Дело № 2а-1219/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Полубоярова Е.Г.,
при секретаре Набиевой Г.А.,
с участием представителя административного истца Берко В.М., представителей административных ответчиков: администрации Волгограда Клещевой А.Б., департамента муниципального имущества администрации Волгограда Гавриковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 марта 2023 года в городе Волгограде административное дело по административному иску Оглы Кристины Литовковны к администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества г. Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
установил:
Оглы К.Л. обратилась в суд с вышеназванным административным иском к администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества г. Волгограда. Заявленные требования мотивирует тем, что 23.10.2022 Оглы К.Л. обратилась в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении информации о сроках снятия с кадастрового учета здания с кадастровым номером №..., площадью 20,9 кв.м., расположенного по адресу ... в связи с его фактической ликвидацией. В установленные законом сроки ответ по существу поставленного вопроса не поступил. 06.11.2022 Оглы К.Л. обратилась в прокуратуру Советского района Волгограда с жалобой на бездействия администрации Волгограда с просьбой принять меры прокурорского реагирования и обязать орган местного самоуправления снять с кадастрового учета здание с кадастровым номером №..., площадью 20,9 кв.м., расположенного по адресу ... в связи с его отсутствием по факту. Прокуратурой Советского района г. Волгограда жалоба Оглы К.Л. перенаправлена в Департамент муниципального имущества Волгограда. 06.12.2022 администрация Волгограда дала ответ Оглы К.Л. в котором сообщила о продлении срока рассмотрения ее обращения до 23.12.2022. Согласно письма Облкомимущества от 15.11.2022, государственный орган 11.11.2022обратился с аналогичным вопросом в администрацию Волгограда. Срок бездействия администрации Волгограда составляет три месяца. Бездействие административных ответчиков нарушает право административного истца на согласование свободного земельного участка в соответствии с нормами Закона №123-ОД. Оглы К.Л. состоящая на учете как многодетная семья обратилась в Облкомимущество о согласовании возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка по .... Письмом Облкомимущества от 17.11.2022 Оглы К.Л. было отказано в предоставлении земельного участка, т.к. согласно выписке из ЕГРН имеются сведения о здании с кадастровым номером №.... Вместе с тем, интересующий земельный участок много лет является пустующим, не огорожен, следы хозяйственной деятельности отсутствуют.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Волгограда, ДМИ администрации Волгограда выразившиеся в не совершении действий по снятию с кадастрового учета прекратившего свое существование здания с кадастровым номером №.... Возложить на административных ответчиков обязанность совершить действия по обращению в уполномоченный орган с заявлением о снятии с кадастрового учета прекратившего свое существование здания с кадастровым номером №....
Административный истец Оглы К.Л. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила участие в деле представителя по доверенности.
Представитель административного истца Берко В.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представители административных ответчиков: администрации Волгограда Клещева А.Б., департамента муниципального имущества администрации Волгограда Гаврикова А.И. в судебном заседании заявленные требование не признали.
Представители заинтересованных лиц Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управления Росреестра по Волгоградской области, прокуратуры г. Волгограда, заинтересованное лицо Фирсова Л.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По правилам ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч.1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что в административном иске речь идет о длящемся бездействии, ответ на обращение истцом получен 06.12.2022, таким образом, срок на обращение в суд не пропущен.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 статьи 131 указанного выше Кодекса, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
29.06.2021 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), направленный на актуализацию реестра недвижимости в части сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости.
В частности, Законом предусмотрено наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органов местного самоуправления полномочиями по выявлению сведений о таких правообладателях, введена статья 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 69.1 вышеуказанного Федерального закона, предусмотрено, что для выявления сведений о таких правообладателях уполномоченные органы должны проанализировать все имеющиеся архивные сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости и документы, подтверждающие такие права. Для целей сбора сведений непосредственно о правообладателе уполномоченные органы имеют право направлять межведомственные запросы в органы и организации: МВД, в Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы; в органы ЗАГС; в ФНС России и ее территориальные органы; нотариусам.
Согласно ч. 8 ст. 69.1 Федерального закона №218-ФЗ, в случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости. Не позднее чем за тридцать дней до подачи указанного заявления уполномоченный орган обязан уведомить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя такого объекта недвижимости, способами, указанными в пункте 2 части 9 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что 23.10.2022 Оглы К.Л. обратилась в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении информации о сроках снятия с кадастрового учета здания с кадастровым номером №..., площадью 20,9 кв.м., расположенного по адресу ... в связи с его фактической ликвидацией.
06.11.2022 Оглы К.Л. обратилась в прокуратуру Советского района Волгограда с жалобой на бездействия администрации Волгограда с просьбой принять меры прокурорского реагирования и обязать орган местного самоуправления снять с кадастрового учета здание с кадастровым номером №..., площадью 20,9 кв.м., расположенного по адресу ... в связи с его отсутствием по факту. Прокуратурой Советского района г. Волгограда жалоба Оглы К.Л. перенаправлена в Департамент муниципального имущества Волгограда.
06.12.2022 администрация Волгограда дала ответ Оглы К.Л. в котором сообщила о продлении срока рассмотрения ее обращения до 23.12.2022. Согласно письма Облкомимущества от 15.11.2022, государственный орган 11.11.2022 обратился с аналогичным вопросом в администрацию Волгограда.
Заявляя о незаконном бездействии ответчиков, административный истец указывает, что с 23.10.2022 действия по установлению правообладателей в разумные сроки не произведены.
Доводы административного истца в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из представленных материалов видно, что органом местного самоуправления в лице уполномоченных подведомственных органов направлены запросы, предусмотренные ст. 69.1 Закона №218-ФЗ, в частности администрацией Советского района Волгограда 27.10.2022 в МУП «ЦМБТИ», 15.11.2022 в отдел ЗАГС администрации Советского района г. Волгограда, 15.11.2022г. в налоговый орган; нотариальную палату Волгоградской области; в отдел полиции и в УПФР в Советском районе Волгограда.
Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда 24.01.2023 направлены запросы в Отдел ЗАГС администрации Советского района Волгограда; в управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области и в информационный центр ГУ МВД России по Волгоградской области.
Согласно письма МУП «ЦМБТИ» от 02.12.2022, согласно данным инвентаризации на 20.09.1983 по адресу ... имелось строение общей площадью 20,9 кв.м., которое использовалось как жилое. Сведения о зарегистрированных до 05.12.1998 правах собственности на указанный объект в Ворошиловском отделении МУП «ЦМБТИ» отсутствуют.
В соответствии с техническим паспортом на индивидуальный жилой дом по адресу ..., имеются сведения о его предоставлении Фирсовой (Филенковой) Л.А.
13.01.2023 из ГУ МВД по Волгоградской области поступил ответ согласно которого Фирсова Л.А. зарегистрированной или снятой с регистрационного учета в г. Волгограде и Волгоградской области не значится.
Таким образом, из представленных документов усматривается, что запросы, предусмотренные ст. 69.1 Закона №218-ФЗ административным ответчиком направлены, в настоящее время осуществляется сбор и анализ поступающей информации. После поступления информации о правообладателе объекта возможны дальнейшие действия по снятию с учета объекта недвижимости, прекратившего свое существование.
Ссылки представителя административного истца о том, что с 23.10.2022 административные ответчики бездействовали, запросы не были направлены в разумные сроки и не осуществляется контроль за поступлением ответов на запросы, суд полагает необоснованными, поскольку предельные сроки для осуществления соответствующих действий по выявлению правообладателя объекта ст. 69.1 Закона №218-ФЗ не предусмотрены, какого либо административного регламента по указанной процедуре также не принято.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административными ответчиками не допущено незаконного бездействия, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.03.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░