Дело №2а-1519/2022
24RS0004-01-2022-001224-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Березовка 28 ноября 2022 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тоночакова И.В.,
при помощнике судьи Федоровой О.С.,
с участием старшего помощника прокурора Березовского района Красноярского края Павловой А.В.,
представителя административного ответчика Колеговой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Березовского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией п. Березовка Березовского района Красноярского края законодательства в сфере электроэнергетики, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования п. Березовка находятся бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства: ВЛ-0,4 кВ от ближней опоры ВЛ-0,4 кВ ТП 42-3-1 (п. Березовка, в 250 м от ул. Кирова, 131/3) (далее - объекты электросетевого хозяйства). Проверкой установлено, что право собственности на указанные объекты электросетевого хозяйства в установленном законом порядке не зарегистрировано, в качестве бесхозяйного указанный объект в регистрирующем органе на учете не состоят. 18.08.2020 по данному факту прокуратурой района главе п. Березовка вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства, однако мер к постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного до настоящего времени не принято. Таким образом, социально значимые объекты электроснабжения являются бесхозяйными, в связи с чем, не обслуживаются сетевой организацией и в случае возникновения аварийных ситуаций потребуется длительный период времени для устранения аварии, что, как следствие, влечет нарушение интересов граждан, имеющих право на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, в связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края в части непринятия мер к постановке объектов электросетевого хозяйства: ВЛ-0,4 кВ от ближней опоры ВЛ-0,4 кВ ТП 42-3-1 (п. Березовка, в 250 м от ул. Кирова, 131/3) на учет в качестве бесхозяйных объектов в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; обязать администрацию п. Березовка Березовского района Красноярского края принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйных электросетевого хозяйства, в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель процессуального истца прокуратуры Березовского района Красноярского края - старший помощник прокурора Березовского района Красноярского края Павлова А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края - Колегова Г.М., действующая на основании доверенности от 14.09.2022, в судебном заседании требования административного иска не признала.
Представитель третьего лица ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителя, в письменном отзыве против удовлетворения административного иска возражал, пояснил, что ПАО «Россети-Сибирь» инициировало подачу заявления в Березовский районный суд Красноярского края о признании права собственности на указанный объект электросетевого хозяйства.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения электроснабжения населения.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом для освещения улиц населенных пунктов.
В соответствии с абзацем 28 части 11 статьи 154 Закона №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъект Российской Федерации, в собственность которого передано имущество при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной выше правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на объекты электросетевого хозяйства на территории п. Березовка Березовского района не освобождает орган местного самоуправления от участия в обеспечении жизнедеятельности населения.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения) относятся к линейным объектам.
В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 39) обращается внимание, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках.
Линии электропередач в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередач, составляющими единый функциональный комплекс, является объектами недвижимости, право собственности, на которые в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Воздушная линия электропередач является недвижимым имуществом, поскольку является индивидуально определенной вещью, имеет неразрывную связь с землей и перемещение данного объекта может привести к несоразмерному ущербу его назначения.
В п. 4 ч. 6 ст. 14 Федерального Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» содержится перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения, в том числе выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая электроснабжение), организации постановки на учет в установленном порядке таких объектов в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года №359 объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, а также ряд аналогичных объектов со всеми соответствующими комплексами инженерных сооружений.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Березовского района Красноярского края проведена проверка соблюдения администрацией п. Березовка Березовского района Красноярского края законодательства в сфере электроэнергетики, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования п. Березовка находятся бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства: ВЛ-0,4 кВ от ближней опоры ВЛ-0,4 кВ ТП 42-3-1 (п. Березовка, в 250 м от ул. Кирова, 131/3).
Проверкой установлено, что право собственности на указанные объекты электросетевого хозяйства в установленном законом порядке не зарегистрировано, в качестве бесхозяйного указанный объект в регистрирующем органе на учете не состоят.
18.08.2020 по данному факту прокуратурой района главе п. Березовка вынесено представление, согласно которому возложена обязанность провести инвентаризацию указанных объектов электросетевого хозяйства, в рамках которой установить количество бесхозяйных сетей электроснабжения, их протяженность и принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных в уполномоченном органе.
Согласно ответа администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края от 18.09.2020 №1882, с целью подтверждения статуса бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, администрацией п. Березовка направлены запросы в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района, Березовское отделение филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на предмет регистрации и нахождения вышеуказанных объектов в соответствующих реестрах собственности, а также Центральный филиал АО «Красноярской Региональной Энергетической компании», филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнергосбыт», по факту нахождения на балансе, выдачи технических условий на подключение указанных участков сетей.
Письмом о предоставлении информации от 11.05.2022 Администрация п. Березовка уведомила прокуратуру о том, что работа по постановке на учет как бесхозяйной линии ВЛ-0,4 кВ от ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ ТП 42-3-1 (п. Березовка, в 250 м от ул. Кирова, 131/3) не завершена, в настоящее время подготавливается технический план сооружения.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая отсутствие правоустанавливающих документов на спорные объекты электросетевого комплекса суд приходит к выводу, что в нарушение ч. 3 ст. 225 ГК РФ, орган местного самоуправления возложенную на него действующим законодательством обязанность в отношении спорных объектов электросетевого хозяйства в добровольном порядке не исполняет, чем нарушает права неопределенного круга лиц на качественное и бесперебойное электроснабжение, что свидетельствует о бездействии администрации сельского поселения.
Орган местного самоуправления - Администрация п. Березовка Березовского района Красноярского края является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязана совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на нее законом полномочий.
В отсутствие собственника спорных объектов не имеется возможность реализовать меры по содержанию объектов электросетевого хозяйства, осуществлять технический и эксплуатационный контроль за ними.
Поскольку установленные действующим законодательством меры по обеспечению соблюдения обязательных требований при эксплуатации спорных объектов электросетевого хозяйства не могут быть реализованы по причине отсутствия собственника (балансодержателя), требования прокурора подлежат удовлетворению в части признания незаконным бездействия административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет объектов электросетевого хозяйства: ВЛ-0,4 кВ от ближней опоры ВЛ-0,4 кВ ТП 42-3-1 (п. Березовка, в 250 м от ул. Кирова, 131/3).
При этом, с учетом имеющейся информации об обращении ПАО «Россети-Сибирь» в Березовский районный суд Красноярского края с заявлением о признании права собственности на объект электросетевого хозяйства: ВЛ-0,4 кВ от ближней опоры ВЛ-0,4 кВ ТП 42-3-1 (п. Березовка, в 250 м от ул. Кирова, 131/3), основания для удовлетворения административных исковых требований в части возложения обязанности на административного ответчика обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов вышеуказанного электросетевого хозяйства, отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░-0,4 ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░-0,4 ░░ ░░ 42-3-1 (░. ░░░░░░░░░, ░ 250 ░ ░░ ░░. ░░░░░░, 131/3) ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░