согласно ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела, указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Определением Ленинского районного суда г. Омска от 27.10.2023 суд перешел к рассмотрению административного дела № 2а-4257/2023 в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, отзыв судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р. по доводам административного иска, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
По правилам ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
При этом, по смыслу положений ст. 4 КАС РФ целью обращения в суд в порядке, установленном КАС РФ, является не констатация факта допущенного нарушения, а защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, определением Советского районного суда г. Омска от 10.02.2022, с учетом определения от 10.02.2022 об исправлении описки, постановлено утвердить мировое соглашение, заключенное между представителем М.А.Н. – М.И.В., действующим на основании доверенности, и М.Е.В., согласно которого: М.Е.В. выплачивает М.А.Н. задолженность по договору процентного займа, обеспеченного залогом недвижимого имущества от 11.08.2020 (с учетом Дополнительного соглашения № 1 от 19.08.2020, Дополнительного соглашения № 2 от 19.08.2020, Дополнительного соглашения № 3 от 23.10.2020) по состоянию на 10.02.2022 в общем размере 1 124 765, 60 руб. (из которых просроченный основной долг в сумме 739 006 руб., просроченные проценты за пользование займом за период с 01.12.2020 по 10.02.2022 в сумме 255 759, 60 руб., неустойки за период с 23.11.2020 по 10.02.2022 в сумме 130 000 руб.) Указанный размер задолженности выплачивается в соответствии с графиком платежей в период с 11.03.2022 по 11.02.2027 равными платежами в размере 36 055, 05 руб., за исключением последнего платежа, размер которого составляет 36 055, 45 руб. ежемесячно, 11 числа каждого месяца. Проценты по ставке 3,5 % процентов в месяц начисляются на сумму задолженности по основному долгу, начиная с 11.02.2022 по дату полного погашения задолженности по основному долгу (включительно). Обеспечением по договору займа от 11.08.2020 (с учетом Дополнительного соглашения № 1 от 19.08.2020, Дополнительного соглашения № 2 от 19.08.2020, Дополнительного соглашения № 3 от 23.10.2020) является следующее имущество: квартира, расположенная на 3 этаже по адресу <адрес>, площадью 68,8 кв.м, кадастровый №, рыночная стоимость указанного имущества составляет 3 700 000 руб. М.Е.В. компенсирует М.А.Н. расходы по оплате 30 % уплаченной государственной пошлины в размере 4 227, 90 руб., 50 % расходов по проведению оценочной экспертизы в размере 2 500 руб., 50 % расходов по оплате услуг представителя в размере 3 000 руб. в течение 10 рабочих дней с даты утверждения судом мирового соглашения. Оставшиеся 50 % расходов по проведению оценочной экспертизы и оплате услуг представителя отнесены на М.А.Н. В связи с утверждением мирового соглашения возвратить М.А.Н. из бюджета г. Омска уплаченную безналичным путем по чеку от 29.07.2021 в ПАО «Сбербанк России» государственную пошлину в размере 9 865, 10 руб. В случае полного или частичного неисполнения и/или нарушения М.Е.В. обязательств по мировому соглашению подлежит выдаче исполнительный лист на принудительное единовременное взыскание всей задолженности в полном объеме без учета предоставленной рассрочки, обращении взыскания на заложенное имущество путем реализации заложенного имущества с публичных торгов, с установлением начальной продажной цены в размере 80 % от рыночной стоимости, что составляет 2 960 000 руб. В случае полного или частичного неисполнения М.Е.В. обязательств, предусмотренных мировым соглашением, М.Е.В. уплачивает М.А.Н. неустойку в размере 1 % от невозвращенной суммы просроченного основного долга согласно графику платежей за каждый день просрочки. Принять от представителя М.А.Н.Ню. – М.И.В., действующего на основании доверенности, отказ от исковых требований о взыскании с М.Е.В. неустойки за период с 23.11.2020 по 10.02.2022 в размере 518 463, 46 руб., штрафа в размере 22 283, 58 руб. Производство по гражданскому делу по иску М.А.Н. к ИП М.Е.В. о взыскании задолженности по договору займа, судебных расходов, обращении взыскания на заложенное имущество постановлено прекратить.
Определение вступило в законную силу, 28.12.2022 выдан исполнительный лист серии ФС №.
21.04.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р. было возбуждено и/п №-ИП, направлено должнику посредством ЕПГУ, прочтено 24.04.2023 (скриншот с сервиса Госуслуги).
22.05.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р. было вынесено постановление об аресте имущества должника.
22.05.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р. был составлен акт о наложении ареста (описи имущества), согласно которому была арестована квартира должника по адресу <адрес>, площадью 68,8 кв.м, кадастровый №, предварительная оценка имущества – 2 960 000 руб.
22.05.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р. вынесено постановление об оценке имущества должника в размере 2 960 000 руб. (отменено начальником отдела 28.08.2023).
05.07.2023 и/п №-ИП было присоединено к сводному и/п №-СД.
08.08.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области А.А.Р. было вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги; вынесена заявка на торги. Постановление направлено должнику посредством ЕПГУ 08.08.2023, прочтено должником 09.08.2023.
Из положений ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что принудительное исполнение судебных актов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, а непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, - на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. При этом полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иными федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Статья 14 данного закона устанавливает, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов, требования к содержанию которых определены в данной статье, и которые подлежат исполнению в срок, указанный в постановлении, и могут быть обжалованы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
Из приведенных правовых норм следует, что принудительное исполнение вступивших в законную силу судебных актов осуществляется судебным приставом-исполнителем по возбужденному исполнительному производству, полномочия судебного пристава-исполнителя определены законом, а его требования и постановления являются обязательными для исполнения.
Положениями ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве» определены особенности реализации имущества должника, согласно которой принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1).
Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию (ч. 6).
Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (ч.7).
В соответствии с п. 15 ст. 87 указанного Закона копии постановлений, указанных в настоящей статье (в том числе постановление о передаче имущества должника на реализацию и прочие) не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, оценке представленных доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для выводов о незаконности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления от 08.08.2023 о передаче арестованного имущества на торги не имеется, поскольку оспариваемое постановление вынесено судебным приставом в рамках полномочий, предоставленных ему законом; не противоречит положениям законодательства об исполнительном производстве и направлено на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительного документа.
Нарушение прав и законных интересов административного истца, как и несоответствие оспариваемого постановления закону или иному нормативно-правовому акту, судом не установлено, стороной административного истца не приведено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 мая 2017 года № 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства КАС РФ устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2 ст. 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Как следует из положений ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Указанной совокупности в рамках настоящего спора не установлено.
Оценив установленные по делу обстоятельства, с учетом представленных доказательств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
В указанной связи требования М.Е.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-294.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 294.1 ░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░. 1 ░░. 310 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░ 2023 ░░░░.