УИД 11RS0001-01-2023-005115-58 Дело № 2а-5781/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
рассмотрев 11 мая 2023 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц к главному управлению МЧС России по Республике Коми, председателю аттестационной комиссии Сыктывкарского отделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Республике Коми Молчанову ..., Чаркову ... о признании решения №... от ** ** ** незаконным, аннулировании удостоверения от ** ** **,
установил:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к главному управлению МЧС России по Республике Коми, Чаркову В.А., в котором просит признать решение аттестационной комиссии №... от ** ** ** Сыктывкарского отделения ФКУ «Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Коми» о предоставлении Чаркову В.А., права управления маломерными судами - гидроциклом незаконным и аннулировании удостоверение № №... от ** ** ** на право управления маломерным моторным судном - гидроциклом, выданное ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Коми» Чаркову В.А.
В обоснование заявленных требований указал, что аттестация на право управления маломерными суднами и выдача соответствующего удостоверения Чаркову В.А. осуществлены с нарушением с установленного порядка. Проверку навыков практического управления маломерным судном он не проходил. Неправомерные действия Молчанова А.В., направленные на злоупотребление должностными полномочиями, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, заинтересованных в том, чтобы маломерным судном - источником повышенной опасности управлял гражданин, имеющий необходимые навыки, и при отсутствии таковых Чарков В.А., в качестве судоводителя, создавал реальную угрозу безопасности на воде неопределенного круга лиц, являющихся участниками речного и морского судоходства.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен председатель аттестационной комиссии Сыктывкарского отделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Республике Коми Молчанов А.В.
В судебном заседании помощник прокурора Эжвинской прокуратуры г. Сыктывкара Республики Коми Коданева И.И. на удовлетворении требований настаивала.
Защитник Чаркова В.А. – адвокат Щеголев П.И. не возражал против удовлетворения требований, указывая, что без решения суда аннулирование удостоверения невозможно.
Председатель аттестационной комиссии Сыктывкарского отделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Республике Коми Молчанов А.В. извещенный по последнему известному месту жительства, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил.
Главное управление МЧС России по Республике Коми направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По правилам статьи 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ при оценке законности оспариваемых действий подлежат установлению их соответствие требованиям нормативных правовых актов и нарушение указанными действиями прав, законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу приговором Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от ** ** ** Молчанов А.В. осужден по ч. 1 ст. 285 УК РФ, ч. 1 ст. 292 УК РФ.
Из указанного приговора следует, что в период времени с ** ** ** по ** ** ** Чарков В.А. обратился к Варлову М.Н., старшему государственному инспектору по маломерным судам ГИМС г. Сыктывкара с просьбой оказать содействие в получении права на управление маломерным судном - гидроциклом.
В свою очередь Варлов М.Н., поддерживая длительные дружеские и доверительные отношения с Молчановым А.В., являющимся старшим государственным инспектором по маломерным судам – руководителем Сыктывкарского инспекторского отделения центра ГИМС ГУ МЧС по Республике Коми и председателем аттестационной комиссии на право управления маломерным судном, обратился к последнему с просьбой оказать содействие Чаркову В.А. в прохождении экзаменационных испытаний на право управления маломерным судном - гидроциклом, на что Молчанов А.В. дал свое согласие.
Молчанов А.В., находясь на рабочем месте в здании Сыктывкарского инспекторского отделения Центра Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС РФ по Республики Коми, расположенном по адресу: ..., заведомо и достоверно зная, что Чарков В.А., не сдавал практическую часть экзамена на право управления маломерным судном - гидроциклом, используя свои полномочия вопреки интересам службы, внес заведомо ложные сведения в официальный документ - личную карточку судоводителя Чаркова В.А., самостоятельно внеся рукописную запись «навыки практического управления маломерным судном проверены на гидроцикле для плавания в районе МП» оценка «зачтено», заверив данные сведения своей фамилией и личной подписью, после чего передал вышеуказанную личную карточку судоводителя секретарю аттестационной комиссии ФИО8, который в свою очередь, введенный в заблуждение относительно действительности сведений, внес в протокол заседания аттестационной комиссии №... от ** ** **, являющийся официальным документом, сведения о сдаче Чарковым В.А. экзамена (зачета), который в последующем был утвержден самим Молчановым А.В., как председателем аттестационной комиссии, и направлен в Центр ГИМС МЧС России по Республике Коми, на основании которого были изготовлены удостоверения на право управления маломерным судном на имя Чаркова В.А. - серии АЭ №..., сроком действия с ** ** ** по ** ** **.
В соответствии с абз. 9 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», абз. 17 п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, под транспортным средством понимается устройство, приводимое в движение двигателем, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; данный термин охватывает любые виды транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, грузов и оборудования по дорогам, причем как механические, так и немеханические транспортные средства (городские, пригородные, междугородные), троллейбусы, трамваи, метро, железнодорожный, воздушный и водный транспорт.
Понятие судна как транспортного средства приведено в абз. 5 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, согласно которому им является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (абз. 17 ст. 3 Кодекса).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к объектам повышенной опасности относятся объекты водного транспорта, поскольку использование данных объектов связано с гибелью большого количества людей, причинением значительного ущерба.
Порядок определения уровня знаний, умений и навыков при аттестации для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов в период с ** ** ** по ** ** **, определялись Правилами аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 27.05.2014 № 262.
Пунктом 3.1 вышеуказанных Правил установлено, что аттестация проводится на основании: проверки документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленным типу маломерного судна и району плавания; проверки теоретических знаний заявителя по заявленным типу маломерного судна и району плавания; проверки навыков практического управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания.
Согласно пункта 1.2 Правил, для управления маломерными судами следует пройти аттестацию на право управления маломерными судами, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на определение способности безопасно управлять маломерными судами. По результатам такой аттестации лицу выдается документ, удостоверяющий право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях (удостоверение на право управления маломерным судном) (п. 1.5 Правил). Такое удостоверение действительно на маломерных судах, имеющих право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, при использовании этих судов в некоммерческих целях.
В соответствии с п. 3.1 Правил, аттестация проводится в следующей последовательности: а) проверка документов заявителя, необходимых для проведения аттестации по заявленным типу (типам) маломерного судна и району (районам) плавания (далее - документы); б) проверка теоретических знаний заявителя по заявленным типу (типам) маломерного судна и району (районам) плавания (далее - проверка теоретических знаний); в) проверка навыков практического управления маломерным судном заявленного типа (типов) в заявленном районе (районах) плавания (далее - проверка практических навыков).
Итоговое решение о предоставлении заявителю права управления маломерными судами принимается аттестационной комиссией по результатам проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя (п. 39 Правил).
Пунктом 10.3 Правил установлено, что заявителю, которому по результатам проведения аттестации предоставлено право управления маломерным судном, выдается (направляется) удостоверение. Форма удостоверения, выдаваемого на бумажном носителе, приведена в приложении № 8 к данным Правилам. Удостоверение действительно в течение 10 лет со дня его выдачи.
Из изложенного следует, что аттестация на право управления маломерными суднами и выдача соответствующего удостоверения Чаркову В.А. осуществлены с нарушением с установленного порядка. Проверку навыков практического управления маломерным судном он не проходил.
По данным ГУ МЧС России по Республике Коми от ** ** **, удостоверение на право управления маломерным судном изготовлено, внесено в базу АИС ГИМС, однако Чаркову В.А. не выдано ввиду изъятия в рамках следственных действий по уголовному делу.
Сведения об аннулировании удостоверения отсутствуют.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, а также, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащим» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В силу п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Эжвинского района г. Сыктывкара требований и наличии оснований для их удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ..., ░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░ ** ** ** ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ** ** ** - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №... ░░ ** ** ** ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ... ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № №... ░░ ** ** ** ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░ ... ** ** ** ░.░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░