Дело № 2а-591/2023
УИД 75RS0022-01-2023-000766-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Хилок 27 ноября 2023 г.
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клейнос С.А.
при секретаре судебного заседания Глотовой С.И.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ГУЗ «Хилокская центральная районная больница» к судебному приставу-исполнителю Хилокского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Шумейко Оксане Николаевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
ГУЗ «Хилокская ЦРБ» обратилось в суд с административным исковым заявлением. В обоснование указало, вступившим в законную силу решением Хилокского районного суда по делу № 2-325/2023, вступившим в законную силу 11.08.2023 г., с предметом исполнения: обязать ГУЗ «Хилокская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать ежемесячное в течении 2023 года обеспечение Яковлевой Н.В. лекарственными средствами: фосфоглив, омепразол в соответствии с медицинскими показаниями, о чем выдан исполнительны лист, на основании которого было возбуждено исполнительное производство согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства от 14.09.2023 г. № 75594/23/75063-ИП. В рамках названного исполнительного производства 20.10.2023 г. судебным приставом-исполнителем Шумейко О.Н. вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. Привело положения ч.ч. 1,2,6,7 ст.112, Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве", п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50, правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П и указало, что считает – основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют, привело годовую потребность Яковлевой Н.В. в лекарственных препаратах, сведения из выписки программного комплекса «Асулон» об ежемесячном отпуске препаратов Яковлевой Н.В., о направлении дополнительной заявки в Министерство здравоохранения Забайкальского края в целях обеспечения Яковлевой Н.В. лекарственными препаратами. Также привело положения законодательства о полномочиях Министерства здравоохранения Забайкальского края в сфере обеспечения отдельных категорий граждан и указало, требование исполнительного документа от 14.09.2023 г. по отпуску лекарственных препаратов Яковлевой Н.В. исполнимы в полном объеме в течение 2023 г. при условии поступления лекарственных средств, приобретенных Министерством здравоохранения Забайкальского края в аптечный склад ГУЗ «Хилокская ЦРБ». Также указало, что срок исполнения решения суда за период с сентября по декабрь 2023 г. у ГУЗ «Хилокская ЦРБ» не наступил, и в данной части исполнительный лист не мог быть предъявлен для принудительного исполнения, а исполнительное производство не могло быть возбуждено. Кроме того, установленный срок для добровольного исполнения – 5 дней в постановлении о возбуждении исполнительного производства 14.09.2023 г., судебный пристав-исполнитель не указал, какие требования должник должен исполнить добровольно в указанный срок, при том, что срок для добровольного исполнения за период с сентября по декабрь 2023 г. не наступил. Судебный пристав-исполнитель фактически изменил срок исполнения решения суда. Исполнительский сбор взыскан судебным приставом-исполнителем за неисполнение всех требований, в том числе срок исполнения которых не наступил и которые не могли и не должны были быть предъявлены для принудительного исполнения решения суда. ГУЗ «Хилокская ЦРБ» не могло нарушить и не нарушило срок, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении от 14.09.2023 г. для добровольного исполнения, а поэтому основания для принятия решения о взыскании с ГУЗ «Хилокская ЦРБ» исполнительского сбора отсутствовали. Обосновывая изложенным, просило суд: освободить ГУЗ «Хилокская ЦРБ» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. в пользу УФССП Хилокского РОСП в рамках исполнительного производства от 14.09.2023 г. № 75594/23/75063-ИП.
В судебное заседание административный истец – ГУЗ «Хилокская ЦРБ», своего представителя не направил, извещен. В материалах дела имеется ходатайство представителя административного истца по доверенности - Карповой Д.А., о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административные ответчики – УФССП России по Забайкальскому краю, Хилокское РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, судебный пристав-исполнитель Хилокского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Шумейко О.Н., в судебное заседание не явились, извещены.
Заинтересованные лица – помощник прокурора Хилокского района Судьина К.А., Яковлева Н.В., в судебном заседании поддержали доводы административного иска и заявленные требования.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из дела следует, Постановлением судебного пристава-исполнителя Хилокского РОСП УФССП по Забайкальскому краю Шумейко О.Н. от 14.09.2023 г. на основании исполнительного листа ФС № 046164585 от 14.08.2023 г., выданного Хилокскм районным судом Забайкальского края по делу № 2-325/2023 возбуждено исполнительное производство № 75594/23/75063-ИП в отношении должника ГУЗ «Хилокская ЦРБ» с предметом исполнения в пользу взыскателя прокуратура Хилокского района Забайкальского края: обязать ГУЗ «Хилокская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать ежемесячное в течение 2023 г. обеспечение Яковлевой Н.В. лекарственными средствами – фосфоглив, омепразол в соответствии с медицинскими показаниями. Пунктом 1 указанного постановления должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг ( л.д.10).
20.10.2023 г. начальником отделения – старшим судебным приставом Хилокского РОСП УФССП по Забайкальскому краю Расчупкиной О.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 рублей с должника ГУЗ «Хилокская ЦРБ» по исполнительному производству № 75594/23/75063-ИП от 14.09.2023 г. за то, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, доказательств уважительности причин неисполнения не предоставлено ( л.д.9).
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей ( ч.3 ст.112).В соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Принципами исполнительного производства являются: законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст.4).
Решение начальника отделения – старшего судебного пристава Хилокского РОСП УФССП по Забайкальскому краю Расчупкиной О.А. о взыскании исполнительского сбора с ГУЗ «Хилокская ЦРБ» принципам законности не отвечает.
Так исходя из положений ст.1 указанного федерального закона судебными приставами-исполнителями осуществляется только принудительное исполнение судебных актов.
В соответствии с ч.9 ст.21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.
Согласно п.11 ч.1 ст.31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав – исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства в случае если исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 1.2 статьи 12, частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как следует из постановления от 14.09.2023 г. исполнительное производство возбуждено в отношении всех требований, содержащихся в исполнительном листе серия ФС № 046164585 от 14.08.2023 г., выданного Хилокскм районным судом Забайкальского края по делу № 2-325/2023. Тогда как срок для исполнения решения суда за период с сентября по декабрь 2023 г. у ГУЗ «Хилокская ЦРБ» не наступил, и в данной части исполнительный лист не мог быть предъявлен для принудительного исполнения, а исполнительное производство в данной части не могло быть возбуждено, имелись основания для отказа в возбуждении исполнительного производства. Кроме того, установив ГУЗ «Хилокская ЦРБ» срок для добровольного исполнения – 5 дней, судебный пристав не указал, какие требования должник должен исполнить добровольно в указанный срок, при том, что срок для принудительного исполнения требований за период сентябрь-декабрь 2023 г. не наступил. Установив 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований за период сентябрь-декабрь 2023 г. судебный пристав-исполнитель фактически изменил срок исполнения, установленный судебным решением. Кроме того, оснований для предъявления исполнительного листа для принудительного исполнения за периоды, предшествующие сентябрю 2023 г. у заместителя прокурора района, направившего исполнительный лист для принудительного исполнения, не было, поскольку каких либо доказательств неисполнения решения суда у заместителя прокурора не было, данный вопрос прокуратурой района не выяснялся, исполнительный лист направлен на принудительное исполнение формально.
Кроме того, исполнительский сбор взыскан судебным приставом-исполнителем за неисполнение ГУЗ «Хилокская ЦРБ» всех требований, содержащихся в исполнительном документе, следовательно, в том числе за неисполнение требований по которым не наступил даже срок исполнения в рамках исполнения решения суда и которые не могли и не должны были быть предъявлены для принудительного исполнения решения суда в порядке законодательства об исполнительном производстве. При таком положении ГУЗ «Хилокская ЦРБ» не могло нарушить и не нарушило срок, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении от 14.09.2023 г. для добровольного исполнения, а значит у судебного-пристава исполнителя не имелось оснований для принятия решения о взыскании с ГУЗ «Хилокская ЦРБ» исполнительского сбора.
Кроме того, в постановлении от 20.10.2023 г. начальник отделения – старший судебный пристав не указал, в чем состоит нарушение – какие конкретно требования исполнительного документа должник не исполнил в установленный судебным-приставом срок и за какой период. По материалам дела, в том числе по истребованным от административного ответчика материалам исполнительного производства, не усматривается, что судебный пристав-исполнитель устанавливал и выяснял обстоятельства исполнения/неисполнения ГУЗ «Хилокская ЦРБ» обязанности по организации обеспечения Яковлевой Н.В. лекарственными средствами в соответствии с решением суда, однако судебный пристав-исполнитель пришел к выводу, что исполнительный документ должником не исполнен в срок для добровольного исполнения, пришел к выводу, что уважительных причин для неисполнения должник не имел.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление от 20.10.2023 г. о взыскании с ГУЗ «Хилокская ЦРБ» исполнительского сбора вынесено начальником отделения – старшим судебным приставом Хилокского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю необоснованно и незаконно.
Поскольку исполнительский сбор взыскан незаконно, то ГУЗ «Хилокская ЦРБ» подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, заявленные административные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000,00 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 20.10.2023 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 75594/23/75063-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 14.09.2023 ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 14.08.2023 ░. ░░ ░░░░ № 2-325/2023.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 29.11.2023 ░.
░░░░░ – ░░░░░░░.
░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.