Дело № 2а-574/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2023 года г.Красноперекопск
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Савченко А.С.,
при секретаре судебного заседания - Белковой Н.Н.,
с участием:
ст. помощника ФИО1 межрайонного прокурора - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Воинский УВК» муниципального образования <адрес> Республики Крым к Отделению судебных приставов по <адрес> и ФИО1 <адрес> Управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Красноперекопску и ФИО1 <адрес> УФССП России по <адрес> – ФИО5, УФССП России по <адрес> о признании недействительным постановление ОСП по <адрес> и ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от исполнительного сбора, заинтересованные лица Красноперекопская межрайонная прокуратура, Администрация ФИО1 <адрес> Республики Крым, Управление образования и молодежи администрации ФИО1 <адрес> Республики Крым, Министерство образования, науки, спорта и молодежи Республики Крым, ГУП РК «Вода Крыма, филиал ФБУЗ «ЦГиЭ РК и <адрес>»,
Установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Красноперекопский районный суд Республики Крым обратилось МБОУ «Воинский» МО <адрес> Республики Крым с административным исковым заявлением к Отделению судебных приставов по <адрес> и ФИО1 <адрес> Управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес> о признании недействительным постановление ОСП по <адрес> и ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от исполнительного сбора.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Воинский УВК» муниципального образования <адрес> Республики Крым является должником в исполнительном производстве №-ИП (требования взыскания исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб.). МБОУ «Воинский» МО <адрес> Республики Крым считает незаконным и необоснованным взыскания с должника исполнительского сбора, поскольку Управление образования и молодежи администрации ФИО1 <адрес> Республики Крым является дотационным учреждением, все денежные средства выделяются администрацией ФИО1 <адрес> Республики Крым. При указанных обстоятельствах исполнительский сбор взысканию не подлежит и тем самым нарушает права и законные интересы должника.
В связи с чем, МБОУ «Воинский» МО <адрес> Республики Крым было вынуждено обратится в суд и просит признать недействительным постановление ОСП по <адрес> и ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства и освободить от исполнительного сбора, установленного постановлением от 14.06.2023г. в размере 50 000,00 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. в качестве соответчиков были привлечены -судебный пристав-исполнитель ОСП по городу Красноперекопску и ФИО1 <адрес> УФССП России по <адрес> – ФИО5, УФССП России по <адрес>, а в качестве заинтересованных лиц - Администрация ФИО1 <адрес> Республики Крым, Управление образования и молодежи администрации ФИО1 <адрес> Республики Крым, Министерство образования, науки, спорта и молодежи Республики Крым, ГУП РК «Вода Крыма, филиал ФБУЗ «ЦГиЭ РК и <адрес>»,
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен, просили рассмотреть дело без их участия, возражали в части требований о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
Представитель административного ответчика - ОСП по городу Красноперекопску и ФИО1 <адрес> УФСПП России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен, просили рассмотреть дело без их участия, возражали в части требований о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
Судебный пристав ОСП по городу Красноперекопску и ФИО1 <адрес> УФСПП России по <адрес> ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело без ее участия, возражала в части требований о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
Старший помощник ФИО1 межрайонного прокурора - ФИО4 в судебном заседании возражала в части требований истца о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, а в части требований об освобождении от исполнительного сбора не возражала.
Представитель заинтересованного лица - Администрация ФИО1 <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель заинтересованного лица - ГУП РК «Вода Крыма в судебное заседание не явился, извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель заинтересованного лица - филиал ФБУЗ «ЦГиЭ РК и <адрес>» в судебное заседание не явился, извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
Заинтересованные лица - Управление образования и молодежи администрации ФИО1 <адрес> Республики Крым, Министерство образования, науки, спорта и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явки.
Выслушав пояснения ст. помощника прокурора ФИО4, исследовав письменные материалы дела, исполнительного производства №-ИП, гражданское дело №г. суд находит административное заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Как следует из ч.11 ст.30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исходя из ч.12 данной правовой нормы, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Положениями ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливаемся в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с Должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 данного Закона).
На основании п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст.105 указанного Закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания названных выше правовых норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Ч.6 и ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст.401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, как считает суд, по смыслу приведённых норм права освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом в названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как усматривается из материалов дела, материалов гражданского дела №г. и исполнительного производства №-ИП, решением ФИО1 районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № было обязано Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Воинский УВК» муниципального образования <адрес> Республики Крым устранить нарушения Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. Данное решение не было обжаловано и вступило в законную силу, о чем был выдан исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда, который находится на исполнении в ОСП по <адрес> и ФИО1 <адрес> УФССП по РК.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом–исполнителем ОСП по <адрес> и ФИО1 <адрес> ФИО5 было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Воинский УВК» муниципального образования <адрес> Республики Крым, и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Данное постановление администрацией было получено ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответственная отметка.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> бюджетное общеобразовательное учреждение «Воинский УВК» муниципального образования <адрес> Республики Крым обратился в суд с заявлением об освобождении от исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГг. был принят отказ заявителя от заявлением об освобождении от исполнительского сбора, по тем основаниям, что данное заявление было подано ошибочно, и преждевременно, так как на данный момент постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор не взыскивался.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГг. был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 13.06.2023г.
В ходе исполнения требований указанного выше постановления судебным приставом-исполнителем ФИО5 постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по И/П №-ИП был установлен исполнительский сбор в размере 50 000,00 рублей о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Воинский УВК» муниципального образования <адрес> Республики Крым. Данное постановление 16.06.2023г. было получено МБОУ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 23.06.2023г.
Административный истец обратился в суд с данным иском 23.06.2023г., а копию постановления о взыскании исполнительского сбора от 14.06.2023г. получил 16.06.2023г., т.е. без пропуска срока на его обжалование.
Кроме того, оснований для прекращения производства по данному делу суд не усматривает, так как административный истец ранее обращался с заявлением об освобождении о взыскании исполнительского сбора и отказался от данных требований и судом отказ был принят, а сейчас истец обратился в суд с иском и просит признать недействительным постановление ОСП по <адрес> и ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора и освободить его от исполнительного сбора, т.е. по другим основаниям и по другому предмету.
Исходя из положений части 1 статьи 218 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина, в данном случае права и интересы истца не были нарушены.
Как было установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом–исполнителем было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника МБОУ «Воинский УВК» МО <адрес> Республики Крым, и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Данное постановление администрацией было получено ДД.ММ.ГГГГ и не обжаловано. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 14.06.2023г. с истца был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000,00 руб. Постановлениями судебного пристава-исполнителя были установлены новые сроки для исполнения требований исполнительного документа, в том числе до 23.06.2023г.
Таким образом, суд, оценивая представленные доказательства сторонами в совокупности, считает, что действия судебного пристава-исполнителя отвечают требованиям Федерального Закона «Об исполнительном производстве» и тем самым требования истца в части заявленных требований о признании недействительным постановление ОСП по <адрес> и ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные доказательства, с учетом характера требований исполнительного документа, предусмотренного законом срока их исполнения, особенностей финансирования расходных обязательств должника, принятых должником мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца об освобождении от взыскания исполнительного сбора в размере 50 000,00 руб. по исполнительному производству №-ИП.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 219, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░1 <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> – ░░░5 ░░ 14.06.2023░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.