Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Кузьминой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мутовкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2023 года в р.п. Юргамыш Курганской области административное дело по административному исковому заявлению Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области к Юргамышскому РОСП УФССП России по Курганской области, УФССП России по Курганской области, заместителю начальника отделения - заместителю старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области Махниной А.Ю., об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
Администрация Юргамышского муниципального округа Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Юргамышскому РОСП УФССП России по Курганской области, УФССП России по Курганской области, заместителю начальника отделения - заместителю старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области Махниной А.А., об освобождении от исполнительского сбора.
В обоснование административных исковых требований указали, что заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП Росии по Курганской области Махниной А.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области, в размере 50 000 руб.
Администрация Юргамышского муниципального округа Курганской области учреждена на основании решения Думы Юргамышского муниципального округа Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрирована в качестве юридического лица 12.07.2022г. Администрация Юргамышского муниципального округа Курганской области является правопреемником Администрации Карасинского сельсовета, в отношении которой возбуждено исполнительной производство.
В связи с тем, что постановление о замене стороны исполнительного производства от 20.04.2023г. вынесено после срока формирования проекта бюджета на очередной финансовый год, в бюджете Юргамышского муниципального округа Курганской области на 2023 год средств на исполнение решения суда не предусмотрено.
С учетом сроков проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ориентировочный срок исполенения решения суда – 1 половина мая 2024 г.
Администрация Юргамышского муниципального округа Курганской области полагает, что заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области не установлена вина должника, возложение обязанности по уплате исполнительского сбора не повлияет на надлежащее исполение решения суда, просит оствободить Администрацию Юргамышского муниципального округа Курганской области от исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области Махниной А.А. по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание представитель административного истца Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представители административных ответчиков Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области, УФССП России по Курганской области, заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области Махнина А.А., не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Финансового отдела Администрации Юргамышского муниципального округа, ОГИБДД МО МВД России «Юргамышский», в судебное заседание не явились, о его дате, времени и месте извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Прокурора Юргамышского района помощник прокурора Юргамышского района Бажанова А.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административного иска.
Суд определил, рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административного истца, административных ответчиков, судебного пристава-исполнителя, заинтересованных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10. 2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями п. 11 ст. 30, п. 1 ст. 105, п.п. 1-7 ст. 112,116 Закона об исполнительном производстве в ч. 1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. (часть 2 указанной статьи 112).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что решением Юргамышского районного суда от 07.04.2022г. были удовлетворены исковые требования прокурора Юргамышского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Карасинского сельсовета о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по постановке на учет транспортного средства.
На Администрацию Карасинского сельсовета возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда поставить на учет в ОГИБДД МО МВД России «Юргамышский» транспортное средство ЗИЛ 1313 АЦ – 40 (131).
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации Карасинского сельсовета возбуждено исполнительное производство №, срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не устанавливался в соответствии с ч. 14 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановление направлено в адрес Администрации Карасинского сельсовета 30.11.2022г. (ШПИ 64120075606513), получено 03.12.2022г.
Таким образом, должник – Администрация Карасинского сельсовета своевременно ознакомлена с постановлением о возбуждении исполнительного производства.
На основании закона Курганской области от 10.12.2021г. «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Юргамышского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование – Юргамышский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» Думой Юргамышского муниципального округа Курганской области принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о ликвидации Администрации Карасинского сельсовета.
Решением Думы Юргамышского муниципального округа Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № учреждена Администрация Юргамышского муниципального округа Курганской области, которая является правопреемником Администрации Карасинского сельсовета, в отношении которой возбуждено исполнительной производство.
Определением Юргамышского районного суда Курганской области от 28.03.2023г. произведена замена должника – Администрации Карасинского сельсовета Юргамышского района на стадии исполнения решения Юргамышского районного суда Курганской области от 7 апреля 2022 года по административному делу №, на должника – Администрацию Юргамышского муниципального округа Курганской области, ИНН 4500002050, ОГРН 1224500003144.
Заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области 20.04.2023г. вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ. Правопреемнику разъяснено, что все действия, совершенные до его вступление в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
В рамках данного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области вынесено постановление № о взыскании с должника Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 29.06.2023г. Данное постановление подписано электронной подписью заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области Махниной А.А., электронная подпись начальника отделения - старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области Сметаниной Т.К., на постановлении отсутствует.
Постановления о возбуждении исполнительного производства, о замене стороны исполнительного производства, о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству и установлении нового срока исполнения, и их своевременное получение Администрацией Юргамышского муниципального округа Курганской области не оспаривалось.
На момент рассмотрения настоящего административного иска требования по исполнительному производству № не исполнены, производство не окончено.
Учитывая установленное судом своевременное получение административным истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства и неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа Администрацией Юргамышского муниципального округа Курганской области, суд приходит к выводу о том, что постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской области Махниной А.А. от 09.06.2023г., о взыскании исполнительского сбора, соответствует положениям статьи 112 Закона Об исполнительном производстве.
Пункт 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 50) устанавливает, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исходя из указанных разъяснений освобождение или уменьшение исполнительского сбора является правом, а не обязанностью суда и разрешая данный вопрос суд должен оценить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по спору.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П признал исполнительский сбор санкцией штрафного характера, возложением на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату, зачисляемую в бюджет, в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Как установлено в судебном заседании, Администрация Юргамышского муниципального округа Курганской области не исполнила обязанность по постановке на учет в ОГИБДД МО МВД России «Юргамышский» транспортного средства ЗИЛ 1313 АЦ – 40 (131). Для постановки на учет указанного транспортного средства необходима замена двигателя, стоимость которого составляет около 250 000 руб. Постановление о замене стороны исполнительного производства от 20.04.2023г. вынесено после срока формирования проекта бюджета на очередной финансовый год, в бюджете Юргамышского муниципального округа Курганской области на 2023 год средств на исполнение решения суда не предусмотрено, кроме того преобрести двигатель необходимо с соблюдением всех процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Поскольку исполнительный документ не был исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
Поскольку постановление о замене стороны исполнительного производства № на правопреемника - Администрацию Юргамышского МО, вынесено 20.04.2023г., дефицит бюджета на 2023г. составляет 17 929,8 тыс. руб., в бюджете Юргамышского муниципального округа денежных средств на исполнение решения суда не предусмотрено, а также с учетом сроков проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". То суд приходит к выводу о том, что Администрация Юргамышского муниципального округа не исполнила решение суда по не зависящим от нее основаниям.
Таким образом, в неисполнении решении суда отсутствует вина административного истца.
Проверив доводы административного истца о наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа в установленный срок, о принятии им необходимых мер для своевременного исполнения предписания судебного пристава-исполнителя, отсутствие вины и с учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым освободить Администрацию Юргамышского муниципального округа Курганской области от исполнительского сбора.
Административным истцом в административном исковом заявлении в качестве административного ответчика по делу указано Юргамышское РОСП УФССП России по Курганской области, при этом суд считает, что надлежащим административным ответчиком по заявленным Администрацией Юргамышского муниципального округа Курганской области требованиям он не является, поскольку не может заменить судебного пристава – исполнителя в качестве административного ответчика по делу, в связи с чем административному истцу, в части предъявления требований к Юргамышскому РОСП УФССП России по Курганской области, следует отказать? как предъявленное к ненадлежащему ответчику.
Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку в данном случае административный истец не обжалует постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Юргамышского РОСП УФССП России по Курганской Махниной А.А. от 09.06.2023г. по исполнительному производству № а просит освободить от взыскания исполнительского сбора, то в данном случае срок для обращения в суд с настоящим административным иском Администрацией Юргамыского муниципального округа Курганской области не пропущен.
Руководствуясь ст. 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 09.06.2023░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░24 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ 16 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░