2а-1750/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ <...>
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Ступниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Вознесенскому В.Ю. о взыскании задолженности по уплате налога и пени,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее- ИФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным иском к Вознесенскому В.Ю. о взыскании задолженности по уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц, а также пени, начисленные за несвоевременную оплату налога, в обоснование которого указала, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц поскольку в его собственности имеются объекты налогообложения: иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <...>, кадастровый №***, дата регистрации ДД.ММ.ГГ, иные строения, помещения, сооружения, расположенные по адресу: <...>, кадастровый №***, дата регистрации ДД.ММ.ГГ
Налоговый орган, на основании статей 399- 406 Налогового кодекса РФ (далее- НК РФ) исчислил в отношении объектов недвижимости налог на имущество физических лиц за 2017- 2018 годы, в связи с чем Вознесенскому В.Ю. направлено налоговое уведомление №*** от ДД.ММ.ГГ об уплате налога на имущество за 2018 г. в размере 26102 рублей по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГ; налоговое уведомление №*** от ДД.ММ.ГГ об уплате налога на имущество за 2017 г, 2018 г., в размере 2099 рублей по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГ, которые в установленные сроки исполнены не были.
В соответствии со статьями 69-70 НК РФ административному ответчику Вознесенскому В.Ю. налоговым органом направлены требования об уплате налога №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 1345 рублей, по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГ; №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате недоимки по налогу на имущество за 2017- 2018 г. в размере 2099 рублей, а также пени в размере 6.71 рублей, по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГ
До указанного времени административным ответчиком задолженность по налогам и пени не уплачена.
Ранее административным истцом подавалось заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по уплате недоимки. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГ судебный приказ №*** от ДД.ММ.ГГ отменен, в связи с чем административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
На основании изложенного ИФНС России по г. Орлу просит суд взыскать с административного ответчика Вознесенского В.Ю. задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в общей сумме 3450.71 рублей, из которых недоимка по налогу за 2017-2018 г. в размере 3444 рублей, пени, начисленные за несвоевременную уплату взыскиваемого налога в сумме 6.71 рублей за период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
В судебном заседании представитель административного истца Протасова Е.В. уточнила административные исковые требования, в связи с частичной оплатой взыскиваемой задолженности просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 1345 рублей.
Административный ответчик Вознесенской В.Ю. в судебном заседании не признал уточненные административные исковые требования, суду пояснил, что налог на имущество физического лица начислен налоговым органом на объект, которого в действительности не существует, собственником которого он не является, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении требований ИФНС России по г. Орлу.
Суд, исследовав материалы административного дела, считает уточненные административные исковые требования ИФНС России по г. Орлу не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 401 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 2 статьи 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статьи 409 НК РФ).
Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В силу положений статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Частью 2 статьи 48 НК РФ закреплено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов административного дела следует, что Вознесенский В.Ю. состоит на учете в ИФНС России по г. Орлу как плательщик налога на имущество физических лиц.
На основании представленных административному истцу органом, осуществляющим ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений, Вознесенский В.Ю. с ДД.ММ.ГГ является собственником объекта недвижимости (мини- магазин), расположенного по адресу: <...>, кадастровый №***.
В связи с чем, административный истец исчислил за 2018 г. Вознесенскому В.Ю. налог на имущество физического лица в отношении указанного объекта в сумме 1345 рублей и ДД.ММ.ГГ направил ему налоговое уведомление №*** об уплате в том числе налога на имущество со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГ
Поскольку налоговое уведомление не было исполнено Вознесенским В.Ю., ИФНС России по г. Орлу выставила требование №*** об уплате налога, сбора, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1345 рублей, направив его почтовой корреспонденцией по адресу регистрации административного ответчика.
Требование об уплате налога Вознесенским В.Ю. также не было исполнено в указанный в нем срок.
Установив, что административный ответчик не исполнил в добровольном порядке обязанность по уплате налога, ИФНС России по г. Орлу на основании положений статьи 48 НК РФ обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Вознесенского В.Ю. спорной задолженности по налогу на имущество физических лиц.
ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка №1 Советского района г. Орла вынесен судебный приказ №***, которым требования налогового органа удовлетворены.
На основании поступивших от Вознесенского В.Ю. возражений, определением мирового судьи судебного участка №1 Советского района г. Орла от ДД.ММ.ГГ судебный приказ №*** отменен.
После чего налоговый орган обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
Также по делу установлено, что согласно представленной копии регистрационного дела на объект недвижимости, здание, с кадастровым номером57:25:0020313:296, расположенное по адресу: <...>, основанием возникновения права собственности Вознесенского В.Ю. на данный объект недвижимости, явилось решение Заводского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ по заявлению Вознесенского В.Ю. об установлении факта владения строением (торговым павильоном) на праве собственности, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГ
В соответствии с техническим описанием здания, строения по состоянию на ДД.ММ.ГГ объект недвижимости представляет собой одноэтажное кирпичное строение площадью 52.6 кв.м., кадастровый №***. Согласно справке ГУП Орловский областной центр «Недвижимость» от ДД.ММ.ГГ №***, выданной ООО «Роса», нежилое строение по адресу: <...> подходило под снос на основании письма ОАО ООБУ РО «Развитие».
При этом из материалов дела также следует, что постановлением Президиума Орловского областного суда от ДД.ММ.ГГ решение Заводского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ по заявлению Вознесенского В.Ю. об установлении факта владения строением отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Заводской районный суд <...>.
При новом рассмотрении дела Вознесенский В.Ю. представил заявление об отказе от исковых требований, в связи с чем определением суда от ДД.ММ.ГГ принят отказа от иска Вознесенского В.Ю. о признании права собственности на торговый павильон, производство по делу прекращено. Определение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГ
Следовательно, право собственности Вознесенского В.Ю. на данное строение не возникло.
Также из материалов дела следует, что в соответствии со сведениями из адресного плана муниципального образования «Город Орел», представленными Управлением градостроительства администрации г. Орла, объекта недвижимости, по адресу: <...> не имеется.
Согласно ответа от ДД.ММ.ГГ информацией о строительстве и сносе объекта недвижимости (мини- магазин) с кадастровым номером 57:25:0020313:296, по адресу: <...> Управление градостроительства администрации г. Орла не располагает. В границах земельных участков (кадастровый квартал 57:25:020313), предоставленных ОАО «ООЦРО «Развитие», построены многоэтажный жилой <...>, торговый центр №*** по <...> и торговый павильон с остановкой по <...>.
Из ответа БУ Орловской области «МР БТИ» от ДД.ММ.ГГ также следует, что техническая документация на объект недвижимости, расположенный по адресу: <...> архиве учреждения отсутствует.
Кроме того, в соответствии и с ответом Управления Россреестра по Орловской области от ДД.ММ.ГГ в рассматриваемый период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в собственности ФИО1 имелись объекты недвижимости (помещения), в числе которых спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, не значится.
Следовательно, из имеющихся сведений также следует, что зарегистрированного на имя административного ответчика объекта недвижимости в действительности не существует. Достоверных доказательств обратного суду не представлено.
Принимая во внимание, что одним из основных начал законодательства о налогах является принцип их экономической обоснованности, и в силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, на основании статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Вознесенского В.Ю. обязанности по уплате налога на имущество физического лица, поскольку административный ответчик вне зависимости от регистрации за ним в Едином государственном реестре прав на спорный объект недвижимости не может являться лицом, обладавшим указанным объектом на праве собственности, и соответственно, плательщиком налога на имущество физических лиц.
При противоположном подходе, занятом налоговым органом, о возложении обязанности по уплате налога на имущество физических лиц на административного ответчика, не обладавшего объектом недвижимости в спорный период и не имевшего юридической возможности извлекать доход от их использования, нарушается принцип экономической обоснованности взимания имущественного налога.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по <...>.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, статьей 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ <...> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░