УИД 58RS0028-01-2024-000327-95
№2а-413 (2024)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2024 года
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Пименовой Т.А.,
При секретаре Бизиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Синдяева Дениса Анатольевича к администрации <...> сельсовета <...> района <...> области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на разработку проекта межевания,
у с т а н о в и л :
Синдяев Д.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что 10 января 2024 г. он обратился к главе Администрации <...> сельсовета <...> района <...> области с заявлением, в котором просил выдать разрешение на разработку проекта межевания территории, ограниченной <...>, границей территориальной зоны ОД-1 в <...>. В тексте заявления административный истец указал элемент планировочной структуры: <...>, кадастровый квартал №, территория, ограниченная <...>, границей территориальной зоны ОД-1.
В качестве цели подготовки документации было указано - образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
При этом источником финансирования работ по подготовке документации по планировке территории являлись собственные средства инициатора - Синдяева Дениса Анатольевича.
К заявлению административного истца были приложены проект задания на разработку документации по планировке территории, и схема границ элемента планировочной структуры, на который разрабатывается проект межевания территории, ограниченной <...>, границей территориальной зоны ОД-1 в <...>.
26 января 2024 г. административный ответчик письмом исх. № 34 отказал в выдаче разрешения на разработку проекта межевания территории, указав, что имеется утвержденная схема автомобильной дороги по адресу <...> и территории общего пользования; зоны с особыми условиями использования территорий: полосы отвода региональной дороги «подъезд к <...>».
Административный истец считает данное решение административного ответчика незаконным и необоснованным, поскольку данным решением гражданину созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, законных оснований для отказа в выдаче разрешения на разработку проекта межевания территории не содержит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 218 - 220, 227 КАС РФ, просит признать незаконными решение исх. № от (Дата), которым Администрация <...> сельсовета <...> района <...> области отказала в выдаче разрешения на разработку проекта межевания территории Синдяеву Денису Анатольевичу.
Административный истец, представители административного ответчика и заинтересованного лица - Министерства градостроительства и архитектуры <...> области в судебное заседание не явились.
От представителя административного истца Синдяева Д.А.- Синицина А.В., действующего на основании доверенности 58 АА 1220608 от 02.02.2021 года, поступило заявлением, которым он просил о рассмотрении дела в отсутствии стороны истца, заявленные требования поддержал.
От главы администрации <...> сельсовета <...> района <...> области Ф.И.О.6. в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без представителя администрации.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте слушания дела.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Положениями ч. 4 ст. 41 ГрК РФ предусмотрено, что проект межевания территории представляет собой вид документации по планировке территории. Проект межевания территории формируется применительно к территории (ч. 1 ст. 43 ГрК РФ):
- в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или)
- в границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Этот документ необходим в случае (ч. 2 ст. 43 ГрК РФ) образования земельных участков из государственных и муниципальных земель (пп. 1 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ). Проект межевания определяет границы образуемых и изменяемых участков, расположенных на территории, в отношении которой он составляется.
Если для территории проект межевания утвержден, образование земельного участка будет проводиться в соответствии с этим проектом. В случае, когда он не утвержден, участок, если иное не установлено федеральными законами, можно образовать согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что следует из п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ.
В силу ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Согласно ч 1.1. ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории, операторами комплексного развития территории; правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
В данном случае, административный истец не относится к лицам, которые принимают решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно.
Как следует из материалов дела, 10.01.2024 года Синдяев Д.А. обратился к административному ответчику с заявлением, которым просил выдать разрешение на разработку проекта межевания территории, ограниченной <...>, границей территориальной зоны ОД-1 в <...>, указав, что элемент планировочной структуры: <...>, кадастровый квартал №. территория, ограниченная <...>, границей территориальной зоны ОД-1; цель подготовки документации: образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности; источник финансирования работ по подготовке документации по планировке территории: собственные средства инициатора - Синдяева Дениса Анатольевича; документация территориального планирования, предусматривающая размещение объекта капитального строительства на проектируемой территории, не разрабатывалась.
К заявлению была приложена схема границ элемента планировочной структуры, на который разрабатывается проект межевания территории.
Решением, выраженным в письме от 26.01.2024 года за №34, администрация <...> сельсовета <...> района <...> области, рассмотрев заявление, сообщила, что выдать разрешение на разработку вышеуказанного проекта не предоставляется возможным, в виду наличия утвержденных схем автомобильной дороги, по адресу: <...> и территории общего пользования; зоны с особыми условиями использования территорий; полосы отвода региональной автомобильной дороги «подъезд к <...>».
В соответствии с ч. 8 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи: Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно п. 7 Правил подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального значения (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 № 887) уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, проекта задания на разработку проекта планировки территории, а также проекта задания на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки
документации по планировке территории (пояснительной записки, содержащей обоснование отсутствия необходимости выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории), осуществляет проверку их соответствия положениям, предусмотренным пунктами 4-6 настоящих Правил, и по результатам проверки принимает решение о подготовке проекта планировки территории либо отказывает в принятии такого решения с указанием причин отказа, о чем письменно уведомляет инициатора.
Положениями п. 8 Правил подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального значения (угв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 №887) предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в подготовке проекта планировки территории в следующих случаях:
отсутствуют документы, необходимые для принятия решения о подготовке проекта планировки территории, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил;
полномочия по принятию решения о подготовке проекта планировки территории отнесены к компетенции иных федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления или такое решение принимается лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
заявление и (или) проект задания на разработку проекта планировки территории, представленные инициатором, не соответствуют положениям, предусмотренным пунктами 4 и 5 настоящих Правил;
у уполномоченного органа отсутствуют средства, предусмотренные на подготовку проекта планировки территории, при этом в заявлении инициатора и проекте задания на разработку проекта планировки территории не указана информация о разработке проекта планировки территории за счет собственных средств;
в документах территориального планирования отсутствуют сведения о размещении объекта капитального строительства, при этом его отображение в документах территориального планирования предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае административный ответчик не руководствовался ни одним из вышеперечисленных оснований ля отказа в выдаче разрешения на разработку проекта межевания территории.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству главой администрации <...> сельсовета <...> района в материалы дела были переданы свидетельство о государственной регистрации права собственности Муниципального образования <...> сельсовет <...> района <...> области на сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером №, технический план сооружения-автодорога по <...>, сельская площадь, <...> от 15.08.2013 г., технический план на указное сооружение от 24.04.2013 г. с проектной документацией на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения, проект организации автомобильных дорог общего пользования, постановление за №155 от 16.06.2023 года о внесении изменений в постановление администрации <...> сельсовета от 19.12.2022 года №321 «Об утверждении проекта организации дорожного движения в муниципальном образовании <...> сельсовет <...> района <...> области», Правила землепользования и застройки муниципального образования <...> сельсовет <...> района <...> области, а также постановления №358 от 16.02.2024 и №411 от 21.02.2024 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории».
Вместе с тем, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что по общему правилу проект требуется для того, чтобы образовать земельный участок из государственных и муниципальных земель и для его подготовки сначала принимается решение, после чего готовится сам проект.
В последующем, при разработке проекта межевания территории - документации по планировке территории, определяющей местоположение границ образуемых и изменяемых земельных участков, должны быть приняты во внимание границы элементов планировочной структуры, местоположение поставленных на учет сооружений, земельных участков общего пользования, сформированных для обеспечения развития инфраструктуры села земельных участков; проект межевания должен будет соответствовать градостроительным регламентам, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, а также другим установленным требованиям и Правилам землепользования и застройки.
При принятии оспариваемого отказа в выдаче разрешения на разработку проекта межевания административным ответчиком не давалась оценка указанным выше обстоятельствам.
Ссылка административного ответчика на предоставление постановлениями от 13.03.2024 года администрации <...> сельсовета <...> района <...> области в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков с кадастровыми номерами № (площадью 1881 кв.м.), № (площадью 986 кв.м.) сама по себе не свидетельствует о наличии на момент принятия оспариваемого решения ограничений, запрещающих утвердить разрешение на разработку проекта межевания территории.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству глава администрации <...> сельсовета также ссылалась на отсутствие у административного ответчика полномочий на принятие решения об утверждение разрешения на разработку проекта межевания территории со ссылкой на Закон Пензенской области №3765-ЗПО от 24.11.2021 года «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти в <...> области».
Вместе с тем, указанного основания оспариваемый отказ не содержит, тогда как, решение должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
По смыслу пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", разрешая спор, суд вправе давать оценку только тем доводам, которые приведены в оспариваемом решении и не вправе устанавливать и ссылаться на иные основания (обстоятельства), позволяющие принять решение, аналогичное оспариваемому.
Признавая оспариваемое решение незаконным, суд в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 возлагает на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав истца, которое должно быть осуществлено путем повторного рассмотрения заявления истца и принятия по нему законного и обоснованного решения. В случае отсутствия обстоятельств, препятствующих принятию решения о выдаче разрешения на разработку проекта межевания территории, такое решение должно быть принято. В случае же установления иных предусмотренных законом обстоятельств (не обозначенных в оспариваемом решении) для отказа в таком разрешении, не исключается принятие решения об отказе в выдаче разрешения на разработку проекта межевания территории. Давать оценку наличию или отсутствию таких обстоятельств в данном случае суд не может, поскольку это будет выходить за рамки предмета оспаривания – обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░ <...> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ № 34.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░ <...> ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: