РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 июля 2020 года город Новосибирск
Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Бахина А.А., при секретаре судебного заседания Половникове Я.С., с участием административного истца Гуральника А.В., его представителя Корневой И.В., а также представителя административного ответчика Бультроковой А.А., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № 2а-84/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Гуральника Андрея Васильевича об оспаривании решения начальника 2 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о снятии с учёта нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых для постоянного проживания,
УСТАНОВИЛ:
Гуральник, в пределах установленного законом срока, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указывает, что во исполнение решения Новосибирского гарнизонного военного суда от 16 августа 2019 года решением начальника 2 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее второй отдел) от 20 января 2020 года с 4 марта 2019 года он с членами семьи принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Далее Гуральник указывает, что решением начальника второго отдела от 25 мая 2020 года, на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, снят с членами семьи с учёта нуждающихся в получении жилого помещения. Основанием к принятию решения послужили поступившие из военной прокуратуры Новосибирского гарнизона сведения о том, что гражданин К. доверенность на имя гражданки Т.. не выдавал и деньги от административного истца по договору купли-продажи квартиры № в доме № по улице <данные изъяты> не получал.
Считая свои права нарушенными, Гуральник просит суд признать незаконным решение начальника второго отдела № 2/69 от 25 мая 2020 года о снятии с учёта нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых для постоянного проживания и обязать указанное должностное лицо восстановить на соответствующем учёте.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал и пояснил, что решение должностного лица нарушает его жилищные права, поскольку жилым помещением от Министерства обороны РФ он не обеспечивался, иных жилых помещений в собственности либо на праве пользования он не имеет. Квартира № в доме № по улице <данные изъяты> в городе Новосибирске приобреталась им и его бывшей супругой в собственность за 1000000 рублей, по договору купли продажи от 29 марта 2005 у гражданина К.. Денежные средства фактически передавались продавцу, и сделка в судебном порядке никем не оспорена. В последующем указанное жилое помещение было продано в июне 2012 года и в настоящее время принадлежит иному собственнику.
Представитель административного истца Корнева в судебном заседании требования административного истца поддержала, пояснив, что вышеуказанное жилое помещение не было закреплено за Министерством обороны РФ в качестве служебного, поскольку до 29 марта 2005 года находилось в собственности гражданки Ч. и следовательно, не могло быть распределено Гуральнику и членам его семьи.
Административные ответчики - начальник второго отдела, руководитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» (далее «Центррегионжилье»), руководитель ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Центральному военному округу» (далее ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО»), надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Представитель административного ответчика - начальника второго отдела Бультрокова в судебном заседании против удовлетворения требований Гуральника возражала, пояснив, что решение должностного лица является законным и обоснованным, поскольку административный истец относится к категории обеспечиваемых служебным жилым помещением на весь срок службы. В августе 2004 года административный истец с членами семьи за счёт средств Министерства обороны РФ был обеспечен вышеуказанным жилым помещением, которое являлось служебным. Впоследствии указанная выше квартира Гуральником была приобретена в собственность, а потом продана и поскольку обеспечение военнослужащих жильём от государства производится лишь однократно, то административный истец считается обеспеченным жильём от государства.
Заслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административных ответчиков и исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Так, согласно положениям п. 1 ст. 15 Закона Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-Ф3 «О статусе военнослужащих» (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из копий контракта о прохождении военной службы, выписки из послужного списка и справок войсковой части №, Гуральник первый контракт с Министерством обороны РФ заключил 21января 1999 года, с 30 декабря 2013 года проходит военную службу по контракту в войсковой части № и по состоянию на 5 марта 2019 года его выслуга лет в календарном исчислении составляет свыше 21 года.
Таким образом, судом установлено, что Гуральник относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и в случае признания его нуждающимся в жилом помещении может реализовать своё право на жилище путём получения жилищной субсидии, либо жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Как усматривается из положений п. 1 «Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ» (далее - Правил), утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя такого жилого помещения либо собственниками жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 этого же Кодекса оснований снятия их с учёта.
В соответствии с п.п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Порядок постановки на учёт военнослужащих ВС РФ, в качестве нуждающихся в жилых помещениях определён приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма (далее — Инструкция).
В соответствии с пунктами 1 и 5 Инструкции для признания военнослужащих – граждан РФ, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Остатусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в указанных жилых помещениях, они подают соответствующее заявление в структурное подразделение уполномоченного МО РФ органа (специализированную организацию или её структурное подразделение), при этом по результатам рассмотрения представленных военнослужащим документов, уполномоченным органом принимается решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно копиям выписки из протокола № 4 заседания жилищной комиссии штаба и управления <данные изъяты> от 12 августа 2004 года, списка распределения жилых помещений по войсковой части №, сообщения командира войсковой части № от23марта 2005 года, рапорта Гуральника от 27 марта 2007 года, корешка справки о сдаче жилого помещения, а также скриншота (снимком экрана) сведений базы данных КЭУ СибВО от5марта 2019 года, военнослужащим К. Министерству обороны РФ была сдана вышеуказанная квартира, ранее распределённая Гуральнику и членам его семьи, и данная квартира безвозмездно была предоставлена административному истцу, в связи с чем последний полагается обеспеченным жильём за счёт средств государства.
Из копий договоров купли-продажи квартиры от29марта 2005 года и 8 июня 2012 года, свидетельства о государственной регистрации права на имя Гуральника, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе права на объект недвижимости от 31 июля 2019 года № 54-0-1-55/4007/2019-2305, усматривается, что у К.. за 1000000 рублей административным истцом и его супругой (Г1.) была приобретена и в период с апреля 2005 года по июль 2012 года находилась в собственности по 1/2 доли вышеуказанная квартира по улице <данные изъяты>. Предыдущим собственником данного жилого помещения являлась Ч.., иных собственников у данного жилого помещения ранее не имелось.
Как усматривается из заявления от 24 февраля 2019 года и приложенных к нему документов Гуральник обратился во второй отдел с вопросом о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учётом состава семьи, состоящей из 3 человек, а именно административный истец, его супруга Б.. и мать Г2. — для обеспечения жилым помещением в городе Новосибирске.
Решением начальника второго отдела № 2/7 от 20 января 2020 года, во исполнение решения Новосибирского гарнизонного военного суда от 16 августа 2019 года, Гуральник с членами семьи с 4 марта 2019 года принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из информационного письма военного прокурора Новосибирского гарнизона от 23 апреля 2020 года начальнику второго отдела, объяснения от 6 марта 2020 года и выписки из реестра нотариуса за 2005 год усматривается, что К. доверенность на имя гражданки Т.. не выдавал и деньги от административного истца по договору купли-продажи вышеуказанной квартиры не получал.
В судебном заседании административный истец пояснил, что доверенность К. оформлялась на его супругу с правом передоверия, денежные средства фактически передавались им К. и сделка в судебном порядке до настоящего времени никем не оспорена. Собственником квартиры проданной им с его бывшей супругой является в настоящее время иное лицо. Вышеуказанная квартира никогда не принадлежала Министерству обороны РФ, в федеральной собственности не находилась и не состояла на балансе государственного учреждения «Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть».
Доказательств, опровергающих данное утверждение административного истца, административные ответчики и их представитель, согласно ст. 226 КАС РФ, в суд не представили.
Таким образом, судом установлено, что квартира № в доме № по улице 3<данные изъяты> в городе Новосибирске в федеральной собственности не находилась, Министерству обороны РФ не принадлежала и не состояла на балансе государственного учреждения «Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть».
Кроме того, судом установлено, что административный истец, заключив 29марта 2005 года и 8 июня 2012 года договора купли-продажи, приобретал указанную выше квартиру за собственные средства у физического лица. Затем Гуральник добровольно её продал, что привело к переходу права собственности на указанное жилое помещение другому физическому лицу и соответственно ухудшению его жилищных условий, срок по которым истёк.
Из решения начальника второго отдела № 2/69 от 25 мая 2020 года усматривается, что, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, должностное лицо решило снять Гуральника с членами семьи с учёта нуждающихся в получении жилого помещения.
При этом начальником второго отдела в обоснование принятого решения указано, что по сведениям, поступившим из военной прокуратуры Новосибирского гарнизона, гражданин К. доверенность на имя гражданки Т. не выдавал и деньги от административного истца по договору купли-продажи от 29 марта 2005 года квартиры № в доме № по улице <данные изъяты> в городе Новосибирске не получал. Вследствие этого должностным лицом, со ссылкой на ст.ст. 432, 555 ГПК РФ, согласно которой в договоре продажи недвижимости должна присутствовать цена этого имущества, и при её отсутствии договор считается не заключённым, сделан вывод, что договор не заключался.
Далее начальником второго отдела в обоснование принятого решения указано, что административный истец раннее обеспечивался отМинистерства обороны РФ жилым помещением, расположенным по адресу: г.Новосибирск, ул. <данные изъяты>, д. №, кв. №, которое он обратил в свою собственность, а в последующем продал, в связи с чем, исходя из положений абзаца первого п.14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и подп. «д» п.10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от6сентября 1998 г. № 1054 (далее — Правила учета), не может состоять на указанном учёте.
В судебном заседании представитель административных ответчиков подтвердила факт принятого должностным лицом решения, при этом указала, что иных оснований для снятия Гуральника с учёта не имелось.
Вышеизложенный вывод, положенный в основу решения должностным лицом, противоречит выводу суда.
Следовательно, исходя из обстоятельств, установленных на момент принятия решения, суд приходит к выводу, что решение начальника второго отдела № 2/69 от 25 мая 2020 года о снятии Гуральника с членами семьи с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, является незаконным, нарушающими жилищные права административного истца, в связи с чем подлежат отмене.
Разрешая вопрос о восстановлении нарушенных прав административного истца, в соответствии с положениями ст. 178 КАС РФ, суд может выйти за пределы заявленных требований, в связи с чем полагает необходимым возложить на начальника второго отдела обязанность отменить решение № 2/69 от 25мая 2020 года о снятии административного истца и членов его семьи с учёта, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых для постоянного проживания и восстановить на соответствующем учёте.
Таким образом, суд находит административное исковое заявление <данные изъяты> обоснованным и подлежащим удовлетворению полностью.
Утверждение представителя административного ответчика об обеспечении Гуральника жилым помещением, со ссылкой на выписку из протокола заседания жилищной комиссии, а также иные документы, согласно которым Гуральнику от Министерства обороны РФ было выделено вышеуказанное служебное жилое помещение, суд считает несостоятельным и отвергает, как основанный на предположении.
Данный вывод суда основывается на том, что административным ответчиком достоверных доказательств того, что жилое помещение принадлежало органу военного управления либо находилось в его управлении, а также ставящих под сомнение законность сделки по приобретению Гуральником указанной выше недвижимости в суд не представлено.
Информационное письмо военного прокурора Новосибирского гарнизона от 23 апреля 2020 года, объяснение К. от 6 марта 2020 года и выписка из реестра нотариуса за 2005 год, также не ставят под сомнение факт зарегистрированной установленным порядком сделки и перехода права собственности на квартиру от одного физического лица другому, в связи с чем судом также отвергаются.
Кроме того, как следует из справки жилищно-строительного кооператива «Сигнал», дом в котором находится вышеуказанное жилое помещение к государственному или муниципальному жилищному фонду не относится. С момента введения жилого дома в эксплуатацию до 9 марта 2005 года собственником указанной квартиры являлась Ч.
Судебные расходы по делу, состоящие из суммы государственной пошлины суд, в соответствие со ст. 111 КАС РФ, возлагает на ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО».
Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №2/69 ░░ 25░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2/69 ░░ 25░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░