В окончательном виде изготовлено 19.06.2024 года
Дело № 2а-6606/2024 23 мая 2024 года
УИД 78RS0015-01-2022-009132-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Завражской Е.В.,
при секретаре Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чурсиной Марины Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу, заместителю начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу Викторовой Марине Александровне о признании незаконными бездействия и решений, обязании возвратить суммы переплаты и начислить проценты,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально ФИО1, Чурсина М.В., ФИО2 обратились в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу.
Протокольным определением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 20.10.2022 года требования ФИО1, Чурсиной М.В., ФИО2 разъединены в отдельные производства.
Чурсина М.В., обращаясь в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу, просит:
- признать незаконным и отменить решение № 201945 от 24.08.2021 года, вынесенное безосновательно и без ее заявления в нарушение п. 6 ст. 78 НК РФ, п. 8 ст. 78 НК РФ, о возврате налога на имущество физических лиц в сумме 3 271 092 рублей;
- обязать Межрайонную ИНФС России № 24 по Санкт-Петербургу возвратить переплату по налогу на имущество физических лиц в соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ на основании вынесенного решения № 2150 от 10.02.2021 года о возврате излишне уплаченного налога в размере 3 270 092 рублей, начислив проценты в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ и возвратить ее на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлениях о возврате суммы излишне уплаченного налога;
- признать незаконным бездействие заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу Викторовой М.А., выразившееся в не вынесении решения по заявлению № 0022975206 от 27.11.2020 года о зачете налога на имущество в НДФЛ в размере 1 000 рублей.
В обоснование заявленных требований Чурсина М.В. указывает, что 27.11.2020 года подала в Межрайонную ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу заявление № 0022975206 о зачете налога на имущество в НДФЛ в размере 1 000 рублей, заявление № 0022976002 о возврате излишне уплаченного налога на сумму 3 270 092 рублей. Данная переплата подтверждалась актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам № 019-130020 по налогу на имущество физических лиц (КБК 18210601010030000110 ОКТМО 40386000). По состоянию на 25.08.2019 года подтвержденная переплата составляла 3 277 358,00 рублей. Несмотря на подтвержденное актами сверки наличие переплаты и установленные налоговым законодательством сроки, Межрайонная ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу только 10.02.2021 года вынесла решение № 2150 о возврате излишне уплаченного налога на имущество физических лиц на сумму 3 270 092 рублей. Заявка на возврат была направлена Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу на исполнение в УФК по Санкт-Петербургу, однако в рамках уголовного дела № 12002400013000128 от 18.08.2020 года следователем следственного отдела по Невскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу старшим лейтенантом полиции ФИО4, на основании предъявленного постановления о производстве выемки от 11.02.2021 года была произведена выемка заявки на возврат № 7811ZV301600811 от 10.02.2021 года на сумму 3 270 092 рублей и приложения к ней (отчуждаемого машинного носителя в виде одного оптического диска) из Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу. На основании заявленного Чурсиной М.В. ходатайства о возврате имущества собственнику от 10.05.2021 года заявка на возврат, вынесенная Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу на основании решения о возврате от 10.02.2021 года № 2150 была возвращена ФИО4 в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу на исполнение 14.05.2021 года, однако деньги на счет не поступили. 21.05.2021 года Чурсиной М.В. был направлен запрос в УФК по Санкт-Петербургу и 27.05.2021 года письмом № 172-02-12/463 сообщено, что согласно п. 4.3 Правил организации и функционирования системы казначейских платежей, утвержденных приказом Федерального казначейства от 13.05.2020 года № 20н, распоряжение о перечислении уполномоченного составителя (заявка на возврат) действительно для предоставления в органы Федерального казначейства в течение десяти календарных дней с даты его составления. В связи с этим, сопроводительным письмом № 72-02-11/5487 Управления Федерального казначейства от 17.05.2021 года заявка на возврат № 7811ZV301600811 от 10.02.2021 года без исполнения возвращена в Межрайонную ИНФС России № 24 по Санкт-Петербургу. Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу в нарушение п. 8 ст. 78 НК РФ не направила действующее поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа № 2150 от 10.02.2021 года о возврате суммы налога в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно пп. 5 п.1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, однако вместо возврата суммы излишне уплаченного налога Межрайонная ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу в лице заместителя начальника инспекции Викторовой М.А., направила в адрес административного истца незаконное письмо № 17-32/32611 от 05.07.2021 года с предложением обратиться в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога повторно. 28.07.2021 года административным истцом было направлено ответное письмо в Межрайонную ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу (регистрационный № 13623-ЗГ от 28.07.2021 года), в котором указано, что в соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалификационной подписью по телекоммуникационным каналам связи или предоставленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, то есть до 28.12.2020 года. Таким образом, административный истец уже обратилась в Межрайонную ИНФС России № 24 по Санкт-Петербургу с заявлением, по которому уже 10.02.2021 года вынесено решение № 2150 о возврате излишне уплаченного налога в размере 3 270 092 рублей. Повторное обращение в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога действующим налоговым законодательством, по которому уже вынесено решение о возврате, не предусмотрено. Также в заявлении Чурсина М.В. указывает, что поскольку Межрайонная ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу демонстрирует явное нежелание возвращать принадлежащие ей денежные средства по разным надуманным причинам, обращаться в инспекцию с новым (повторным) заявлением о возврате налога она считает нецелесообразным. 28.08.2021 года Межрайонная ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу прислала ей сообщение о принятом решении о возврате излишне уплаченного налога № 201748 от 24.08.2021 года, в котором сообщила, что налоговым органом принято решение № 201945 от 24.08.2021 года о возврате ей налога на имущество физических лиц в сумме 3 271 092 рублей. Межрайонной ИНФС России № 24 по Санкт-Петербургу в лице Викторовой М.А. также был направлен ответ № 17-32/45018@ от 14.09.2021 года, что ее обращение № 13623-ЗГ от 28.07.2021 года было рассмотрено инспекцией и принято решение о возврате налога на имущество физических лиц № 201945 от 24.08.2021 года. Административный истец указывает, что ни с каким заявлением о возврате излишне уплаченных налогов после вынесения Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу решения № 2150 о возврате излишне уплаченного налога на имущество физических лиц в размере 3 271 092 рублей от 10.02.2021 года она не обращалась. Таким образом административный истец полагает, что решение № 201945 от 24.08.2021 года о возврате Чурсиной М.В. налога на имущество физических лиц в сумме 3 271 092 рублей является незаконным и подлежит отмене. Ссылаясь на положения ст. 10 ст. 78 НК РФ административный истец полагает, что Межрайонная ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу должна была исполнить вынесенное ей ранее решение № 2150 от 10.02.2021 года о возврате излишне уплаченного налога в размере 3 270 092 рублей после возвращения УФК по Санкт-Петербург заявки на возврат № 7811ZV301600811 от 10.02.2021 года без исполнения, должна была направить в УФК по Санкт-Петербургу во исполнение ранее принятого решения новую заявку на возврат, а также принять решение о начислении процентов, подлежащих уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата. При этом средства по вновь вынесенному решению на счет административного истца также не поступили. УФК по Санкт-Петербургу письмом о неисполнении заявки на возврат № 72-02-13/778 от 24.09.2021 года сообщила, что заявка на возврат № 7811№ZV323600437 от 24.08.2021 года на сумму 3 271 092 рублей на основании постановления о производстве выемки от 25.08.2021 года была изъята старшим следователем следственного отдела по Невскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу старшим лейтенантом юстиции ФИО3, в связи с изъятием вышеуказанная заявка не исполнена. 15.09.2021 года Чурсина М.В. обратилась с жалобой на действия заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу Викторовой М.В. в порядке ст. 137-140 НК РФ в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу, в которой просила признать незаконным и отменить решение № 201945 от 24.08.2021 года о возврате налога на имущество физических лиц в сумме 3 271 092 рубля, вынесенное безосновательно, без ее заявления, также обязать Межрайонную ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу на основании вынесенного решения № 2150 от 10.02.2021 года о возврате излишне уплаченного налога в размере 3 270 092 рублей направить заявку на возврат в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, начислив проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата по вынесенному решению № 2150 от 10.02.2021 года в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ. Решением № 16-19/64781@ от 02.11.2021 года УФНС России по Санкт-Петербургу оставило жалобу административного истца без удовлетворения. Решение по заявлению № 0022975206 от 27.11.2020 года о зачете налога на имущество в НДФЛ в размере 1 000 по настоящее время Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу не вынесено.
Административный истец, в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.
Административные ответчики Межрайонная ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу Викторова М.А., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица ООО «Строительные технологии», ООО «Гранд», ООО «Автоспецлидер», Федоров А.В., в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как усматривается из материалов дела, актом совместной сверки расчетов за период с 01.01.2019 года по 25.08.2019 года по состоянию на 25.08.2019 года за административным истцом числилась переплата по налогу на имущество физических лиц в размере 3 277 358 рублей.
Материалами дела подтверждается, что 27.11.2020 года Чурсина М.В. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу:
- с заявлением № 002297506 о зачете излишне уплаченного налога в размере 1 000 рублей в счет предстоящих платежей;
- с заявлением № 0022976002 о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 3 270 092 рублей.
10.02.2021 года налоговым органом принято решение о возврате излишне уплаченной суммы в размере 3 270 092 рублей, в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу направлена заявка на возврат № 7811ZV301600811 от 10.02.2021 года.
Также материалами дела подтверждается, что заявка на возврат № 7811ZV301600811 от 10.02.2021 года на сумму 3 270 092 рублей, направленная Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу на основании решения № 2150 от 10.02.2021 года была изъята СО по Невскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу в рамках расследования уголовного дела.
После обращения Чурсиной М.В. к следователю СО по Невскому району СУ СК по Санкт-Петербургу ФИО4 заявка на возврат № 7811ZV301600811 от 10.02.2021 года на сумму 3 270 092 рублей была возвращена в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу сопроводительным письмом от 18.04.2021 года № 106/000128 и 17.05.2021 года из Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу без исполнения направлена в Межрайонную ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу.
После возвращения заявки из следственных органов, 05.07.2021 года в адрес Чурсиной М.В. заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу направлено письмо с разъяснением необходимости вновь обратиться с Межрайонную ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы, в ответ на которую административный истец предложил административному ответчику исполнить ранее вынесенное решение о возврате излишне уплаченной суммы с уплатой процентов в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ.
24.08.2021 года Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу было принято решение № 201945 по заявлению № 68105 от 24.08.2021 года о возврате излишне уплаченной суммы в размере 3 271 092 рубля.
Таким образом, с учетом положения ст. 6.1 НК РФ и п. 8 ст.78 НК РФ, заявление административного истца от 27.10.2020 года было рассмотрено должностным лицом с нарушением установленного законом срока, а заявление административного истца № 0022975206 о зачете излишне уплаченного налога в размере 1 000 рублей рассмотрено не было, обратного стороной административного ответчика в материалы дела не представлено.
15.09.2021 года административный истец направила жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, в которой просила: признать незаконным и отменить решение № 201945 от 24.08.2021 года о возврате налога на имущество физических лиц в сумме 3 271 092 рубля как вынесенное в нарушение п. 6 ст. 78 НК РФ, п. 8 ст. 78 НК РФ без ее заявления, обязать Межрайонную ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу возвратить переплату по налогу на имущество физических лиц в соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ на основании вынесенного решения № 2150 от 10.02.2021 года о возврате излишне уплаченного налога в размере 3 270 092 рубля, начислив проценты в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ и возвратить ее на открытый в банке счет налогоплательщика, признать незаконным бездействие заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу Викторовой М.А., выразившееся в не вынесении решения по заявлению № 0022975206 от 27.11.2020 года о зачете налога на имущество в НДФЛ в размере 1 000 рублей и № 0022976003 от 27.11.2020 года о возврате излишне уплаченного налога на сумму 64,50 рублей.
02.11.2021 года по жалобе Чурсиной М.В. руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу вынесено решение № 16-19/64781, в удовлетворении жалобы отказано.
Решением от 30.09.2022 года № 16-15/30884С в удовлетворении жалобы административного истца, поступившей из Комитета финансов Санкт-Петербурга, также отказано в связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы сведения о прекращении уголовного дела, о возврате СО по Невскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу изъятой заявки отсутствуют.
По сведениям УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга от 17.10.2022 года заявки № 7811ZV301000003-1 от 11.01.2019 года на сумму 8 633 429 рублей и № 7811ZV301000003-2 от 11.01.2019 года на сумму 7 806 195 рублей были изъяты в качестве вещественных доказательств по уголовному делу № 11901400009000206, возбужденному 21.01.2019 года, уголовное дело 22.02.2022 года было прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, заявки признаны вещественными доказательствами и находятся при материалах уголовного дела. Заявки на возврат № 7811ZV323600435 от 24.08.2021 года на сумму 2 444 448,63 рублей, № 7811ZV323600436 от 24.08.2021 года на сумму 264 600 рублей, № 7811ZV323600437 от 24.08.2021 года на сумму 3 271 092 рубля, № 7811ZV323700001 от 25.08.2021 года на сумму 585,62 рублей, изъятые в рамках уголовного дела № 12102400013000163 от 20.08.2021 года приобщены к материалам дела, в настоящее время уголовное дело приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ для установления привлекаемого лица.
При этом, как следует из материалов дела, налоговым органом 24.08.2022 года приняты решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога из бюджета, вновь направлена заявка № 7811ZV323600437 от 24.08.2021 года на сумму 3 271 092 рублей на возврат налога в территориальный орган Федерального казначейства. Однако территориальный орган Федерального казначейства уведомил о неисполнении указанных заявок в связи с выемкой правоохранительными органами в рамках возбужденного уголовного дела.
Согласно положениям абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
В соответствии с абз. 1 п.7, п. 8, п. 9 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление залоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства должно заполняться по правилам, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации утверждены Приказом Минфина России от 12.11.2013 года № 107н.
Согласно данному порядку при уплате налогов иным лицом в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог (приложение № 1 к порядку, в редакции, действующей на момент возникновения переплаты).
Поле «КПП» плательщика заполняется при уплате налога за юридическое лицо. При исполнении обязанности по уплате налога за физическое лицо в этом указывается «0».
При заполнении поля «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, исполнившем платежное поручение.
Межрайонной ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу платежные поручения об уплате налоговых платежей ООО «Строительные технологии», ООО «Гранад», ООО «Ленстрой», ООО «Трансюни-Сервис», ООО «Современные технологии» за налогоплательщика Чурсину М.В. были признаны соответствующими указанным правилам и положениям налогового законодательства.
Судом установлено, что уплаченные юридическими лицами суммы налогов не соответствуют обязанности Чурсиной М.В. по их уплате и значительно превышают суммы, начисленные административному истцу, в связи с указанным 10.02.2021 года Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу на основании заявления Чурсиной М.В. было принято решение № 2150 о возврате излишне уплаченной суммы в размере 3 270 092 рублей, 24.08.2021 года Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу на принято повторное решение № 201945 о возврате излишне уплаченной суммы в размере 3 271 092 рублей.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Налоговые органы, в силу пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ, обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
Порядок возврата (отказа в возврате) обязательных платежей установлен положениями ст.78 НК РФ.
В соответствии с п.п. 6, 7, 8, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно п. 11 ст. 78 НК РФ территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В силу положений п. 2 ст. 160.1 БК РФ отношениях, связанных с возвратом излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, налоговый орган выступает администратором доходов бюджета.
С учетом положений п. 28 Порядка N 66н возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В силу п. 2 ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности налоговых органов в пределах своей компетенции. Статьями 31 и 78 НК РФ, на основании которых налоговым органом вынесены решения об отказе в принятии повторных решений о возврате переплаты, не предусмотрено право налогового органа повторно принимать, изменять или отменять свое решение. Такое право статьей 140 НК РФ предоставлено только вышестоящему налоговому органу по жалобе налогоплательщика.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.02.2021 года № 194-О-О указал, что правомерность деятельности налоговых органов и законность вынесенных ими решений может быть, среди прочего, проверена в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым по итогам рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа может быть принято одно из трех решений: оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения; отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу. Решение вышестоящего налогового органа, принятое по итогам рассмотрения апелляционной жалобы, является актом налогового органа ненормативного характера, а потому может быть в общем порядке признано судом недействительным, если оно нарушает права налогоплательщика (статья 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации). Одним из случаев нарушения прав налогоплательщиков является вынесение вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке нового решения, предусматривающего взыскание с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей. На это указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, из постановления которого от 28 июля 2009 года № 5172/09 следует: налогоплательщику не могут быть созданы препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении его решения, а потому, если вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения жалобы примет решение о взыскании с него дополнительных налоговых платежей, не взысканных оспариваемым решением налогового органа, это будет означать нарушение прав налогоплательщика.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Как усматривается из материалов дела, Межрайонная ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу осуществила все предусмотренные законодательством действия по возврату спорных сумм, приняв 10.02.2021 года решение о возврате сумм, требуемых Чурсиной М.В. и направив заявку в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу.
Суд принимает во внимание, что невозможность возврата денежных средств обусловлена выемкой заявок на возврат в рамках расследования уголовного дела, при этом, на дату рассмотрения заявления административного истца, уголовное дело находилось в производстве соответствующего следственного органа.
При этом после возвращения 18.04.2021 года заявки на возврат следователем СО по Невскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу, указанная заявка была возвращена в налоговый орган без исполнения, о чем Межрайонной ИФНС №24 по Санкт-Петербургу было сообщено административному истцу.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2019 года по делу N АКПИ19-316, в рассматриваемой ситуации имеется объективная невозможность фактического возврата денежных средств по независящим от налоговых органов причинам ввиду отсутствия файлов с заявками на возврат денежных средств, выемка которых произведена органами следствия.
При этом суд полагает, что довод административного истца о незаконности повторно принятого Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу решения от 24.08.2021 года о возврате излишне уплаченной суммы, заслуживает внимания, поскольку выемка заявок на возврат в рамках уголовного дела не является основанием для принятия новых решений и заявок на возврат, поскольку все необходимые действия уже совершены ранее.
Однако принятие указанного решения не нарушает прав, свобод и законных интересов, административного истца, поскольку результатом вынесенного решения являлось повторное направление заявок о возврате излишне уплаченных сумм в том же объеме и размере, как и по принятому ранее решению, что позволяет расценить действия административного ответчика как совершенные в интересах Чурсиной М.В.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется, поскольку необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены заявленные требования административного истца, отсутствует.
В рассматриваемом случае, несмотря на наличие бездействия со стороны налогового органа при первоначальном рассмотрении заявлений Чурсиной М.В., нельзя прийти к выводу о нарушении прав административного истца, которые фактически восстановлены, поскольку соответствующие решения приняты, однако, их исполнение невозможно по независящим от административного ответчика обстоятельствам. При этом из принятых налоговым органом решений следует, что решение о зачете излишне уплаченной суммы в счет погашения задолженности по НДФЛ в размере 1 000 рублей не принималось, однако, указанная сумма вошла в состав решения от 24.08.2021 года № 201945 о возврате излишне уплаченного налога.
Одновременно суд также принимает во внимание, что повторно направленная заявка по принятому решению Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу от 24.08.2021 года аналогичным образом не была исполнена в связи с выемкой от 25.08.2021 года в рамках расследования уголовного дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░: