РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2023г. рп. Одоев Тульская область.
Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Яшиной В.И.,
при секретаре Турчиной М.А.,
с участием зам. прокурора Одоевского района Тульской области Шемберевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-828/2023 по административному исковому заявлению прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить муниципальную программу в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности,
установил:
прокурор Одоевского района Тульской области Борисовский М.А. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к административному ответчику администрации муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить муниципальную программу в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Одоевского района в администрации муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, установлено, что на территории муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отсутствует.
05.06.2023 главе администрации МО Восточно-Одоевское Одоевского района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Однако муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разработана не была. Просит признать бездействие администрации муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района по не разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района в срок до 01.03.2024 разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В судебном заседании зам. прокурора Шемберева О.А., заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия.
Выслушав зам. прокурора Шембереву О.А., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 8.2. ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу ст. 4 Федерального закона № 261-ФЗ правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статья 8 вышеуказанного Федерального закона предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 14 Федерального закона № 261-ФЗ муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений).
Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2021 N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что программы должны содержать:
а) анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
б) цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
в) основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
г) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий в соответствии с настоящим документом;
д) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
е) информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Одоевского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района бюджетного законодательства, в ходе которой установлено, что в муниципальном образовании Восточно-Одоевское Одоевского района муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности до настоящего времени не принята.
05.06.2023 главе администрации муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района Андрееву И.С. внесено представление, которое было рассмотрено и признано обоснованным (л.д.6-8).
Согласно ответу главы администрации муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района от 03.07.2023 № 275 в настоящее время разрабатывается проект постановления «Об утверждении программы энергосбережения на 2023-2027 годы в муниципальном образовании Восточно-Одоевское Одоевского района» (л.д.9).
Однако, как видно из материалов дела, администрацией муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района не представлено документов, подтверждающих ведение работы по сбору сведений, необходимых для разработки муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Следовательно, администрацией муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района не приняты конкретные меры по устранению нарушений закона.
Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должна способствовать сокращению потребления энергоресурсов организациями коммунального комплекса, а, следовательно, создавать предпосылки для снижения стоимости коммунальных услуг, предоставляемых конечному потребителю, а также способствовать снижению расходов, финансируемых из бюджетов различных уровней.
Бездействие администрации муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района нарушает основные принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, препятствует реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не способствует достижению целей законодательства в рассматриваемой сфере.
Каких-либо обстоятельств, освобождающих администрацию муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района от обязанности по разработке и утверждению муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не установлено.
Таким образом, суд признает административное исковое заявление прокурора Одоевского района, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района обоснованным.
Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения указанных в решении действий, суд принимает во внимание объем действий и сроки, необходимые для проведения указанных в иске мероприятий, позиции сторон по данному вопросу, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости установления административному ответчику срока для исполнения указанных в решении суда действий до 01.03.2024.
Руководствуясь ст.180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.03.2024 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2023░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░.