Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5256/2024 ~ М-3110/2024 от 03.05.2024

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

10RS0011-01-2024-004969-07

https://petrozavodsky.kar.sudrf.ru

Дело № 10RS0011-01-2024-004969-07

2а-5256/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2024 года                  город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к Сергеевой С. В. о взыскании обязательных платежей,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия обратилось в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Сергеевой С.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, штрафных санкций и пени. Как указывает истец, ДД.ММ.ГГГГ Сергеева С.В. представила в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год. По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, вынесено решение о привлечении Сергеевой С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>. Поскольку административный ответчик добровольно не уплатил сумму задолженности, УФНС России по Республике Карелия выставило Сергеевой С.В. требование №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить указанную задолженность. Требование налогового органа оставлено без исполнения.

С учетом установленных обстоятельств, административный истец просит взыскать с Сергеевой С. В. задолженность:

-    по налогу доходы физических лиц за <данные изъяты> г. в сумме <данные изъяты> руб.;

-    пени по налогу на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб., начисленные на недоимку в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-    по штрафным санкциям по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере <данные изъяты> руб. (за неуплату налога за <данные изъяты> г. в результате неверного исчисления налога).

Представитель административного истца Сальникова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Административный ответчик, представитель административного ответчика Бережной В.А в судебном заседании против иска возражали, полагали, что налоговым органом пропущен срок на вынесение решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Из пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 данного кодекса (пункт 1).

Налоговая база по доходам от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, по доходам в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также по подлежащим налогообложению доходам, полученным физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 названного кодекса, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 (в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с учетом особенностей, установленных статьями 213, 213.1 и 214.10 того же кодекса (пункт 6).

Согласно положениям пункта 3 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 88 названного кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом и пунктами 4 и 5 данной статьи.

Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации, процентная доля налоговой базы.

Для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 указанного кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 того же кодекса, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях данного пункта доход от продажи недвижимого имущества определяется исходя из цены сделки, информация о которой получена налоговым органом в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.

Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества предусмотрены статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (пункт 2).

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;

3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением;

4) в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем подпункте - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (пункт 3).

В случаях, не указанных в пункте 3 указанной статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4).

Исходя из положений пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не превышающем в целом 1 000 000 рублей (подпункт 1); вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 данного пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (подпункт 2); при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности) (пункт 3).

Исходя из положений пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

ДД.ММ.ГГГГ Сергеева С.В. представила в налоговый орган налоговую декларацию по залогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> г., с целью получения имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, предусмотренного пп. 3 п.1 ст. 220 НК РФ, социального налогового вычета в сумме расходов, уплаченных за лечение в размере <данные изъяты> руб. и декларированием дохода от продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, находившейся в собственности менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, в сумме <данные изъяты> руб. Согласно декларации суммы налога к уплате в бюджет нет, сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составляет <данные изъяты> руб.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> г. составлен акт камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>.

При проведении вышеуказанной камеральной налоговой проверки установлено следующее.

Сергеевой С.В. подтверждено уменьшение налоговой базы, в связи с продажей квартиры, на сумму расходов, связанных с приобретением квартиры, в соответствии с пп.2 п.2 ст.220 НК РФ, в размере <данные изъяты> руб. Предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п.1 ст.219 НК РФ по расходам на лечение в размере <данные изъяты> руб.

Вместе с тем, Сергеевой С.В. отказано в предоставлении имущественного налогового вычета расположенной по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб., предусмотренного пп.3 п.1 ст. 220 НК РФ и возврате налога в сумме <данные изъяты> руб..

Согласно пп.3 п. 1 ст.220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них. В соответствии с пп.1 п.З ст.220 ЬЖ РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в пп.3 п. 1 настоящей статьи, не превышающем 2 000 000 рублей.

Согласно п.11 ст. 220 НК РФ повторное предоставление налоговых вычетов, предусмотренных пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ не допускается. В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что Сергеева С.В. использовала право на получение имущественного налогового вычета в отношении расходов по приобретению другого объекта квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в размере 2000000 руб. на основании деклараций по форме 3-НДФЛ. Переходящего остатка неиспользованного имущественного налогового вычета на <данные изъяты> год нет.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК, с учетом особенностей, установленных Главой 23 НК РФ.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом произведен перерасчет налогооблагаемой базы за <данные изъяты> г. Общий размер предоставленных налоговых вычетов составил <данные изъяты> руб., а не <данные изъяты> руб. в связи, с чем налогоплательщиком необоснованно занижена налогооблагаемая база на <данные изъяты> руб..

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового органа составляет <данные изъяты> pуб.. Суммы налога, подлежащей возврату из бюджета нет. Срок уплаты налога за <данные изъяты> год - ДД.ММ.ГГГГ. Переплаты по НДФЛ в карточке расчетов бюджетом – нет, налог не уплачен.

Согласно части 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате снижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) ли других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Размер штрафа по ст.122 НК РФ, произведенный расчетным путем, составляет (<данные изъяты>*20%), с учетом смягчающих обстоятельств – <данные изъяты> руб..

Сумма штрафа ответчиком уплачена не была.

В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей у налогового органа имелись основания для начисления пени и направления требования.

Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.

В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В адрес административного ответчика было направлено требование об уплате обязательных платежей №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год, а также суммы штрафа и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование налогового органа налогоплательщиком не исполнено.

В настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность:

-    по налогу доходы физических лиц за <данные изъяты> г. в сумме <данные изъяты> руб.;

-    пени по налогу на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб., начисленные на недоимку в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, оснований для удовлетворения иска и взыскания испрашиваемой суммы обязательных платежей у суда не имеется ввиду следующего.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 названного Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 этой статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что решение налогового органа №<данные изъяты> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении Сергеевой С.В., которым Сергеевой С.В. также предложено уплатить недоимку, пени и штрафы, уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению, в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации вынесено лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным пропуском срока, установленного п.1 статьи 101 НК РФ.

Принимая во внимание установленное правовое регулирование, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае порядок и сроки принудительного взыскания Управлением нарушены.

Приложенный к заявлению расчет, произведенный на основании Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с учетом перехода к единой системе уплаты налогов и сборов с использованием Единого налогового платежа, не может быть принят судом, поскольку факт вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, равно как и выставления налоговым органом требования в 2023 году, является искусственным продлением срока для обращения за взысканием задолженности, предусмотренного нормами действующего законодательства.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Установленное судом является основанием для отказа в удовлетворении требований в полном объеме.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и пени.

На основании изложенного, ст.ст. 175-180, 286, 289-290 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;

– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                              ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.08.2024 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-5256/2024 ~ М-3110/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия
Ответчики
Сергеева Светлана Васильевна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
03.05.2024Регистрация административного искового заявления
03.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
08.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2024Дело оформлено
26.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее