Дело № 2а-853/2022 (№2а-6427/2021)
42RS0019-01-2021-011199-27 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего: Сташковой Ю. С.
при секретаре: Будловой К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
04 марта 2022г.
дело по административному исковому заявлению Метальникова Н. В., Боболевой И. А. к Администрации Новокузнецкого городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Метальников Н.В., Боболева И.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Новокузнецкого городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка о признании незаконным бездействия.
Требования мотивированы тем, что административные истцы обратились в администрацию Новокузнецкого городского округа с заявлением о незамедлительном исполнении обязанности, установленной Федеральным законом Российской Федерации от 08.11.2007 № 257-ФЗ, просили включить в перечень автомобильных дорог, осуществить действия по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества - автомобильную дорогу от поселка Листвяги до поселка Апанас Новокузнецкого района протяженностью 22 км, а именно: участок автомобильной дороги на территории Куйбышевского района г. Новокузнецка. Полагают, что участок дороги протяженностью приблизительно 2,5 км является на сегодняшний день бесхозным. До настоящего времени, данные действия не осуществлены, ответом администрации Новокузнецкого городского округа от 16.04.2021 г. заявление административных ответчиков передано в Администрацию Новокузнецкого муниципального района. Считают, что бездействие администрации Новокузнецкого городского округа нарушает их права, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Просили признать незаконным бездействие администрации Новокузнцекого городского округа, выражающееся в непринятии мер к постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, а именно: участка автомобильной дороги от посёлка Листвяги до посёлка Апанас Новокузнецкого района протяженностью 2,5 км 9 от знака «граница Новокузнецкого района» до пересечения с улицей Ливинской г.Новокузнецка на каталоге координат осей автодорог Загорского сельского поселения Новокузнецкого района от точки 186 до точки 200).
Обязать административного ответчика в течении месяца после вступления судебного решения в законную силу осуществить действия по регистрации в качестве бесхозяйного недвижимого имущества участка автомобильной дороги от посёлка Листвяги до посёлка Апанас Новокузнецкого района протяженностью приблизительно 2,5 км ( от знака «граница Новокузнецкого района» до пересечения с улицей Ливинской г.Новокузнецка на каталоге координат осей автодорог Загорского сельского поселения Новокузнецкого района от точки 186 до точки 200).
Обязать административного ответчика принять меры по постановке на муниципальный баланс данных автомобильных дорог местного значения участок автомобильной дороги от посёлка Листвяги до посёлка Апанас Новокузнецкого района протяженностью приблизительно 2,5 км ( от знака «граница Новокузнецкого района» до пересечения с улицей Ливинской г.Новокузнецка на каталоге координат осей автодорог Загорского сельского поселения Новокузнецкого района от точки 186 до точки 200).
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка, в качестве заинтересованных лиц: Государственное казенное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», ООО «Сибэнергоуголь», Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, администрация Новокузнецкого муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, о чём вынесены определения.
В судебном заседании административные истцы Метальников Н.В., Боболева И.А., с участием представителя административных истцов Ильченко Е.В., действующего на основании устного ходатайства, представившего диплом о высшем юридическом образовании, уточнили административные исковые требования без изменения предмета заявленных изначально требований:
Просили признать незаконным бездействие администрации Новокузнецкого городского округа, выражающееся в непринятии мер к постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, а именно: участка автомобильной дороги от поселка Листвяги до поселка Апанас Новокузнецкого района протяженностью приблизительно 2,5 км (от знака «граница Новокузнецкого района» до пересечения с улицей Ливинской г.Новокузнецка на каталоге координат осей автодорог Загорского сельского поселения Новокузнецкого района от точки 186 до точки 200).
Обязать администрацию Новокузнецкого городского округа в течении 90 рабочих дней после вступления судебного решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке бесхозяйного недвижимого имущества - участка автомобильной дороги от поселка Листвяги до поселка Апанас Новокузнецкого района протяженностью приблизительно 2,5 км (от знака «граница Новокузнецкого района» до пересечения с улицей Ливинской г.Новокузнецка на каталоге координат осей автодорог Загорского сельского поселения Новокузнецкого района от точки 186 до точки 200).
Представили заключение специалиста № 055-11/19 ООО «Центральное бюро оценки и экспертизы», составленное в отношении иного участка автодороги, не относящегося к предмету настоящего административного искового заявление, а именно: участка дороги от развилки на Аммонитный склад до развилки на п. Апанас и въездной траншеи участка Ананьинский, составленного по заказу ООО «Сибэнергоуголь», как доказательство того, что участок автодороги, в отношении которого подан настоящий иск не имеет собственника, данным заключением специалиста №055-11/19, составленным по заказу ООО «Сибэнергоуголь» подтверждается данный факт, на схеме расположения дороги видно, что участок автодороги, в отношении которого подан настоящий иск не заходит на территорию где есть собственник дороги, он находится в пределах территории, относящейся к ведению администрации города. Полагают нарушение прав административных истцов состоит в бездействии администрации Новокузнецкого городского округа, которое выражается в непринятии мер к постановке на учёт спорного участка автодороги как бесхозяйного недвижимого имущества, поскольку он расположен в границах города Новокузнецка, не относится к автодороге, находящейся в ведении Новокузнецкого муниципального района, однако заявление административных истцов с просьбой осуществить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, было переадресовано в администрацию Новокузнецкого муниципального района, что подтверждается письмом за подписью первого заместителя Главы города Бедарева Е.А. от 16.04.2021г..
Представитель административных истцов Метальникова Н.В., Боболевой И.А. – Ильченко Е.В., действующий по устному ходатайству, уточненные административные исковые требования поддержал, пояснил, что административные исковые требования уточнены по причине отсутствия межевания, это участок дороги не имеет хозяина, не поставлен на учёт, отвечает всем признакам объекта недвижимости дорожной инфраструктуры. По спорному участку дороги истцы постоянно передвигаются, это единственная автомобильная дорога, которая соединяет город и п. Апанас. Полагает, что срок 90 рабочих дней достаточен для подачи подобного заявления.
Представитель административного ответчика Администрации Новокузнецкого городского округа Веревкина О.Г., действующая на основании доверенности, требования не признала, просила отказать, пояснив, что со стороны администрации города не проявлено бездействия, о котором заявляют истцы, поскольку для постановки любого участка автодороги на муниципальный баланс требуется значительное время и финансовые затраты бюджета, которые должны быть заранее запланированы. Отсутствие у данного участка автодороги собственника равно как отсутствие на сегодняшний день окончательного результата о принятии его на муниципальный баланс автомобильных дорог местного значения не может являться доказательством бездействия администрации.
Представитель заинтересованного лица Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка (УДКХ и Б) Бердников П.С., действующий на основании доверенности, пояснил, что на основании Положения об Управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка Управление является отраслевым органом администрации города Новокузнецка. Согласно Положению Управление реализует полномочия местного органа в сфере организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа, учитываемых на балансе Управления, дорожных сооружений, являющихся их технологическими частями, учитываемых на балансе Управления и обеспечения безопасности дорожного движения, а также осуществляет муниципальный контроль в дорожном хозяйстве в границах Новокузнецкого городского округа в соответствии с положением, утвержденным Новокузнецким городским Советом народных депутатов. Участок автодороги, о котором заявлено в настоящем административном иске на баланс УДКХ и Б администрацией города не передавался, сведениями о возможном собственнике либо постановке данного участка автодороги на учет Управление не располагает. Удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка Лебеденко К.П., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, пояснила, что КУМИ осуществляет отдельные исполнительные, распорядительные и контрольные функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Новокузнецкого городского округа в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством РФ, Кемеровской области-Кузбасса и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа, действует на основании Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка. К числу функций КУМИ в области приобретения и принятия имущества в муниципальную собственность Новокузнецкого городского округа относится осуществление постановки на учёт в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества. С учётом содержания, полученного на запрос суда ответа Росреестра, спорный участок дороги действительно является бесхозным, он не идентифицирован и не внесен в Единый Госреестр недвижимости, для его идентификации и постановки на кадастровый учёт необходимо время.
Представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка Уютова О.Ю., действующая на основании доверенности, требования не признала, пояснив, что согласно представленной истцами схеме по участкам дороги «Новокузнецк-Апанас», составленной на основании публичной кадастровой карты, спорный участок автодороги может иметь собственника, которым возможно является ООО «Энергия-НК», чьи права и интересы, в этом случае, также затрагиваются в ходе рассмотрения настоящего иска. Полагала это следует из представленной представителем ООО «Сибэнергоуголь» Схемы расположения запрашиваемой дороги.
Представитель заинтересованного лица ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено.
Представитель заинтересованного лица ООО «Сибэнергоуголь» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено. Ранее, в судебном заседании 09.02.2022г., представитель ООО «Сибэнергоуголь» Вершинина О.В., действующая на основании доверенности, представила Схему расположения запрашиваемой дороги в подтверждение того, что спорный участок, согласно обозначенных истцами координат, не является собственностью данного юридического лица, существующая технологическая автодорога ООО «Сибэнергоуголь» расположена совершенно в других границах, обозначена на карте желтым цветом.
Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено.
Представитель заинтересованного лица Администрации Новокузнецкого муниципального района Добреля В.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании представила заявление, поступившее непосредственно в Администрацию Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области от административных истцов и ответ на данное заявление, пояснив, что иных заявлений административных истцов в Администрацию Новокузнецкого муниципального района, в том числе перенаправленных из Администрации города Новокузнецка не поступало. Заявление, поступившее в Администрацию Новокузнецкого муниципального района, касается технологической дороги, собственником которой является ООО «Сибэнергоуголь» и не относится к предмету заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 215 ГК РФ)
В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со статьей 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности в иных случаях. Предусмотренных законом.
Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определен Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", в пункте 5 которого указано, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (части 2 статьи 5).
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц 9часть 3 статьи 5).
Статьей 3 названного закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Судом установлено, что административные истцы Метальников Н.В. и Боболева И.А. зарегистрированы и проживают в поселке Апанас Новокузнецкого района Кемеровской области.
Департаментом транспорта и связи Кемеровской области утвержден паспорт пригородного автобусного маршрута № 161 «Новокузнецк – Апанас» по состоянию на 10.11.2020 г., является пригородным и постоянным, который соединяет г. Новокузнецк и посёлок Апанас Новокузнецкого муниципального района. После поселка Листвяги осуществляется по дороге, расположенной на территории Новокузнецкого муниципального района. Таким образом, часть маршрута согласно утвержденной схеме опасных участков маршрута проходит по участку автомобильной от поселка Листвяги до поселка Апанас Новокузнецкого района протяженностью приблизительно 2,5 км (от знака «граница Новокузнецкого района» до пересечения с улицей Ливинской г.Новокузнецка на каталоге координат осей автодорог Загорского сельского поселения Новокузнецкого района от точки 186 до точки 200, который расположен на территории Новокузнецкого городского округа, является бесхозяйным, поскольку сведения о его собственнике не известны.
В ходе рассмотрения дела судом проверена вероятность принадлежности спорного участка автодороги какому либо собственнику, исследована Схема расположения запрашиваемой дороги, схема по участкам дороги «Новокузнецк-Апанас», составленная на основании сведений публичной кадастровой карты, заключение специалиста №055-11/19, согласно выводам которого ООО «Сибэнергоуголь» является собственником автодороги с обозначенным кадастровым №:№, расположенной между п. Листвяги-Ананьино-Новый Урал, являющейся технологической, которая не пересекается со спорным участком автодороги и не является его частью.
Согласно ответа Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области-Кузбассу от 01.03.2022 г. № 01766/10-05, предоставленного по определению суда от 09.02.2022 г. объект недвижимости – участок автомобильной дороги от поселка Листвяги до поселка Апанас Новокузнецкого района протяженностью 2,5 км (от знака «граница Новокузнецкого района» до пересечения с улицей Ливинской г. Новокузнецка на каталоге координат осей автодорог Загорского сельского поселения Новокузнецкого района от точки 186 до точки 200) – идентифицировать такой объект недвижимости в ЕГРН не представляется возможным.
Согласно заключению эксперта от 24.09.2020 об установлении возможности и путей проезда из г.Новокузнецка в пос. Апанас Загорского сельского поселения Новокузнецкого района Кемеровской области, составленного по заявлению Боболевой И.А. ООО «А-Терра Групп» вывод 1: Добраться из г.Новокузнецка до пос. Апанас Загорского сельского поселения Новокузнецкого района Кемеровской области круглогодично независимо от погодных условий можно только на автомобильном транспорте и только по автодороге «Пос. Листвяги-пос. Апанас» (стр.15 Заключения эксперта от 24.09.2020г.);
Автодорога п.Листвяги – п. Апанас представляет из себя обустроенную проезжую часть с гравийно-щебеночным покрытием шириной от 8 до 16 метров с двумя полосами движения по одной в каждую сторону. По дороге ходит общественный транспорт, в том числе рейсовые автобусы из г. Новокузнецка.
(стр.18 Заключения эксперта от 24.09.2020г.)
Согласно ответов эксперта, на поставленные вопросы-автодорога «пос. Листвяги- пос. Апанас» относительно проходима только в сухую погоду. Для движения общественного транспорта не пригодна, в том числе, в части спорного участка автодороги.
Не доверять данным выводам у суда оснований не имеется, поскольку в проведении экспертизы участвовали эксперты, обладающие достаточной квалификацией и имеющие значительный стаж работы по специальности ( стр.3 Заключения экспертизы от 24.09.2020г.)
Согласно ответа Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса часть автомобильной дороги от границы Новокузнецкого района до 0 км автодороги п. Листвяги – Апанас в реестре государственного имущества Кузбасса не учитывается, следовательно, не является собственностью Кемеровской области – Кузбасса. Комитет не располагает сведениями о характеристиках, а также владельце данного участка дороги.
Согласно сведениям Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса данный участок автомобильной дороги не относится к имуществу Кемеровской области – Кузбасса.
Согласно сведениям администрации Новокузнецкого муниципального района спорный участок автомобильной дороги не относится к имуществу Новокузнецкого муниципального района.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный участок автомобильной дороги от поселка Листвяги до поселка Апанас Новокузнецкого района протяженностью приблизительно 2,5 км (от знака «граница Новокузнецкого района» до пересечения с улицей Ливинской г.Новокузнецка на каталоге координат осей автодорог Загорского сельского поселения Новокузнецкого района от точки 186 до точки 200, является бесхозяйным, поскольку сведения о его собственнике не известны.
При этом, суд считает, что спорная часть автомобильной дороги является недвижимым имуществом - сооружением, поскольку обладает присущими для этого признаками.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
Судом установлено, что спорная часть автомобильной дороги является неотъемлемой частью автомобильной дороги, соединяющей п. Листвяги г. Новокузнецка с п. Апанас и далее с д. Мостовая Новокузнецкого муниципального района. Другие части этой автомобильной дороги поставлены на кадастровый учет и право собственности на них зарегистрировано за ООО «Сибэнергоуголь», Кемеровской областью – Кузбассом и Новокузнецким муниципальным районом. Спорная часть автомобильной дороги создана на земельном участке, с разрешенным использованием «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования (предоставленные на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линии связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов)», имеет специально созданное гравийно-щебеночное дорожное покрытие, обустроена элементами дорожной инфраструктуры – дорожные знаки, водоотводные канавы, подземные водопроводные системы, предназначена для движения автомобильного транспорта, в том числе для движения автобусов по постоянному пригородному маршруту, т.е. обладает самостоятельными полезными свойствами, специально для этого создана и является самостоятельным объектом, что позволяет суду отнести данную часть автомобильной дороги к недвижимым вещам. Спорная часть автомобильной дороги отмечена на Генеральном плане Загорского сельского поселения Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области. Соответственно, с учетом положений статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, автомобильная дорога является линейным объектом, права на который подлежат регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Спорная часть автомобильной дороги является частью дорожной инфраструктуры Новокузнецкого городского округа, используется неограниченным кругом лиц, полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на данной территории законом возложены на органы местного самоуправления. Отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Кроме того, законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц. В результате допущенного бездействия нарушаются права граждан, в том числе административных истцов, на безопасные условия движения по дорогам.
На основании Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, утвержденным решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.03.2011 № 3/36, КУМИ является функциональным органом администрации города Новокузнецка, входит в систему исполнительных органов местного самоуправления и осуществляет отдельные исполнительные, распорядительные и контрольные функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Новокузнецкого городского округа в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области-Кузбасса, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа. КУМИ наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением и может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности. К числу функций КУМИ в области приобретения и принятия имущества в муниципальную собственность Новокузнецкого городского округа относится осуществление постановки на учёт в регистрирующем органе бесхозного недвижимого имущества, признание в суде в установленном порядке права муниципальной собственности городского округа на бесхозяйное движимое и недвижимое имущество, находящееся на территории Новокузнецкого городского округа.
На основании Положения об Управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.04.2011 № 4/52, УДКХиБ является отраслевым органом администрации города Новокузнецка, входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, наделено правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, реализует полномочия органа местного самоуправления в сфере организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа (учитываемых на балансе Управления), дорожных сооружений, являющихся их технологическими частями, учитываемых на балансе Управления, и обеспечения безопасности дорожного движения.
Спорный участок автомобильной дороги фактически является бесхозяйным имуществом, отвечает признакам автомобильной дороги общего пользования местного значения, на кадастровом учете не стоит, зарегистрированных прав в отношении него не имеется, сведения о владельце отсутствуют, в связи с чем, административный ответчик, на территории которого расположен спорный участок автодороги, является единственным органом местного самоуправления, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного в силу возложенных на него полномочий. Однако до настоящего времени Администрацией Новокузнецкого городского округа мер к постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, а именно: участка автомобильной дороги от поселка Листвяги до поселка Апанас Новокузнецкого района протяженностью приблизительно 2,5 км (от знака «граница Новокузнецкого района» до пересечения с улицей Ливинской г.Новокузнецка на каталоге координат осей автодорог Загорского сельского поселения Новокузнецкого района от точки 186 до точки 200 не принято.
Кроме того, для его надлежащего оформления органу местного самоуправления следует провести ряд действий по постановке на учёт бесхозяйного имущества, признании права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе, по формированию земельного участка, присвоению кадастрового номера земельному участку и автомобильной дороге, постановке на учёт, паспортизации дороги, в связи с чем, требования о признании незаконным бездействия администрации Новокузнецкого городского округа, выражающееся в непринятии мер к постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества-спорной части автомобильной дороги и понуждении администрации Новокузнецкого городского округа в течение 90 рабочих дней после вступления судебного решения в законную силу осуществить действия по регистрации спорной части автомобильной дороги в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, подлежат удовлетворению.
В отношении привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка не усматривается бездействия в непринятии мер к постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, а именно: участка автомобильной дороги от поселка Листвяги до поселка Апанас Новокузнецкого района протяженностью приблизительно 2,5 км (от знака «граница Новокузнецкого района» до пересечения с улицей Ливинской г.Новокузнецка на каталоге координат осей автодорог Загорского сельского поселения Новокузнецкого района от точки 186 до точки 200, поскольку до исполнения администрацией Новокузнецкого городского округа обязанности по совершению действий по постановке на учёт бесхозяйного имущества реализация полномочий УДКХ и Б по организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа, в случае дальнейшей передачи спорного участка на баланс Управления, а также полномочий КУМИ по постановке на учёт в регистрирующем органе бесхозного недвижимого имущества, признание в суде в установленном порядке права муниципальной собственности городского округа на бесхозяйное движимое и недвижимое имущество, находящееся на территории Новокузнецкого городского округа, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 2,5 ░░ (░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 186 ░░ ░░░░░ 200.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 90 ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 2,5 ░░ (░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 186 ░░ ░░░░░ 200.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░. ░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ __________
░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░ ░/░ ░░░░░░░ ░.░.
«10» ░░░░░ 2022░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-853/2022 (№ 2░-6427/2021) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░