РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело №
г. Тюмень ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Тимофеевой А.О.,
при секретаре Колечкиной К.В.,
с участием заместителя Тюменского транспортного прокурора Яковенко Д.Г., представителя Тюменской таможни Сулейманова Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тюменского транспортного прокурора в интересах Могильникова К.А. к Тюменской таможне о признании незаконными действий, решения об отказе в удовлетворении представления прокурора и бездействия начальника Тюменской таможни,
у с т а н о в и л:
Тюменский транспортный прокурор обратился в суд в интересах Могильникова К.А. к Тюменской таможне с административным иском о признании незаконными действий по не предоставлению сведений, указанных в обращении Могильникова К.А., решения начальника Тюменской таможни от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении представления прокурора и бездействия, связанного с непринятием мер по устранению нарушений, выявленных при рассмотрении обращения Могильникова К.А. Требования мотивированы тем, что Тюменской транспортной прокуратурой по обращению Могильникова К.А. проведена проверка исполнения федерального законодательства о пенсионном обеспечении в таможенных органах и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, по результатам которой выявлены нарушения. Сообщает, что ДД.ММ.ГГГГ года в адрес Тюменской таможни поступило обращение Могильникова К.А., содержащее, в том числе, вопросы о наличии заключенных договоров на медицинское обслуживание сотрудников таможенного органа, а также о включении Могильникова К.А. в список лиц, которым будет оказано медицинское обслуживание в <адрес>. При этом доводы заявителя рассмотрены не полно, в ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ данные вопросы не разрешены, что является нарушением требований действующего законодательства. В том числе по данному факту в адрес начальника Тюменской таможни внесено представление с требованием безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к устранению и недопущению впредь выявленных нарушений, однако ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру поступил ответ об отказе в удовлетворении требований прокурора. Считает, что решение, принятое Тюменской таможней по результатам рассмотрения представления, противоречит требованиям действующего законодательства и является незаконным.
В возражениях на административное исковое заявление представитель Тюменской таможни просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку на обращение Могльникову К.А. дан исчерпывающий ответ о порядке оказания медицинской помощи, поскольку контрактов на медицинское обслуживание пенсионеров таможенных органов не заключалось, информация о них не могла быть представлена.
Могильников К.А. в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, причины неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Заместитель Тюменского транспортного прокурора Яковенко Д.Г. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Тюменской таможни Сулейманов Р.И. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, суд находит требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».
Согласно названному Закону обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1 части 1 статьи 10); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 4 части 1 статьи 10); уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 5 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12).
Как следует из материалов дела, Могильников К.А., проживающий в <адрес>, является пенсионером Федеральной таможенной службы, имеет выслугу более 20 лет.
Могильников К.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Тюменскую таможню. В обращении просил сообщить о порядке использования (реализации) его права, предусмотренного частями 1 и 5 статьи 10 Федерального закона 30.12.2012 № 283-ФЗ, на бесплатное изготовление зубных протезов и лечение зубов по месту жительства в <адрес>, а также просил сообщить как ему реализовать право на бесплатное оказание медицинской помощи в <адрес>, с какой медицинской организацией заключен договор на медицинское обслуживание сотрудников Тюменской таможни (включен ли он в список), как получить направление на прием к врачу.
На указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ начальником таможни дан ответ, которым Могильникову К.А. разъяснен порядок оказания бесплатной медицинской помощи, указано на необходимость представить документы, подтверждающие, в каких конкретно видах медицинской помощи нуждается заявитель для рассмотрения вопроса о наличии/отсутствии права на бесплатное оказание медицинской помощи, не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования. Сообщено, что льготное зубопротезирование осуществляется на базе Поликлиники № 3 ФТС России, кроме того, пенсионеры ФТС России также вправе проходить обследование и лечение в ГКУ «Центральный клинический госпиталь ФТС России».
Согласно статье 10 Федерального закона 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию (часть 1).
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обеспечения сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок организации медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5).
Как указывает в возражениях на административное исковое заявление административный ответчик, с учетом буквального толкования положений частей 1, 2, 5 статьи 10 Федерального закона № 283-ФЗ возможность заключения контрактов на оказание медицинской помощи между таможенным органом и организацией здравоохранения не предусмотрена в отношении пенсионеров таможенных органов.
Таким образом, суд приходит к выводу, поскольку вышеуказанные контракты таможенным органом не заключались, информация о них представлена быть не могла.
При этом действия Тюменской таможни, касающиеся заключения или не заключения контрактов на оказание медицинской помощи в отношении пенсионеров таможенных органов, предметом рассмотрения по настоящему спору не являются.
Исходя из изложенного, обращение Могильникова К.А. по существу рассмотрено в установленный законом срок должностным лицом в пределах его полномочий, в адрес административного истца направлен мотивированный ответ.
Согласно ответу Уральского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Могильникова К.А., факт отсутствия в ответе таможенного органа от ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемой информации о заключенном договоре на медицинское обслуживание сотрудников Тюменской таможни нашел свое подтверждение, в связи с чем сообщено, что Тюменской таможней в ДД.ММ.ГГГГ году заключены договоры со следующими медицинскими организациями: ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» г. Тюмень, ГБУ «Курганская областная клиническая больница» г. Курган, ГБУ «Курганская больница №2» г. Курган, ГБУ «Курганская областная специализированная инфекционная больница».
При этом как указывает административный ответчик, данные договоры заключены в отношении действующих сотрудников таможенных органов.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
С учетом анализа обстоятельств дела, представленных доказательств, суд полагает, что совокупности названных оснований для признания незаконными действий Тюменской таможни по настоящему спору не имеется.
В данном случае само по себе не указание в ответе на обращение сведений о заключенных договорах с медицинскими организациями в отношении действующих сотрудников таможенных органов, не позволяет сделать вывод о нарушении прав и законных интересов административного истца, который действующим сотрудником таможни не является.
Поскольку совокупности двух необходимых условий для признания незаконными действий административного ответчика в судебном заседании не установлено, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца об оспаривании действий по не предоставлению сведений, указанных в обращении.
На основании обращения Могильникова К.А., поручения Уральской транспортной прокуратуры заместителем Тюменского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении проверки в деятельности Тюменской таможни с целью проверки соблюдения требований таможенного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Тюменской таможни заместителем транспортного прокурора внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о службе в таможенных органах в части пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов.
Указанное представление рассмотрено Тюменской таможней ДД.ММ.ГГГГ с участием заместителя Тюменского транспортного прокурора; ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение, которым в удовлетворении требований об устранении нарушений законодательства отказано.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», вносит представление об устранении нарушений закона (абзац 3 пункта 3 статьи 22 названного Федерального закона).
Пунктом 1 статьи 24 того же Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6).
Органы прокуратуры в силу положений статей 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не подменяют иные государственные органы и должностных лиц и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Как отражено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 24 февраля 2005 г. № 84-О) по смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
При таких обстоятельствах обращение в суд прокурора с требованиями об оспаривании решения о рассмотрении представления и бездействия, связанного с непринятием мер по устранению нарушений, не основано на требованиях действующего законодательства, такое решение не является решением государственного органа, подлежащим оспариванию в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства, в связи с чем в удовлетворении требований в указанной части надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░