Дело №2а-158/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Урюпинск 28 февраля 2022 года
Судья Урюпинского городского суда Волгоградской области Миронов А.В., при секретаре судебного заседания Нестеровой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ростовской таможни к Яковлеву ВА о восстановлении пропущенного процессуального срока, о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени
установил:
Ростовская таможня обратилась в Урюпинский городской суд с административным иском к Яковлеву В.А. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени в общей сумме 417 665 руб. 09 коп..
В обоснование иска указано, что 07 мая 2015г. Яковлевым В.А. было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство. Срок временного ввоза установлено до 06 мая 2016г..
В связи с не вывозом транспортного средства в установленный срок, было вынесено решение по результатам таможенного контроля и 21 июля 2020г. в адрес Яковлева В.А. было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей в размере 350 600 руб. 14 коп..
До настоящего времени уведомление Яковлевым В.А. не исполнено.
В связи с изложенным административный истец просит взыскать с Яковлева В.А. сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 261 054 руб. 73 коп. и пени в размере 156 610 руб. 36 коп., а всего 417 665 руь. 09 коп.. Также просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представили возражения относительно административного истца, а также приемосдаточный акт об утилизации транспортного средства. В возражения указано на пропуск административным истцом срока для направления уведомления. Также указал, что он является участником программы по добровольному переселению, ранее транспортное средство не ввозил, что является основанием для освобождения его от таможенного сбора.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п.1 ст.264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Статья 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза регулирует возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, срок их уплаты и исчисление.
Согласно подпункта 7 пункта 2 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, прекращается у декларанта в случае признания таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящей статьей в отношении этих товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 N 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» при разрешении споров, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования в связи с невывозом с таможенной территории Союза в день истечения срока, в период которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 Таможенного кодекса, судам следует учитывать положения подпункта 7 пункта 2 статьи 268 Таможенного кодекса, предусматривающие возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании таких фактов, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) могут свидетельствовать невозможность проведения восстановительного ремонта поврежденного имущества, либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии, либо равенство этих стоимостей.
Обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей в соответствии с названной нормой, также может признаваться неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого объективно невозможен его обязательный вывоз ввиду фактического отсутствия транспортного средства на день истечения срока правомерного нахождения транспортного средства на таможенной территории Союза.
Возложение обязанности по уплате таможенной пошлины за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства, фактически является возложением финансовых обременений на декларанта при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, и тем самым - увеличением имущественного вреда, причиненного потерпевшему от преступления.
07 мая 2015г. Яковлев В.А. временно ввез на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство – ВАЗ 2107, 1994 г.в., VIN №, объем двигателя 1452 куб.см.. Срок временного ввоза транспортного средства установлено до 06 мая 2016г. (л.д.19-26).
Как следует из приемосдаточного акта от 08 апреля 2016г. ввезенное транспортное средство было принято ООО «ВолгоМетЛом» в качестве лома черных металлов за 3 690 руб.
Как пояснял в ходе подготовки дела к рассмотрению Яковлев В.А., транспортное средство пришло в негодность в связи с естественным износом и давностью изготовления. Поскольку он является беженцем, у него отсутствовали денежные средства, он принял решение сдать автомобиль на металлолом.
Таким образом, Яковлев В.А., объективно не имел возможности осуществить вывоз транспортного средства.
20 декабря 2017г. было принято Решение Совета Евразийской экономической комиссии от N 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Приложением №3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 установлен «Перечень случаев и условий ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов».
Согласно п.6 указанного перечня иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов:
б) авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства-члена, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию Союза авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.
Как следует из представленных документов Яковлев В.А. с 26 января 2015г. являлся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. 22 мая 2015г. Яковлев В.А. получил паспорт гражданина РФ и с 26 июля 2016г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Ввоз одной единицы транспортного средства для личного пользования осуществлен Яковлевым В.А. 07 мая 2015г., то есть не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена. Ранее им не осуществлялся ввоз транспортных средств.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Яковлев В.А., в рассматриваемом случае освобождён от уплаты таможенных пошлин.
Согласно п.1, ч.1 п.8 ст.71 Федерального закона от 03 августа 2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются: если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению;
Как следует из материалов дела, срок временного ввоза транспортного средства был установлен до 06 мая 2016г..
Частью 5 ст.286 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса.
Согласно ч.3 п.6 ст.268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в пункте 5 настоящей статьи, считается: в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса.
В силу указанных норм, обязанность по уплате таможенных пошлин возникла у Яковлева В.А. 07 мая 2016г., следовательно
Согласно ч.1 п.8 ст. 71 Федерального закона от 03 августа 2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению;
Предельный срок направления уведомления Яковлеву В.А. истек 07 мая 2019г., вместе с тем уведомления в адрес Яковлева В.А. направлено административным истцом 21 июля 2020г. (л.д.27-34).
Таким образом, административным истцом пропущен срок направления уведомления, что исключает применение мер взыскания таможенных платежей.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для предъявления административного иска. В обоснование ходатайства о восстановлении срока указано, что четких критериев уважительного пропуска срока не установлено, однако данное ходатайство заявлено в целях защиты государственных и экономических интересов РФ.
Доводы административного истца не позволяют суду сделать вывод о возможности восстановления пропущенного срока. Защита государственных и экономических интересов Российской Федерации в области таможенного регулирования осуществляется органами таможенного регулирования РФ, следовательно, сама по себе деятельность органов таможенного регулирования не может являться основанием для восстановления пропущенного срока. В рассматриваемом случае срок был пропущен административным истцом в результате его бездействия, обоснованность которого административным истцом суду не приведена.
Каких-либо уважительных причин, препятствующих своевременному направлению уведомления в адрес административного ответчика, административным истцом не указано и судом не установлено.
В силу изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.