Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-250/2022 ~ М-265/2022 от 05.08.2022

Дело №2а-250/2022

24RS0052-01-2022-000358-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2022 года                                  с. Туруханск, Красноярский край

Туруханский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Житниковой Л.В.,

при секретаре Ивановой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению администрации Туруханского района Красноярского края к ОСП по Туруханскому району ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

администрация Туруханского района Красноярского края в лице представителя Кадач В.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Туруханскому району ГУФССП России по Красноярскому краю, об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что в ОСП по Туруханскому району на исполнении находится исполнительное производство № 2299/11/72/24 от 09.09.2011 года, возбужденное на основании исполнительного листа № 030347323 от 24.08.2011года, выданного Туруханским районным судом по гражданскому делу № 2-234/2011 о возложении обязанности на администрацию Туруханского района до 01.10.2011 организовать утилизации переработку бытовых отходов, вывозимых с территории с. Верхнеимбатск в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10.10.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». До истечения срока исполнения решения суда административным ответчиком на основании исполнительного листа №030347323 от 24.08.2011 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 09.09.2011 № 2299/11/72/24. В дальнейшем исполнительное производство перерегистрировано на №1143/14/240972-ИП. Определением Туруханского районного суда от 29.09.2011 г. администрации Туруханского района предоставлена отсрочка исполнения судебного решения от 06.07.2011 г. до 01.01.2012 г. В рамках возбужденного исполнительного производства 1143/14/240972-ИП судебным приставом выносилось постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам неимущетсвенного характера и установлении нового срока исполнения с администрации Туруханского района подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Постановлением начальника ОСП по Туруханскому району от 02.06.2022 г. исполнительное производство № 1143/14/24072-ИП от 09.09.2011 г. окончено на основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом, на основании ч. 16 ст. 340 Федерального закона №229-ФЗ о 07.06.2022 начальником ОСП- старшим судебным приставом вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №931466/22/24072-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. С учетом характера исполнительского сбора, как меры ответственности, считает несправедливым применение к администрации Туруханского района данного вида ответственности, поскольку администрация Туруханского района не обладает полномочиями по утилизации твердых коммунальных отходов, в силу требований федерального законодательства, возложившего реализацию указанных полномочий на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время в связи с изменениями федерального и краевого законодательства, исполнение решения суда является невозможным. Просит освободить администрацию Туруханского района от уплаты исполнительского сбора, возложенного на основании постановления от 07.06.2022 года № 931466/22-24072-ИП.

Представитель административного истца – представитель администрации Туруханского района Кадач В.И., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки суд не уведомила. Представила ходатайство о рассмотрении настоящего дела в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивала.

Представитель административного ответчика ОСП по Туруханскому району ГУФССП РФ по Красноярскому краю, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений не представил.

Представитель заинтересованных лиц –и администрации Верхнеимбатского сельсовета Туруханского района, прокуратуры Туруханского района, ГУФССП РФ по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки в суд не сообщили, заявлений, ходатайств не представили.

          В порядке ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и не сообщивших об уважительности своей неявки.

         Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 и статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в том числе главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, вынесших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).

Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России 7 июня 2014 года, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

Статьей 122 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Согласно положений ч. 3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что решением Туруханского районного суда от 06.07.2011 года (л.д.10-15) удовлетворены требования прокурора Туруханского района об оспаривании бездействия администрации Туруханского района и Верхнеимбатского сельсовета. Решено: признать незаконным бездействие администрации Туруханского района в части не принятия мер по организации утилизации и переработки бытовых отходов вывозимых с территории муниципального образования Верхнеимбатский сельсовет.

Обязать администрацию Туруханского района до 01 октября 2011 года организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории с. Верхнеимбатск в соответствии с положениями Федеральных законов: от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Обязать администрацию Верхнеимбатского сельсовета в срок до 01 октября 2011 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов с территории с. Верхнеимбатск в соответствии с положениями Федеральных законов: от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Признать незаконными действия администрации Верхнеимбатского сельсовета по захоронению (складированию) бытовых отходов на несанкционированной свалке на территории муниципального образования Верхнеимбатский сельсовет.

Обязать администрацию Верхнеимбатского сельсовета в срок до 01 июля 2012 года ликвидировать несанкционированную свалку, размерами 60х30 метров расположенную на расстоянии 120 метров в восточном направлении от здания пожарной части (ПЧ-87) по адресу с. Верхнеимбатск пер. Почтовый, 7а, Туруханского района. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24.08.2011 г. решение Туруханского районного суда от 06.07.2011 г. оставлено без изменения. Решение суда вступило в законную силу 24.08.2011 г. (л.д.10-15).

Определением Туруханского районного суда от 29.09.2011 года, по заявлению администрации Туруханского районного суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, должнику предоставлена отсрочка исполнения решения Туруханского районного суда от 06.07.2011 года, в срок до 01.10.2012 г. (л.д.17).

09.09.2011 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Туруханскому району, на основании исполнительного листа № 030247323 выданного Туруханским районным судом 24.08.2011 г., возбуждено исполнительное производство № 2299/11/72/24 в отношении администрации Туруханского района (л.д.16).

Возбуждая указанное исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель установил должнику пятидневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе. Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор (л.д.16).

Согласно сводки исполнительное производство № 2299/11/24072-ИП перерегистрировано на №1143/14/24072-ИП (л.д.98-99).

15.01.2016 года и 26.01.2017 г. в адрес должника администрации Туруханского района вынесены предупреждения об исполнении исполнительного документа, что следует из сводки по исполнительному производству (л.д.98-99).

29.07.2020 года и 17.09.2021 г. в адрес должника администрации Туруханского района вынесены требования об исполнении исполнительного документа, что следует из сводки по исполнительному производству (л.д.98-99).

Вместе с тем сведений о получении постановлений о возбуждении исполнительного производства № 2299/11/24072-ИП и его перерегистрации на №1143/14/24072-ИП, а также вручении предупреждений и требований представителем административного ответчика суду не представлено, материалы дела и исполнительного производства не содержат.

07.02.2022 г. постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Туруханскому району Концевой Т.А. №24072/22/56673 взыскан исполнительский сбор с должника администрации Туруханского района исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей по исполнительному производству №1143/14/24072-ИП, установлен срок исполнения до 18.02.2022 г.

Сведений о получении административным истцом указанного постановления №24072/22/56669, административным ответчиком не представлено и материалы дела и исполнительного производства не содержат.

Постановлением начальника отделения- старшего судебного пристава ОСП по Туруханскому району Концевой Т.А. от 02.06.2022 исполнительное производство окончено, в связи с его фактическим исполнением (л.д.18, 96-97).

07.06.2022 года начальником отделения старшим судебным приставом ОСП по Туруханскому району возбуждено исполнительное производство №931466/22/24072-Ип о взыскании с администрации Туруханского района исполнительского сбора на основании постановления №24072/22/56673 от 07.02.2022 года (л.д.19-20).

Оценив представленные доказательства и учитывая то, что доказательств осведомленности администрации Туруханского района о нахождения в ОСП по Туруханскому району исполнительного производства № 1143/14/24072-ИП (№ 2299/11/24072-ИП) при рассмотрении настоящего дела не установлено и административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о необходимости освобождения администрации Туруханского района от меры юридической ответственности за неисполнения решения суда в виде исполнительского сбора, в связи с чем, административный истец подлежит освобождения от взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах, административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 181 КАС РФ,

     РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ №931466/22/24072-░░ ░░ 07.06.2022.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                        ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10.10.2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-250/2022 ~ М-265/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Туруханского района
Ответчики
ОСП по Туруханскому району
Другие
Прокуратура Туруханского района
администрация Верхнеимбатского сельсовета
ГУ ФССП России по Красноярскому краю
Суд
Туруханский районный суд Красноярского края
Судья
Житникова Лада Владимировна
Дело на сайте суда
turuh--krk.sudrf.ru
05.08.2022Регистрация административного искового заявления
05.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2022Судебное заседание
01.09.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.09.2022Судебное заседание
10.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2023Дело оформлено
12.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее